Первое знакомство с книгой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»… Что надо сделать, чтобы оно состоялось? Как подарить третьеклассникам радость общения с этим волшебным и мудрым произведением?
1. Ответы на этот вопрос меня просто порадовали: «Если взрослые будут помнить об этом, им веселее станет жить. Случаи из детства смогут помочь в решении взрослых проблем в семье и на работе. Своим детям также можно дать пример и даже повторить такое же детство, как и у родителей, потому что в детстве было очень весело. И можно было играть, играть и играть!» (Вероника).
Не все дети еще одинаково хорошо читают. Поэтому шаг первый – за неделю до начала работы в классе даю задание прочесть книгу вместе с родителями. Результат – к понедельнику почти у всех имеются разные издания (и что интересно, даже разные переводы!). Я знаю, что некоторым родителям пришлось поискать «Маленького принца» в библиотеках, магазинах и у знакомых. Кое-кто приобрел ее специально для своего ребенка – что может быть ценнее такого подарка!
Шаг второй – надо продумать уроки так, чтобы они отличались от обычных занятий не только по своему содержанию, но и по своей структуре. Так родились десять вопросов, на которые ребята давали письменные ответы. Очень важно, что работа была абсолютно самостоятельной. Дети не знали заранее вопросов. Перед ребенком был только чистый лист и карандаш. Откровенно говоря, это был экзамен, но не для учеников, а для учителя.
Вот эти вопросы (десять вопросов – десять дней):
1. «…все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит».
Для чего взрослым помнить, как они были детьми?
2. «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Как ты сам приводишь в порядок свою планету?
3. «…когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…»
Что делаешь ты, когда тебе грустно?
4. Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее. А кого любишь и о ком заботишься ты?
5. «…суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
За что ты судишь себя сам?
6. «Среди людей тоже одиноко».
Бывает ли тебе одиноко среди людей? Почему?
7. «У них (людей. – Авт.) нет корней – это очень неудобно». Прав ли цветок? Какие корни держат тебя на родной земле?
8. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Что это – самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
9. Чему научил вас Маленький принц?
10. Зачем нам шипы и колючки, если мы совсем не злючки?
Десятый вопрос был темой домашнего сочинения-сказки.
Шаг третий – сами уроки. Можно сколько угодно планировать и придумывать, но никогда не знаешь наверняка, чем все закончится. Иногда чья-нибудь фраза, брошенная мимоходом, может полностью изменить весь так бережно и тщательно продуманный ход урока.
Урок начинается. Звучат обычные слова, приветствия – все как обычно. Поворачиваюсь к доске, пишу фразу из «Маленького принца». Это совсем не по педагогическим правилам. Любой методист тут же бы осудил меня – Учитель! Спиной! К классу! Не-воз-мож-но допускать!.. А дети читают, стараются угадать следующую букву, слово, всю фразу. «Это из «Маленького принца», я читал!» – вдруг догадался кто-то радостно.
Раздаю листочки. Десять минут на ответ. Пишут, стараются. Славные мои мальчишки (и девочки – их всего шесть). Вы думаете, что даете мне ответ, на самом же деле передо мной появляется целый веер вопросов. Не думайте сейчас об ошибках, важны не они, а ваши мысли, о ваших вопросах буду думать я. Почему вдруг у девочки резко изменился почерк, может быть, что-то неладно дома? А этот мальчик так торопится изложить свои мысли, что слова просто лезут друг на друга. А ты, дружок, сдал мне совсем чистый лист, только имя подписал – ты никогда не чувствовал себя виноватым? А ты, оказывается, поэт? Милая девочка, ты приехала из Болгарии и учишься у нас с первого класса, и мама у тебя русская, и ты совсем такая же, как мы… Прости, мы совсем забыли, что родина твоя – все же там! Поэтому ты приносишь нам книжки на болгарском языке, а мы очень стараемся их понять: все наши языки так близки! Вопросы, вопросы… Идет последняя минута, звучит металлофон, работы собираются. Как ручеек, стекаются они к учителю, замедляя свое течение около тех, кто дописывает свои последние сокровенные слова. Молодцы, спасибо! Вы очень хорошо поработали! Поднимите руку, кто читал дома эту главу, а кто готов читать по ролям? Дима, назови, пожалуйста, кто сейчас будет читать за Маленького принца. Каждому хочется побыть в этой роли, и дети стараются быть справедливыми, выбирая чтеца. А сегодня мы путешествуем… Вы помните, на каких планетах побывал Маленький принц? Кто готов нам рассказать о планете короля? Дети «превращаются» в принцев и, незаметно для себя, учатся преобразовывать рассказ автора в рассказ «от первого лица».
Читаем сочинения о колючках. Вдруг – удивленный вздох. Это сказка, сказка, настоящая! Давайте еще раз прочитаем! Шквал аплодисментов. Мальчик стоит, окрыленный своим успехом, а сказка-то про него самого…
Вот и последний урок перед каникулами. Научил ли вас чему-нибудь Маленький принц? Дружбе, любви, доброте и радости, научил читать и писать, ухаживать за землей (и полкласса готовы закрыть все заводы и остановить движение машин), прощать (если бы все люди об этом помнили!) и «спрашивать родителей о том, о чем я раньше стеснялась спросить».
До свидания, Маленький принц! Мы подрастем и снова встретимся с тобой, а ты откроешь нам свои новые тайны.
Вот уроки маленьких принцев:
1. Для чего взрослым помнить, как они были детьми? Ответы на этот вопрос меня просто порадовали: «Если взрослые будут помнить об этом, им веселее станет жить. Случаи из детства смогут помочь в решении взрослых проблем в семье и на работе. Своим детям также можно дать пример и даже повторить такое же детство, как и у родителей, потому что в детстве было очень весело. И можно было играть, играть и играть!» (Вероника).
2. Как приводить в порядок свою планету?
Здесь многие были очень категоричны: «Пожаловаться президенту. Запретить движение машин. Остановить пагубное воздействие заводов».
Впрочем, другие все же начали с себя: «Можно выйти на улицу, если будет валяться фантик, поднять его и выбросить в мусорку. Пойти в рощу и собрать весь мусор, как это делает моя мама и я сама». (Маша). «Сначала надо следить за собой и говорить другим, чтобы они не мусорили и не пакостили, и еще посадить деревья». (Миша). «Не бросать мусор. И не ругаться. Убирать стекла из земли. Не плевать на землю!» (Коля). «Если кто-нибудь бросит бумажку, я подберу ее. Если в моем огороде будут расти сорняки, я их выдерну». (Витя). «Я могу сделать нашу планету чистой следующим образом: сажать деревья, делать из старых бутылок и почти из всех пластиковых вещей новые вещи». (Роман).
Но, оказывается, рассказ об уборке мусора может быть и вполне поэтичным: «Как я очищал планету. Сначала я хорошенько убрал мусор, потом я у бабушки сажал цветы и хорошенько поливал водой. И так земля была мне рада». (Саша).
3. Знают ли взрослые, что делают дети, когда им становится грустно? Может, и вам пригодятся эти рецепты?
«Когда мне грустно, я пытаюсь себя развеселить или играю с игрушками и иду гулять на улицу, только, конечно, если я не болею». (Эля). «Я смотрю в окно, играю с котом и ложусь спать». (Рома). Некоторые начинают учить уроки, читают евангельские истории, играют на флейте. «Когда я стану грустным, хорошо мне посмотреть на луну». (Саша).
4. Совсем непредсказуемыми были ответы на вопрос, о ком заботятся наши дети и кого они любят.
«Я забочусь о маме и о папе. Я помогаю маме мыть полы, а папе помогаю делать рамы». (Эрих). «Я люблю свой огород. Почему? Потому что он нас питает. И еще я люблю свою кошку, которую зовут Чапа, и всю мою семью. Почему я их всех люблю? Потому что все они меня воспитывали. И, конечно, свою собаку Цезаря, потому что он ласковый». (Денис).
Многие заботились о пшенице, которую посадили весной, о животных, которые живут дома, о младших сестрах, о дедушках и бабушках… Но, оказывается, объект заботы может быть и таким: «Я люблю свои санки и забочусь о них, а когда иду гулять, всегда смазываю полозья». (Сережа). Вот так. Есть над чем подумать?
5. Очень трудно оказалось судить самого себя. Король был прав – кое-кто даже сдал чистый лист. Почти все осуждают себя за нанесенные товарищам обиды, за то, что говорят плохие слова. Очень важно, мне кажется, что дети осознают свои ошибки и анализируют их. Возможно, это поможет предотвратить какие-то нежелательные поступки? Случается с нашими детьми и такое: «Я судил себя за то, что один раз долго провисел в Интернете». (Роман).
6. Вопрос об одиночестве – красный сигнал для взрослых. Остановитесь! Подумайте! Исправьтесь!
В детской компании ребятам обычно не одиноко – есть с кем поболтать, поиграть. Правда, иногда кто-то кого-то обижает. А вот со взрослыми… «Одиноко, потому что нахожусь среди взрослых. Все заняты и нельзя погулять. Они не разговаривают со мной. Они ничего не делают, просто ходят туда-сюда или сидят дома. С некоторыми из них не очень интересно общаться». (Олег).
7. О притяжении родной земли лаконичнее всех сказал Андрей: «Семья. Рождение. Притяжение». «Красота!!!» – с целой кучей восклицательных знаков написал Дима.
«Меня держит родной город Иркутск. А Иркутск держит Земля. А Земля – моя любимая планета. А планету держит Вселенная». (Эрих). «Меня держат на родной земле родители, бабушки с дедушками, дом, моя планета, собака и кошки. Если бы их всех не было, я бы улетела на другую планету». (Вероника). «Своя Родина и еще красота природы. Ловля рыбы и красота воды. Вкусные овощи». (Денис). «У моей мамы здесь работа, и мне не хочется, чтобы мама ее бросала». (Роман). «Меня держит на земле свой город. Держит так, чтобы я никуда не ушел в другой». (Сережа). «Я воспринимаю Землю, как свою родную мать, и поэтому у меня с Землею есть какие-то связи, например тоненькая ниточка, и я давно на ней живу и привыкла к ней!» (Эля). «Меня держит родная страна, потому что я здесь родилась, у меня тут родные и я не могу без них жить, если бы я жила далеко от родных, мне было бы очень грустно». (Маша). «Меня притягивает к Земле воздух, потому что на другой планете нет воздуха». (Витя). «Меня держит на Земле мама и семья, мне нравится город Иркутск и друзья». (Миша). «Если бы я был цветком, тогда бы меня притягивало к земле нежностью». (Саша). «Родная земля. У земли есть кусочек твоего духа, а у тебя есть кусочек земли. И если ты уедешь от родной земли и не приедешь обратно, как я из Болгарии, то на душе будет грустно. И так земля притягивает тебя обратно на Родину. И я обязательно вернусь». (Женя). «Потому что я не могу уехать. Это моя Родина. Я не могу предать Родину». (Рома).
8. Чего нельзя увидеть глазами.
Некоторым детям просто не хватило слов, чтобы описать это. И тогда они подходили и говорили: «Это можно почувствовать. Я не знаю, что это, но это что-то очень-очень хорошее, это самое-самое лучшее!» «Нельзя увидеть будущего, потому что не знаешь, какое оно будет». (Сережа). «Жизнь. Потому что если бы жизни не было, людей бы тоже не было. А почему я ее не вижу? Потому что она во мне». (Вероника). «Что тебе грозит опасность, потому что человек может обмануть, а сердце это сразу почует». (Андрей). «Глазами не увидишь в человеке любовь и доброту». (Рома). Бога и ангелов, душу и сердце, ветер нельзя увидеть, можно только почувствовать – так написали многие, но кое-кто уже сумел и выводы сделать: «Самое главное, чего не увидишь глазами, это чувства людей, потому что они определяют отношения людей». (Роман).
И вот ответ Жени: «Да, зорко лишь одно сердце. Есть такие духовные силы, которые глазами не увидишь, и душу человека тоже не увидишь, потому что эти силы вместе с душой направляют тебе силы в ум, ноги, руки и во все части тела, чтобы они были сильными. И у каждого человека есть своя сила, а общую силу дает Господь».
Светлана БАЛАГАНОВА, учитель вальдорфской школы
Комментарии