Мы начинаем публикацию методических материалов, посвященных подготовке и проведению деловой игры «Демократическая республика», которая представляет собой совмещенную административно-игровую модель школьного самоуправления. Началу деловой игры должно предшествовать ее нормативное оформление, в частности, в школе необходимо принять локальный акт, регламентирующий деятельность детских органов самоуправления, например Положение о самоуправлении.
Основные правовые нормы деятельности по самоуправлению в общеобразовательном учреждении отражены в статье 35 Закона РФ «Об образовании», а также в Типовом положении об образовательном учреждении.
Первая наша статья – «Школа кандидата» – адресована педагогам, имеющим возможность проводить занятия с учащимися, принявшими решение баллотироваться в качестве кандидата в депутаты школьного парламента или в президенты школьной республики, так как именно с создания системы органов государственной власти должна начаться данная игра.
Основная цель проведения занятий «Школы…» – активное и сознательное освоение учащимися основных технологий проведения избирательной кампании, приобретение реальных навыков решения возникающих конфликтов социально приемлемыми правовыми способами. Ученикам важно показать сложность политических отношений, невозможность сведения к простым истинам тех процессов, которые связаны с лидерством, отношениями с большими социальными группами, с деятельностью политических партий, общественных движений и т.п. Самоопределение в этой важнейшей сфере социальной жизни помогает ученикам понять, стоит ли заниматься этим интереснейшим, но и очень ответственным делом – общественно-политической деятельностью.
Игра разработана главным образом для старшего школьного возраста. Рекомендуется начинать игру именно с этими детьми. При дальнейшем развитии игры возможно снижение возраста играющих участников при определенной педагогической адаптации используемых правил.
бщая информация. Действие деловой игры «Демократическая республика» разворачивается в условном государстве, создаваемом в школе на определенный период времени (от нескольких недель до нескольких лет). Демократическая республика имеет все необходимые атрибуты государственности: собственное название, конституцию, другие законы, государственный греб, флаг, гимн и свою валюту, структуру государственных органов власти и т.д. Название государства и все остальные атрибуты государственности разрабатывают и принимают сами участники игры – граждане школьного демократического государства.
Именно гражданами этого государства становятся все желающие принять участие в данной игре в соответствии с конституцией и законом о гражданстве демократической республики. В этих законах закрепляется перечень прав и обязанностей граждан. В самом начале игры подобных документов в школе, естественно, нет, поэтому необходимо временное положение о выборах (или аналогичный документ), принятое представительным органом (совет представителей классов, общее собрание старшеклассников и т.п.) или педсоветом.
Для организованного проведения избирательной кампании, максимального включения граждан в общественно-политическую жизнь «Демократической республики» формируется избирательная комиссия в составе 3-7 человек, которая действует в полном соответствии с временным положением о выборах (или другим документом). Возможные варианты формирования избирательной комиссии:
1. Создание «Совета дела», когда инициативная группа, занявшаяся внедрением новой модели ученического самоуправления в своем общеобразовательном учреждении, становится избирательной комиссией на время проведения первых выборов. А затем члены «Совета дела» передают свои полномочия новому составу избирательной комиссии, которая формируется в соответствии с действующим законодательством «Демократической республики».
2. Выборы по одному представителю от старших классов, изъявивших желание участвовать в запуске игры и готовых зарегистрировать своих кандидатов в депутаты школьного парламента или на пост президента.
3. Члены избирательной комиссии избираются от всех старших классов (с 7-го по 11-й). Примерные нормы представительства – 1 член избирательной комиссии от 30 школьников, тогда число членов избирательной комиссии может измениться.
4. Если уже есть парламент (или некий представительный орган власти), то члены избиркома назначаются в соответствующей пропорции: 1/3 членов избирательной комиссии выбирается в парламент, 1/3 – назначается решением президента «Демократической республики», 1/3 – назначается решением правительства.
Решение об избрании данного человека членом избирательной комиссии оформляется протоколом общего собрания граждан (соответствующего органа власти), который хранится до конца игры в архиве избирательной комиссии.
Протокол общего собрания граждан «Демократической республики»
от «_____»______________200___ г.
Общее число членов собрания: _______ человек.
Присутствовало: ________ человек.
Повестка дня:
Выборы члена избирательной комиссии «Демократической республики».
Слушали (в произвольной форме перечисляются поступившие предложения о кандидатурах в члены избиркома, кратко записываются вопросы и ответы участников собрания):
Постановили: избрать членом избирательной комиссии
___________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, регион, который представляет данный гражданин)
Результаты голосования:
«за» – __________ человек;
«против» – __________ человек;
«воздержались» – __________ человек.
Председатель собрания – _______________ Секретарь собрания – ______________
После проведения таких организационных собраний граждан вновь избранные члены избирательной комиссии собираются на свое первое заседание.
Примечание. Каждое заседание избирательной комиссии обязательно оформляется отдельным протоколом. Образцом может быть протокол, который приведен выше для оформления решения общего собрания граждан.
На первом заседании избирательной комиссии ее члены избирают председателя, который руководит всей работой комиссии, и секретаря, который ведет и хранит всю необходимую документацию:
протоколы об избрании самих членов избирательной комиссии;
протоколы учредительных собраний избирательных объединений;
заявления и уведомления кандидатов;
протоколы о выдвижении кандидатов от региональных делегаций или групп граждан;
подписные листы;
биографические данные кандидатов;
списки регистрации кандидатов в президенты и депутаты парламента;
ведомость выдачи удостоверений о регистрации кандидатов;
списки регистрации избирателей;
все протоколы и акты (осмотра урны и ее опечатывания, вскрытия урны, подсчета голосов, уничтожения неиспользованных избирательных бюллетеней).
На этом же заседании избирательная комиссия выписывает на основании предъявленных протоколов общих собраний граждан и протокола №1 заседания самой избирательной комиссии удостоверения членам избиркома.
Избирательная комиссия «Демократической республики»
Удостоверение №_________
Настоящее удостоверение выдано
(фамилия, имя, отчество члена избирательной комиссии)
в том, что он(она) является членом избирательной комиссии.
«___»_____________200____ г. Председатель избирательной комиссии ____________
После распределения обязанностей и получения удостоверений члены избиркома внимательно изучают закон о выборах государственных органов власти «Демократической республики» и приступают к осуществлению своих обязанностей.
Все участники игры – граждане – имеют прежде всего политические права, т.е. право создавать политические «партии» и общественные объединения, а также активное избирательное право (избирать депутатов парламента и президента) и пассивное избирательное право (быть избранными в представительные органы государственной власти, то есть депутатом парламента или президентом демократической республики). Поэтому игра начинается именно с активной политической деятельности.
Состав предвыборного штаба
Участникам предлагается объединиться в инициативные группы, которые на время игры становятся предвыборными штабами по проведению избирательной кампании. В каждом штабе среди участников игры целесообразно распределить следующие роли:
1. Руководитель штаба. Это основной организатор внутрикомандного взаимодействия, помогающий остальным членам штаба согласовывать их действия. Он организует коллективное обсуждение действий избирательного штаба и т.д.
2. Кандидат на пост президента или в депутаты парламента «Демократической республики». Это основная фигура избирательного процесса. Кандидат представляет свою команду (инициативную группу, класс, творческий коллектив и т.д.), выступает от имени своего общественно-политического блока (объединения, политической партии), объясняет преимущества своей программы, встречается с избирателями, дает интервью и участвует в пресс-конференциях и т.д. Основная задача кандидата – получить максимальное число голосов избирателей, но не забывать о серьезной политической ответственности за оказанное избирателями доверие.
3. Доверенное лицо кандидата (группа доверенных лиц). Это ближайший деловой партнер кандидата, который имеет право представлять его во время избирательной кампании. Доверенное лицо может говорить от имени кандидата, заранее согласуя с ним свои заявления, выступления и т.д.
4. Аналитик (или группа аналитиков). Основной задачей аналитика является сбор, систематизация и анализ полученной информации о ходе избирательной кампании. Прежде всего он должен быть в курсе того, что происходит в процессе избирательной кампании, и, разумеется, постоянно информировать всю команду о состоянии дел, предлагая свои варианты дальнейших действий.
5. Идеолог-пропагандист (или идеологическая группа). Этот член команды отвечает за разработку идеологии всей предвыборной кампании, а также за пропаганду принятых предвыборным штабом решений среди избирателей.
6. Пресс-секретарь (или пресс-группа). Этот член штаба отвечает за непосредственную связь со всеми средствами массовой информации: пресса, радио, телевидение. Он прежде всего участвует в пресс-конференциях, берет интервью у кандидатов в депутаты и других членов команды, информирует об этом общественность.
7. Финансовый директор. Этот член команды отвечает за все, что связано с материальным обеспечением избирательного процесса, а если в игре используются и финансовые механизмы, то и за финансовые расчеты (естественно, речь идет только об игровой валюте, которая может быть использована в ходе игры «Демократическая республика»).
8. Ответственный секретарь. Данный член штаба ведет всю исходящую и входящую документацию, готовит официальные документы, ведет переписку, отвечает на вопросы.
9. Юрист. Этот член команды следит за соответствием всех предпринимаемых действий закону о выборах и другим нормативным актам, а также решениям избирательной комиссии. Он представляет интересы команды в суде как в качестве ответчика, так и истца, если в этом есть необходимость.
10. Социолог. Данный член команды ведет постоянное изучение мнения будущих избирателей, прежде всего по отношению к своим кандидатам в депутаты. Для этого он проводит опросы, берет интервью, анкетирует избирателей и т.д. Обработанная информация обязательно сообщается членам команды и в первую очередь самому кандидату и аналитику команды.
Каждый из членов штаба должен четко представлять себе свои обязанности и во время избирательной кампании настойчиво и последовательно их выполнять. Это самый верный способ выиграть избирательную кампанию, то есть добиться избрания своего кандидата в состав парламента или на пост президента «Демократической республики».
Примечание. 1. Состав штаба является примерным (кроме официальных кандидатов). Допускается введение других должностей, главное, чтобы они приносили пользу во время избирательной кампании. 2. Допускается также и совмещение функций, если в составе штаба меньше участников, чем вышеобозначенных ролей.
Алгоритм избирательного процесса
Для более организованного проведения выборов рекомендуется использовать определенный алгоритм избирательного процесса, который может выглядеть следующим образом:
1. Регистрация избирательных объединений и выдвижение кандидата внутри объединений граждан (или самовыдвижение граждан).
2. Оформление решения о выдвижении кандидата официальным протоколом (или подписным листом).
3. Регистрация кандидата в избирательной комиссии с предъявлением необходимых документов и получение удостоверения кандидата.
4. Регистрация доверенных лиц кандидата.
5. Разработка стратегии избирательной кампании каждым предвыборным штабом.
6. Активное проведение избирательной кампании с использованием разнообразных технологий при обязательном выполнении требований закона о выборах.
7. Регистрация избирателей с использованием явочного порядка.
8. Проведение процедуры выборов государственных органов власти.
9. Объявление результатов голосования, представление президента и депутатов парламента «Демократической республики».
Кратко охарактеризуем каждый этап данного алгоритма организации избирательной кампании.
1. Формирование избирательных объединений и их регистрация. Выдвижение кандидата внутри объединений и оформление протокола (самовыдвижение граждан). Это первый этап предвыборной кампании. Отдельные группы граждан, коллективы классов могут создавать свои «общественно-политические объединения». Создание «политических партий» является достаточно сложным процессом. В качестве избирательного объединения на первых этапах игры может выступать класс, параллель классов и другие как формальные, так и неформальные группы. При более поздних этапах развития игры возможно формирование «политических партий», «общественно-политических организаций». Их формирование может носить свободный характер объединений независимо от классов и возраста детей.
Учреждение такого объединения подтверждается протоколом. Каждая политическая «партия» или «общественно-политическое объединение» должны зарегистрироваться в министерстве юстиции, получить сертификат, подтверждающий факт регистрации и дающий право на политическую деятельность. При регистрации предъявляется протокол учредительного собрания, в котором обязательно указывается название политической «партии» или общественного объединения, число членов, а также прилагается краткая программа деятельности.
Примечание. При выборе названия «политической партии» следует помнить о том, что Законом РФ «Об образовании» в школе запрещена деятельность реальных политических партий.
Далее группы граждан (класс, творческое объединение, инициативные группы и т.д.) на общем собрании решают вопрос о том, кого выдвинуть кандидатом в депутаты парламента или на пост президента ДР. Для этого следует провести обсуждение нескольких кандидатур, каждой из которых предоставляется возможность рассказать о себе, высказать свою точку зрения по различным вопросам, представить первый вариант предвыборной программы (или ее основные тезисы), если таковая уже есть. В ходе обсуждения кандидатур целесообразно задавать вопросы будущим кандидатам, чтобы полнее представить личность человека, который будет представлять интересы коллектива в государственных органах власти. Решение группы оформляется официальными документами (подробнее см. следующий пункт алгоритма).
Протокол собрания
избирательного объединения ____________________________________________________________
от «____» _____________ 200___ г.
Общее число членов собрания: _____________ человек.
Присутствовало: _____________ человек.
Выдвижение кандидатов в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики».
Слушали (в произвольной форме перечисляются поступившие предложения о кандидатах в депутаты парламента и на пост президента, кратко записываются вопросы и ответы участников собрания):
Постановили: кандидатом в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики» выдвинут _______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
«за» – ____________________человек;
«против» – _______________ человек;
«воздержались» – ________ человек.
Председатель собрания – __________________ Секретарь собрания – __________________________
В соответствии с законом о выборах допускается и самовыдвижение граждан, готовых пройти все этапы избирательной кампании. В этом случае гражданин, решивший выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата, должен оформить подписные листы (образец см. ниже).
2. Оформление уведомления о выдвижении кандидата. После написания протокола оформляется уведомление для избирательной комиссии.
Уведомление
Группа граждан (избирательное объединение, общественно-политический блок, партия и т.д.) _________________________________________________________________________________________
(наименование избирательного объединения, блока)
уведомляет избирательную комиссию, что «____»_____________ _______года на собрании граждан (конференции, съезде объединения) кандидатом в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики» выдвинут гражданин ___________________________
Прилагаются документы:
1. Заявление гражданина о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики».
2. Копия свидетельства о регистрации объединения (блока, партии).
3. Выписка из протокола общего собрания (конференции, съезда) о выдвижении кандидата с указанием результатов голосования.
Таким образом, в первую очередь гражданин, который согласен представлять команду, пишет личное заявление о согласии баллотироваться кандидатом.
В избирательную комиссию гражданина
Даю согласие баллотироваться кандидатом в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики» от избирательного объединения ____________________________
(наименование)
либо от инициативной группы избирателей:
Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________
В случае избрания меня депутатом парламента (президентом) «Демократической республики» обязуюсь добросовестно выполнять его обязанности. О себе дополнительно сообщаю, что: 1. ________________________; 2. _________________________.
Дата ________________ Подпись ______________________
Подпись кандидата ________________________ поставлена в моем присутствии собственноручно. Личность удостоверена паспортом гражданина «Демократической республики».
Дата ______________________________
Подпись председателя избирательной комиссии ___________
Те граждане, которые решили самостоятельно баллотироваться в состав парламента или на пост президента «Демократической республики», обязаны собрать подписи граждан. Для этого они уведомляют избирательную комиссию о своем решении и оформляют подписные листы.
Я, гражданин «Демократической республики» _____________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
уведомляю избирательную комиссию, что выдвинул «____»_______________ _____ года свою кандидатуру в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики». В случае избрания меня депутатом парламента (президентом) «Демократической республики» обязуюсь добросовестно выполнять его обязанности.
Дополнительно о себе сообщаю: ___________________________________________________________
Дата ___________________ Подпись ____________________
Подпись кандидата _________________________ поставлена в моем присутствии собственноручно. Личность удостоверена паспортом гражданина «Демократической республики».
Подпись председателя избирательной комиссии ____________________________
После уведомления избирательной комиссии гражданин может начать сбор подписей граждан, желающих поддержать его кандидатуру во время выборов.
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики» _______________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения).
Подписной лист удостоверяю: _____________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
Кандидат в депутаты: ______________________
Дата _________________________ Подпись ____________________________
Этот этап предвыборной кампании может занимать разное время, но следует четко обозначать его длительность для всех граждан, пожелавших активно включиться в предвыборный марафон.
3. Регистрация кандидата в избирательной комиссии и получение удостоверения кандидата. После оформления всех документов кандидаты регистрируются в избирательной комиссии (ИК). Для чего руководитель предвыборного штаба предъявляет все необходимые документы: протокол, уведомление о выдвижении кандидатов, а также оригиналы личных заявлений о согласии баллотироваться кандидатом.
Члены ИК изучают полученные документы, анализируя правильность их оформления. Если документы составлены неверно, то указывают допущенные ошибки, советуют их исправить, то есть отправляют неверно оформленные документы на доработку.
Примечание. При первом запуске игры в школе или учебном заведении функции министерства юстиции по регистрации политических партий и общественных объединений граждан выполняет избирательная комиссия (или инициативная группа, которая в последующем передает свои полномочия или избирательной комиссии, или министерству юстиции).
Если все документы оформлены верно, то избирательная комиссия регистрирует кандидата в специальном списке.
Список зарегистрированных кандидатов в депутаты парламента
Дата _____________________ Подпись председателя ИК _____________________
После включения в список зарегистрированных кандидатов каждый из них получает официальное регистрационное удостоверение, дающее право начинать избирательную агитацию.
Регистрационное удостоверение №_____
Настоящее удостоверение выдано ____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
в том, что он(она) официально зарегистрирован(а) избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики».
Данное удостоверение дает право на ведение официальной предвыборной агитации, участия во всех предвыборных процедурах, проводимых избирательной комиссией.
4. Регистрация доверенных лиц. После получения официального удостоверения о регистрации кандидат должен написать заявление для регистрации своего доверенного лица. Гражданин, который согласен стать доверенным лицом кандидата, пишет личное заявление об этом и передает его в избирательную комиссию.
от зарегистрированного кандидата
В соответствии с законом «О выборах» я, гражданин «Демократической республики», зарегистрированный кандидатом в депутаты парламента (на пост президента) «Демократической республики», дата регистрации _______________________________, представляю для регистрации назначенных мною доверенных лиц:
1. __________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________________________
Заявления доверенных лиц о согласии осуществлять указанную деятельность прилагаются.
Приложение: на ______+__ листах.
К данному заявлению обязательно прилагаются личные заявления тех граждан, которые согласились выполнять обязанности доверенного лица.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания РАО, председатель Конституционного совета МООДиМ «Новая цивилизация»;
В.Б.ВЫСОЦКИЙ, кандидат психологических наук, ст. научный сотрудник Центра дополнительного и альтернативного образования МИОО
Окончание следует
Комментарии