Оценивать работу классного руководителя – сложное и ответственное дело. Ведь руководитель класса не просто учитель. Это человек, который должен понять и принять каждого ученика, помочь ему поверить в себя, создать такую атмосферу в классе, где каждому ученику найдется достойное место.
Кропотливая работа переходит в систему и дает результат, если классный руководитель шаг за шагом использует свое мастерство, подключая к методическим познаниям свое сердце, чувствует ребенка как своего собственного. А это очень трудно оценить, выдвигая лишь формальные требования. Для успешного классного руководителя важную роль играет сотрудничество с родителями. Как раз номинацию «Организация сотрудничества с родителями» (в том числе разработки родительских собраний) мы и попытаемся разобрать.
При отборе работ я ориентировалась на то, как авторы демонстрируют профессиональную компетентность в работе с родителями.
Системный подход. Его необходимо было обозначить, даже если прислан сценарий мероприятий. Многие участники присылают лишь сценарий, это лишает возможности оценить работу автора в целом.
Наличие целей, задач, четко выстроенной структуры работы. Практически все работы отвечают этим требованиям.
Актуальность темы. Все темы, представленные в работах, можно назвать актуальными: психологические особенности детей в различных категориях, формирование собственного характера, роль семьи, человеческие ценности, создание клубов родителей, комплексы родительских собраний, работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем… Практически каждая работа затрагивает важную проблему. К сожалению, не каждому удается найти и предложить пути ее решения. Декларативный характер работ умаляет их ценность. Во многих работах авторы четко выдерживают конкурсные требования, но при этом родители лишь пассивные слушатели, по материалу не ясно, согласны ли мамы и папы с рецептами учителя, который выступает в роли гуру. Было бы очень интересно, если бы появились работы, которые рассказывали бы, как проявляется социальная компетентность автора -как он улаживает разногласия, конфликты с родителями. Не секрет, что порой родители в силу своей беспомощности перед трудными ситуациями достаточно конфликтны, и с ними необходима особая кропотливая работа. А случается, что и родитель прав. Как в такой ситуации ведет себя классный руководитель? Каким бы ни было решение, ребенок не должен страдать. Как должна проявиться коммуникативная культура «мудрого» классного? К сожалению, таких работ практически не было.
Оригинальность материала. Практическая ценность разработки
Мы получили работы из разных уголков нашей страны. И это радует. Интересно проследить, какие проблемы беспокоят наших многочисленных авторов, какие решения предлагаются. Идеи из различных разработок собираются в богатейшую копилку для классных руководителей.
Но порой настораживает, что некоторые работы, присланные изразных мест, совпадают по содержанию, по методике. Кто виноват? Интернет? Невольно встает вопрос о плагиате. Мы не имеем возможности проверять все работы на честность из-за огромного информационного потока. Значит, все зависит от честности авторов. Напоминаем, если выборочная проверка покажет, что автор воспользовался чужим трудом, он будет лишен возможности дальнейшего сотрудничества с газетой.
Активное участие детей в мероприятии, реализации программы
Во многих работах используются результаты совместных размышлений и дел детей, родителей и классного руководителя. Часто для родителей являются откровением суждения детей, совместная работа помогает лучше понять друг друга. Интересны совместные дела, помогающие родителям понять класс, в котором учится их ребенок, и своего ребенка в нем.
Соответствие содержания возрасту учеников
Все авторы четко прослеживают связь проблем в своих работах с соответствующим возрастом учеников.
Рассмотрим наиболее удачные работы, сгруппировав их по тематике.
Работы, посвященные трудному периоду начала жизни в школе – первому классу и начальной школе в целом
Светлана Анатольевна Вол-венкина, учитель начальной школы (2-й класс), средняя школа №6 поселка Затеречный Неф-текумского района Ставропольского края.
Эпиграфом к работе служат слова В.А.Сухомлинского, с которыми можно обратиться ко всем, кто работает в начальной школе. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Автор предлагает различные формы сотрудничества с родителями: индивидуальные и групповые консультации, воспитание культуры поведения, родительское самоуправление. Интересно классно-родительское собрание «День моей семьи». Каждая семья выпускает свою газету – об увлечениях, обо всем, что ее интересует. Важно в совместной работе ведение родителями творческих кружков для класса, детские праздники – это своеобразные открытые уроки. Приобщение родителей к общей работе с классом, где учится их ребенок, сплачивает детей и родителей, расширяет их опыт воспитательной деятельности.
Светлана Юрьевна Катаева, учитель начальной школы, классный руководитель 1-го класса, средняя школа №13 города Глазов Удмуртской Республики.
Первое собрание «Новый этап в жизни ребенка, или Трудности адаптации первоклассников к
школе»:
– профилактика проблем,
– работа в группах,
– обсуждение.
Предлагается обсудить самые злободневные проблемы для первоклассников – адаптация к детскому коллективу, исключить нервотрепку, обсудить по стадиям день ребенка. Результаты работы в группах по схеме: знаем – хотим знать – узнали.
Полезна разработка практического пособия – рекомендации по проведению родительских собраний.
Галина Ивановна Колесникова, классный руководитель 3-го класса, средняя школа №4 города Светлограда Ставропольского края.
Автор рассказывает, как создать условия для педагогического образования родителей, которые в свою очередь помогают младшим школьникам усваивать главные нравственные эталоны. Разработана модель организации взаимного сотрудничества – психологическая мастерская для родителей – групповые, индивидуальные формы общения, консультации, родительские недели, собрания и конференции для отцов, университет педагогических знаний «Содружество», тренинги, родительская газета «Домовая книга», семейный клуб, советы бабушек.
Идею сотрудничества детей и взрослых в детско-взрослом сообществе предлагает Елена Ивановна Желанникова, классный руководитель 2-го класса лицея города Лесосибирска Красноярского края.
Разработан сценарий собрания, посвященного семье. Вопросы к родителям и детям помогают родителям узнать и понять жизнь детей в школе, а детям оценить семью. Игровая форма позволяет проводить собрание в непринужденной обстановке.
Помочь детям стать внимательными предлагает Татьяна Николаевна Крюкова, классный руководитель 3-го класса средней школы №54 города Прокопьевска Кемеровской области.
Форма проведения – творческая лаборатория родителей на круглом столе. Через игру происходит обучение концентрации внимания.
Тема пятиклассников
Для детей переход в пятый класс – особый этап. Заканчивается начальная школа, начинается новый период в жизни ребенка, и
если не сложится с самого начала жизнь в пятом классе, ученик упустит шанс проявить себя, расширить свои достижения, начать новую интересную жизнь в средней школе.
Проблемам пятиклассников посвящает свою работу Светлана Николаевна Жмуркина, учитель математики, классный руководитель 5-го класса Прудковской средней школы Смоленской области.
Автор предлагает разработку родительского собрания «Ваш ребенок – пятиклассник, или Особенности адаптации». На этом сложном этапе важным становится содружество, взаимопонимание между учителем, родителями и детьми, которое рождается в совместной деятельности. В доходчивой форме осуществляется психологическое просвещение родителей, даются рекомендации родителям, разработан раздаточный материал. Автор использует необычный прием в беседе – ассоциации «пляж -школа».
Четко прослеживаются те трудности, которые могут встретиться у пятиклассников -новые учителя, требования, новые отношения родителей, на какие признаки в поведении ребенка нужно обратить внимание, разбираются особенности класса. Даются рекомендации, и главное, автор стремится поддерживать оптимизм и у родителей, и у детей. В итоге вместе с родителями принимаются общие правила поведения.
Общие подростковые проблемы
На сложный возраст детей, проблемы контактов с взрослыми обращают внимание классные руководители, предлагая родителям пути решения этой проблемы.
Родительское собрание, проведенное совместно с учениками 8-го класса и психологом, предлагает Надежда Николаевна Волова, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8-го класса Строевской средней школы Архангельской области. Работа посвящена определению пути формирования собственного характера. Анализируя сочинения ребят о своем характере, автор дает рекомендации. Используя игровые формы, создает ситуации, когда разным людям необходимо договориться в команде.
Собрание «Внимание! Старший подросток» – разработка Елизаветы Ураловны Волковой, учителя русского языка и литературы Долгодеревенской средней школы Сосновского района Челябинской области, – позволяет сформировать у родителей положительную мотивацию на совместную деятельность со школой для решения проблем, связанных со старшим подростковым возрастом.
Программа, предложенная учителем математики Наталией Михайловной Егоровой, учителем физики Татьяной Михайловной Кустовой, учителем русского языка и литературы Светланой Ивановной Сицкой из Белоярской средней школы Республики Хакасия, направлена на развитие педагогической культуры родителей. Программа делится на разделы, в которых авторы предлагают методические приемы работы с родителями по формированию культуры общения взрослых и детей (предложено 30 тем).
Работа классного руководителя с родителями учеников коррекционных школ
Тяжелое психологическое состояние родителей, имеющих больных детей, внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик, в котором они оказались, создают большие проблемы.
Елена Владимировна Андросова, классный руководитель 5-го класса для детей со сложными дефектами развития специальной коррекционной (общеобразовательной) школы-интерната №53 VIII вида города Новокузнецка Кемеровской области, предлагает комплексную систему (классный руководитель + педагог + психолог + логопед + воспитатель + родители), помогающую совместно решать проблемы развития детей (формы работы – круглые столы, собрания, семинары и т. д.).
Автор Елена Александровна Харламова, классный руководитель 7-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №18 VIII вида города Омска, предлагает программу обучения родителей приемам, методам и формам работы с детьми-инвалидами, учениками начальной школы для успешной социализации. Даны практические рекомендации, основанные на принципах гуманности, доступности.
Работа учителей средней школы №4 города Черногорска Республики Хакасия Татьяны Викторовны Барановой, Кристины Анатольевны Сморкаловой и Алены Викторовны Искаковой посвящена организации клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, как средства реабилитации обучающихся и профилактики семейного неблагополучия. Семейный клуб позволяет вести системную работу с родителями в несколько этапов:
1. Подготовительный (формирование групп родителей и детей на основе диагностики).
2. Основной. Поэтапная реализация программы.
3. Организация клуба для родителей «Университет педагогических знаний».
4. Организация клуба для детей «Веселые звоночки» (проектная деятельность, игры, занятия; завершающий этап – парад достижений).
Занятия создают положительный климат, улучшают детско-родительские отношения, повышают уровень семейной культуры. Предлагается план мероприятий «Университета» по группам (взаимодействие с агрессивными детьми, с гиперактивными, тревожными). В ходе работы создаются мастерские общения, собираются рецепты, проводятся дискуссии о детском одиночестве, «философский стол», организуется театр-экспромт. Предлагается структура групповых занятий с родителями, даются конкретные рекомендации. Работа вдумчивая, разносторонне освещает проблемы, связанные с особыми детьми, конкретно помогает родителям в развитии ребенка.
Разработка комплекса родительских собраний
Автор Людмила Юрьевна Ря-бенко, классный руководитель 9-го класса, учитель математики и информатики московской негосударственной школы «Разум – Л».
Это единственная работа, где тщательно прослежена, систематизирована тематика родительских собраний от 5-го до 11-го класса. Материалы принесут большую пользу классным руководителям.
Разработана система работы с родителями начиная с 5-го класса. Тематика предлагается с первого собрания. В конце собрания родители пишут вопросы, на которые не получили ответ. Таким образом осуществляется естественная, если нужно, индивидуальная связь родителей и классного руководителя. Тематика усложняется с каждым классом, логически вытекает одна из другой. Если, например, в 5-м классе классный руководитель и родители решают проблему, что значит быть гимназистом, говорят о значении домашнего задания, то в 6-м классе рассматриваются вопросы взросления детей, проблемы подросткового возраста, работы на компьютере, говорится о положительных эмоциях, об эмоциональных реакциях родителей (ярость, крик, попытки перекричать и т. д.). Важное место занимают рекомендации родителям после каждого собрания (в дневник родителям).
Изучая работы, присланные на конкурс, испытываешь чувство большого уважения к авторам. В каждой работе затрагивается серьезная тема и предлагается решение той или иной проблемы. Спасибо, что поделились своими разработками, размышлениями. Были тщательно изучены все работы, эксперты старались быть максимально объективными в своих оценках. Но все же самое объективное жюри – ваши ученики. И если проходят годы, а бывший ученик хочет общаться с вами, ищет у вас совета, потому что его любимый мудрый классный по-прежнему для него наставник и друг, это и есть самая высокая оценка вашего труда. Всем авторам конкурса «Мудрая сова» творческих успехов! До новых встреч!
Комментарии