Физико-математические классы существуют в нашей школе практически с момента ее основания. Они стали особенностью и традицией, которую мы оберегаем и храним вот уже 25 лет.
Работа по преемственности предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в нашей школе идет по четко выстроенной системе, в основе которой лежат изучение и анализ работы в прошедшем учебном году. Преемственность заключается в выявлении позитивных сторон предыдущих стадий учебно-воспитательного процесса и поиска средств, способствующих продолжению качественного процесса воспитания и образования. Преемственность в обучении проявляется и в рациональности выбора наиболее оптимальных методов, форм обучения, отвечающих современным требованиям и психологическим особенностям обучающихся, в выявлении эффективных дидактических приемов с обязательным сохранением и учетом тех способов организации процесса образования, которые привели бы к хорошим результатам.Я, как учитель, ожидаю от детей, которые начинают изучать физику, определенного уровня развития памяти, мышления, моторики, способности воспринимать, осознавать и осмысливать элементарную научную лексику. Эти умения в идеале должны закладываться и формироваться в процессе игры в семье, а затем развиваться в детском саду и школе. Поэтому в начальной школе основными стали игровые и исследовательские технологии, диалог, сравнение, эвристическая беседа, дискуссия, в основной школе – акцент на использовании приемов мыследеятельностной технологии (синтез и анализ наблюдений, постановка проблемы, исследование, поиск, моделирование, проектирование). Традиционные и эффективные на начальном этапе коллективная и индивидуальная формы работы в перспективе дополняются групповой.В основной школе начиная с 7-го класса мы определяем один класс с углубленным изучением физики и математики, организуем там предпрофильную подготовку, чтобы обеспечить осознанный выбор ребят профильных предметов в 10-м классе. Среди задач мы определили такие: способствовать профессиональному самоопределению подростка, оказывать помощь в раскрытии потенциальных способностей к изучению различных областей знания.Подготовительная работа по формированию предпрофильной подготовки организована в нашей школе с учетом комплексного подхода. Мы изучаем данные психологического мониторинга по выявлению индивидуальных способностей и склонностей детей к изучению предметов физико-математического профиля, психолого-педагогическая служба проводит экспресс-диагностику по профессиональному самоопределению, мы проводим мониторинг участия детей в олимпиадах и конкурсах по физике и математике. Администрация школы и учителя проводят тематические родительские собрания, на которых до родителей доводят всю информацию о системе работы классов физико-математического профиля.Система предпрофильной подготовки в нашей школе включает в себя увеличение часов на изучение физики и математики начиная с 7-го класса, что способствует более глубокому пониманию изучаемых процессов, позволяет решать более сложные задачи; организацию исследовательской и поисковой деятельности путем постановки экспериментальных задач, увеличения количества лабораторных работ, проведения физического практикума; интегративный подход к изучению предметов естественного цикла (биология, химия, медицина, физкультура) и гуманитарных наук (история, искусство, литература), что открывает перспективы для работы над проектами, показывающими фундаментальность физики и единство мира; широкую экскурсионную программу (экскурсии в Политехнический музей, курс лекций в планетарии в Екатерининском саду, различные выставки, образовательные форумы, ярмарки идей, дни науки в вузах).Предпрофильная подготовка, которую реализует учитель физики, – это разнообразное использование педагогических технологий для максимального раскрытия творческого потенциала детей. Система заданий, которая начинает выстраиваться на первых уроках физики, строится на использовании возможностей проблемного метода. Из урока в урок задания усложняются, углубляются, но типология их красной нитью прослеживается от 7-го до 9-го класса.Такой подход позволяет реализовать преемственную связь между отдельными темами курса, определить наиболее оптимальные методы и формы обучения, выявить эффективные дидактические приемы.О.ТИХОНОВА, учитель физики школы №1121
Комментарии