Алексей БОККИН – учитель физики и математики Гимназии города Костомукши Республики Карелия. Алексей Сергеевич является выпускником Института физики Герценовского университета. В 2023 году он стал победителем конкурса «Учитель года» в Карелии.
– Алексей, разделилась ли жизнь на до и после? Не раз приходилось об этом слышать…
– Не могу сказать, что моя жизнь круто изменилась после всероссийского этапа. Участие в республиканском этапе дало намного больше: я стал советником министра и уже предложил несколько идей, которые поддержал министр образования и спорта Карелии Роман Геннадьевич Голубев. В последнее время активно сотрудничаю с Карельским институтом развития образования, совместными усилиями разрабатываем несколько проектов. Приятно, что я стал частью команды по подготовке январского республиканского педагогического форума. Также при поддержке Карельского отделения профсоюзной организации организуем летнюю педагогическую экспедицию, в которой примут участие порядка 100 педагогов из разных уголков России.
– Конкурс – это и мощный поток энергии, и радость встреч, новых знакомств, и все же стресс. Как справлялись с перегрузом, кто поддерживал и помогал?
– Мощный поток энергии я почувствовал намного позже, когда вернулся на родную землю и встретил коллег, а на протяжении всего конкурса я ощущал сильное волнение, ведь рядом со мной не было земляков. Как бы странно это ни звучало, но именно в моменты, когда вокруг тебя представители из разных регионов нашей страны, понимаешь, как важно, чтобы рядом находились родные люди.
Конечно, я чувствовал поддержку не только педагогического сообщества республики, но и других людей, проживающих в регионе. И это очень много значило. Также вдохновляли меня коллеги из гимназии, родители и дети. Так, мои дети записали два видеофрагмента, я пересматривал их каждый день. Хочу отметить, что на протяжении всего конкурса со мной на связи были представители Карельского института развития образования (КИРО). Не проходило ни одного дня, чтобы мне не позвонила методист Ольга Леонидовна Германова. Она помогала настроиться на новые испытания.
– Не раз слышала мнение, что конкурсы учителям не нужны. Вы согласны?
– Конкурсные уроки имеют существенные отличия от типичных, которые учителя проводят каждый день. На их подготовку педагоги тратят силы, энергию и время. Считаю, это важный этап в жизни каждого учителя, ведь конкурс помогает не только систематизировать собственные компетенции, получить необычный опыт, открыть новые перспективы, но и познакомиться с единомышленниками и зарядиться энергией и идеями от других конкурсантов. За весь период участия в конкурсе понял, насколько в нашей стране много педагогов, готовых к новым открытиям и желающих сделать систему образования лучше.
– Алексей, вы являетесь земским учителем. Как этот статус повлиял на профессиональную судьбу? Не жалеете, что уехали из Питера?
– Статус земского учителя никак не повлиял на судьбу. Конечно, какое-то время к моей персоне было приковано внимание костомукшской общественности, но это очень быстро прошло. Все успехи связаны с личным профессионализмом и помощью мощной команды специалистов, коллег из гимназии. Я не жалею, что уехал из города на Неве. Приехав в Карелию, я получил возможность развиваться и открывать для себя новые перспективы. А еще за небольшой период работы здесь набрал большое количество материалов для своей кандидатской диссертации.
– К чему в профессиональном плане вы стремитесь? Какой он, учитель будущего?
– Стремлюсь к тому, чтобы мои выпускники однажды пришли и сказали: «Спасибо!» Важно, чтобы ребята, выпускаясь из школы, становились конкурентоспособными людьми. В моей практике уже случались ситуации, когда в школьные годы не получалось найти общий язык с детьми. Однако после окончания школы они приходили и благодарили за то, что я воспитывал и обучал их. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы один из выпускников однажды стал учителем физики. Наверное, это главный показатель того, что ты не только педагог, но и наставник. Учитель будущего – человек, который не стоит на месте, всегда стремится развиваться и узнавать новое.
– Физика – предмет непростой. Как сделать так, чтобы современные дети его знали? Как вы видите его развитие в школьной программе?
– Сложный вопрос. Если бы на него существовал определенный ответ, то прекратилась бы процедура защиты кандидатских и докторских диссертаций в университете, конкурсное движение «Учитель года» потеряло бы свою актуальность, а в школе перестали бы существовать методические объединения. Не могу дать определенный ответ. На сегодня я утвердился в идее, что для поддержания интереса к изучению физики необходимо научить ребят задавать вопросы, на которые им самим хотелось бы найти ответы.
Мы знаем, у детей существует возраст почемучки, когда они практически каждый день задают вопросы. Им не столь важно услышать ответ до конца. Они все время исследуют. Постепенно, получив первые поверхностные представления об устройстве мира, дети перестают задавать вопросы. А когда они приходят в школу, то вопросы задают уже учителя, предлагая общепринятую логику размышлений. Также в процессе выполнения домашнего задания нужно ответить на вопросы в конце параграфа. Но все это не мотивирует к обучению. Каждый педагог знает, что существует особый подход к обучению – проблемный, когда учитель подводит детей к проблеме и помогает сформулировать вопрос. В этот момент в школьниках просыпается интерес к изучаемому материалу. Но мое личное убеждение заключается в том, что, используя данный подход, учитель не мотивирует, а стимулирует. То есть создает внешнюю ситуацию, при которой у ребенка возникает вопрос.
Для более эффективного обучения ребенок должен постоянно находиться в «поле вопросов», то есть уметь задавать собственные вопросы. Как только ребенок получает ответ, он находит новый вопрос и ищет на него ответ. Ведь так и устроена наука, двигателем ее становятся вопросы, на которые ученые пытаются найти ответы.
– Уверена, что участник конкурса «Учитель года» – педагог из команды. Кто вдохновлял и поддерживал в эти месяцы раздумий, работы, подготовки?
– Мне помогала готовиться большая команда. Мой наставник Татьяна Михайловна Олыкайнен и классный руководитель Ирина Валентиновна Осипенко. Подготовка к разговору со школьниками легла на плечи методистов КИРО во главе с Ольгой Леонидовной Германовой. Участниками моего первого «прогона» стали практически все сотрудники института во главе с ректором Ольгой Юрьевной Дьячковой. За период подготовки было разработано три варианта разговора со школьниками. Каждый раз приходилось переписывать их с чистого листа…
– По традиции вы стали советником министра образования и спорта Карелии. Есть темы, которые уже обсудили с главой ведомства?
– Мне очень приятно, что в комплекте со званием «Учитель года Карелии»-2023 я получил статус советника министра образования и спорта. Да, уже успели обсудить некоторые вопросы, были поддержаны мои инициативы. Пока могу сказать, что участие в конкурсе показало перспективы развития системы образования Карелии и помогло сформировать дальнейшее представление о выстраивании отношений с педагогическими сообществами России.
– Какие планы в новом календарном году? О чем мечтаете и на что надеетесь?
– Планирую провести несколько форумов и встреч республиканских коллег с педагогами всей страны. Я мечтаю, чтобы Карелия раскрыла свой педагогический потенциал на всероссийском уровне. Также надеюсь, что смогу реализовать задуманные планы и оставить след в истории регионального педагогического сообщества.
Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия
Комментарии