search
main
0

Самое главное – верить в свои силы и в своих учителей

​Министр образования Москвы Исаак КАЛИНА ответил на вопросы журналистов и жителей Москвыв прямом эфире телеканала «Москва-24».

– Исаак Иосифович, где можно постоянно получать новую информацию о московском образовании? – Образование, может быть, единственная отрасль, в которой результаты зависят не только от профессионалов-педагогов, но и от всех участников образовательного процесса – детей, семей. В связи с этим всем нам очень важно, чтобы эти участники образовательного процесса – термин взят прямо из законодательства – напрямую много знали о системе образования. Поэтому на сайте Департамента образования мы размещаем для тех, кто хочет знать серьезно и подробно об образовании своих детей, о своем образовании, ссылки на еженедельно проводимый видеоселектор. Видеоселектор Депаратмент образования проводит с окружными управлениями образования, но к нему подключаются и смотрят трансляцию все руководители образовательных учреждений Москвы (и не только Москвы, но и России) – с ноября 2012 года мы открыли для пользователей Интернета свободный доступ к нашему селектору, и у нас каждую неделю есть примерно 700-800 участников видеоселектора, наблюдающих за ним в так называемом живом режиме. Кроме того, все видеозаписи селектора находятся в архиве на сайте департамента (прибавим еще 1500-2000 тех, кто просматривает эти записи в свободное время). На видеоселекторе обсуждаются подробно, точно, абсолютно открыто все тонкости, нюансы того, что происходит в системе московского образования. Поэтому я советую всем, кто хочет всерьез лично знать все эти вещи, пользоваться нашим видеоархивом или подключаться по четвергам в 16.30 к трансляции.- Родители и дети могут только смотреть селектор, но не могут задавать вопросы?- Очень хороший вопрос. Конечно, пока технологически непосредственными участниками селектора могут быть только те люди, которые находятся в студиях окружных управлений образования, наших больших вузов, а их одновременно бывает 3000-4000 тысячи человек. Но что стало проявляться, когда мы открыли видеоселектор: люди, которые смотрят трансляцию, потом нам на сайт пишут свои предложения, замечания, высказывают какие-то несогласия с тем, что услышали. Все это становится материалом для нашей работы, для внесения каких-то поправок в те действия, которые мы предпринимаем. Поэтому такое двухъярусное участие, когда люди, посмотрев видеоселектор, направляют нам свои предложения на сайт департамента, позволяет им фактически стать полноценными участниками, чье мнение мы считаем очень важным и обязательно учитываем. Еще раз подчеркну: результаты образования зависят не только от учителей, но и от учеников, и от родителей, поэтому, чем больше и активнее родители участвуют в образовании (а мы стараемся своим абсолютно открытым видеоселектором внести в это свой вклад), тем лучше могут быть результаты образования.- Известно, что в новом учебном году будет введена новая школьная форма. Мы возвращаемся к тому, от чего когда-то отказались. Но что будет, если ребенок придет в школу без формы?- Во-первых, не думаю, что будет новая школьная форма, так как большинство школ Москвы за двадцать лет выработали собственные подходы к школьной форме и практически у всех школ она есть, они ею пользуются, поэтому для Москвы это абсолютно не новшество. Во-вторых, сегодня опубликованы некоторые требования к форме, и я должен сказать, что, на мой взгляд, у большинства школ Москвы их форма соответствует этим требованиям, ведь у нас разумные учителя, разумные родители, разумные директора. Что будет, если ребенок придет в школу не в форме? Его попросят прийти в форме. Сегодня в Госдуму РФ внесен закон о школьной форме. Посмотрим, в какой редакции он будет принят, в соответствии с этим законом и будем поступать в новом учебном году. Но уже сейчас еще раз могу сказать: заявленные требования к школьной форме настолько общие, что та форма, которая у нас есть сегодня, скорее всего будет соответствовать закону. – Почему при записи детей в школу нет приоритета для детей с московской пропиской, как при записи в дошкольное учреждение, ведь сейчас привести в школу ребенка может любой человек, купивший за тысячу рублей липовую регистрацию для школы в одной из липовых интернет-контор?- Я не хочу комментировать суждение о липовых регистрациях и липовых интернет-конторах, я уверен, что наши коллеги из Министерства внутренних дел РФ и Федеральной иммиграционной службы проверяют все документы. У нас подход абсолютно одинаковый что при записи в детские сады, что при записи в школы: мы принимаем детей, имеющих московскую прописку и московскую регистрацию. В связи с тем что дошкольное образование необязательно, естественно, мы в первую очередь принимаем только тех, у кого есть так называемая постоянная регистрация. А вот школьное образование обязательно, всех детей, которые даже временно находятся на территории Москвы на законных основаниях, то есть зарегистрированы в столице, город обязан обучать в школе. Но еще раз подчеркиваю: только тех, кто проживает в городе на законных основаниях. Мы же не можем отказывать ребенку в обучении в школе, даже если семья по каким-то причинам приехала в Москву на три-четыре месяца. Вспомните все знаменитые фильмы, в которых юный артист цирка еще в советское время переезжал из города в город и везде учился в школе. Много людей приезжают в Москву временно в командировки, например, работники прокуратуры, бизнесмены часто приезжают с семьей на шесть-семь месяцев, и мы просто не имеем права отказывать им в приеме детей в столичные школы. – При приеме в школу есть льготные категории граждан?- Я бы не говорил, что есть льготные категории граждан при приеме в школу. Система регистрации при приеме в школу выстроена так, что если нет регистрации в Москве, то попасть в электронную запись просто невозможно.- Сколько учеников уже записаны в первые классы московских школ?- Вы знаете, я уже так спокойно к этому отношусь, что даже 1 апреля уехал в отпуск. Когда-то – два-три года назад – это была дата, когда вся Москва по ночам штурмовала школы. Сейчас, слава богу, ничего этого нет, поэтому запись идет спокойно. Недавно смотрел ее промежуточные итоги: было зарегистрировано свыше 81 тысячи детей, это 93-94 процента от общего количества тех, кто идет в первый класс, 70 тысяч детей к тому времени уже были зачислены в первый класс. – Имеют ли право замещать учителей на уроках в 8-9-х классах люди без высшего образования – лаборанты, воспитатели групп продленного дня?- Мы разберемся в том, что это за крайняя необходимость – доверять проведение уроков специалистам без высшего образования. У нас сегодня есть другая проблема: к нам обращается достаточно много учителей с высшим образованием, для которых мы, к сожалению, не можем предложить работу – вакансий в школах Москвы практически нет. Поэтому я думаю, что в конкретных школах, где идут такие замены, это чисто организационная недоработка наших коллег- руководителей учреждений. Этого быть не должно, мы разберемся и поправим руководителей. – Накануне майских праздников в школах проходили субботники. Что учителя, директора школ, управленцы делали в эти дни?- Субботники, как правило, завершают то, что школы делают все время – сохраняют порядок, чистоту. Должен сказать, что в последние годы состояние территорий школ улучшилось, так как Москва вложила достаточно серьезные деньги в благоустройство школьных территорий, территорий детских садов. Когда иным стали их вид и состояние, то соответственно стало иным и отношение, территории стали лучше беречь. Правда, Москва сделала очень большой шаг навстречу жителям столицы, полтора года назад были открыты до девяти вечера все школьные спортивные площадки, территории, теперь их активно использует не только молодежь, но и взрослое население, пожилые люди для прогулок, так как, к сожалению, не у каждого московского дома есть территория, где можно погулять или заняться спортом. Поэтому территорию школы или детского сада нужно поддерживать в порядке. Во время предмайских субботников еще проходили мероприятия по посадке деревьев.- А вы лично принимали участие в субботнике?- Я был приглашен и радостно откликнулся на это приглашение на субботник в Московский городской дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах. Вместе с группой работников Департамента образования мы поехали туда и высаживали деревья.- Вас там не замучили вопросами педагоги и жители?- Нет, во-первых, у нас же проходят еженедельные селекторы, во-вторых, каждую неделю у нас проходят еще заседания клубов директоров, я участвую во встречах с населением в округах и муниципалитетах, вместе с префектами встречаюсь с директорами образовательных учреждений. Общения, к счастью, очень много, а вопросов сейчас задают меньше, так как система образования становится более открытой.- Известно, что вы проводите собеседования с директорами при их назначении на должность. При оценке директора школы учитывается ли мнение педагогического коллектива и коллектива родителей школы?- Собеседование проходят не у меня, это очень публичное и открытое мероприятие, на котором присутствуют много коллег: и представители горкома Общероссийского профсоюза образования, и представители Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности, и представители окружных управлений образования. Когда мы собираем предварительную информацию перед собеседованием с кандидатом в директора, то, конечно, все, о чем говорят коллеги, учитывается. Более того, я должен сказать, что мы сегодня прорабатываем вариант, когда назначение директора школы будет происходить из числа прошедших обязательную государственную аттестацию. Думаю, мы выйдем на такой режим, когда Департамент образования как учредитель будет предлагать управляющему совету образовательного учреждения на выбор несколько кандидатур из прошедших аттестацию, чтобы заслушать этих кандидатов в директора на заседании управляющего совета и выбрать того, кого он предложит Департаменту образования как учредителю назначить директором. Еще раз повторяю: конечно, все эти кандидатуры будут из числа прошедших официальную государственную аттестацию, то есть соответствующих должности директора, имеющих для этого все необходимые компетенции, но мы хотели бы предоставить возможность управляющему совету как выразителю мнения учеников, родителей и учителей этого образовательного учреждения предложить из трех замечательных кандидатов одного. Мы охотно примем такое решение управляющего совета.- В московском образовании много новшеств, например электронные учебники. Что это такое?- Электронные учебники – это условное название целого комплекса, точнее, наверное, системы контента, методик, дополнительных пособий, разных инструментов, которые используют ребята. Все это делает изучение предмета, содержание школьных курсов гораздо более современным с точки зрения ребят. Поэтому сегодня то, что происходит в московских школах, – это не просто перевод старого бумажного учебника в электронный вид. Самое главное, что теперь появляется возможность установления очень органичной, естественной связи текста этого учебника с огромными возможностями опытов, экспериментов, с использованием наглядных пособий. То есть учебный процесс становится все-таки поиском учеником нужной ему информации, а это важнейшее качество человека в его жизни. Электронный учебник – это прежде всего расширенное содержание, потому что те тексты, которые можно положить на бумагу, имеют все же ограниченный объем, а то, что сегодня можно представить в электронном виде, – гораздо больший объем, поэтому и появляются возможности использовать не только шаблонный текст, но и графику, видео, многое другое.- В связи с вводом электронных учебников родителям теперь придется покупать компьютеры для дома и класса, оплачивать программное обучение?- Во-первых, дети первых-вторых классов, которые учатся по новым ФГОС НОО, уже имеют в классах компьютеры на своих столах – их за счет бюджета Москвы покупают для столичных школ. Во-вторых, когда мы сегодня беседуем с родителями, то понимаем: все большее количество семей покупает детям по крайней мере планшетники, наверное, со временем наличие компьютерного устройства как личного станет точно таким же, как наличие личного портфеля.- Но родители первых-вторых классов недовольны появлением в школах ноутбуков, они считают, что те не лучшим образом повлияют на здоровье, зрение и осанку школьников. Это на самом деле так?- Давайте вспомним, сколько было страхов, когда перьевую ручку заменили на шариковую, но в конце концов все научились так пользоваться этой ручкой, чтобы она не приносила вреда. Так же обстоит дело и со всеми нынешними новыми устройствами. Вместе с нами работают медики, представители санитарных служб, все происходит под их наблюдением и контролем. Если учитель внимательный и грамотный человек, то дети у него не теряют здоровье при использовании современных средств, но если, к сожалению, учитель невнимателен, то ситуация будет иной. Нас, педагогов, еще в институте учили, что ребенок раз в четверть должен пересаживаться с ряда на ряд, но редко кто это делает в школе, хотя это нужно для зрения. Педагогам нужно быть внимательными, выполнять инструкции. – Когда говорят об электронных учебниках, то утверждают: если эксперимент по их апробации пройдет успешно, то вообще изменится подход к обучению, сам ученик будет добывать информацию, а педагог станет при этом лишь менеджером. Вы с таким тезисом согласны?- Я не очень понимаю, что в данном случае понимается под словом «менеджер», но хороший педагог был и остается организатором работы учеников по добыче знаний. Так было всегда, во все века, может быть, этим и отличается хороший учитель от недостаточно хорошего, что он именно организует работу, это очень важная компетенция любого учителя. Поэтому я не думаю, что кто-то сильно меняется, просто у учителя появляются инструменты, которые помогут ему сделать организацию работы учеников более эффективной, чем это можно делать сегодня. – Родителей учащихся выпускных классов больше всего волнует, конечно, сдача ЕГЭ. В апреле прошли пробные экзамены по русскому языку и математике, какие в этом году произошли изменения в порядке сдачи ЕГЭ?- Откровенно говоря, я думаю, что к ЕГЭ все так уже привыкли, что вряд ли интересно об этом говорить. Я очень много общаюсь со старшеклассниками, они не боятся ЕГЭ, а все родители, наверное, за своих детей боятся больше, чем за себя, поэтому я им советую набраться терпения, мужества и не показывать детям собственных волнений. Это можно сказать не только о ЕГЭ, но и вообще о жизни. Я не скажу, что произошли какие-то принципиальные изменения в организации ЕГЭ. Есть буквально несколько технологических поправок: на пять минут уменьшено время на сдачу математики, этого, поверьте, никто не заметит, на полчаса увеличили время на сдачу ЕГЭ по русскому языку. По математике изменения связаны с СанПиНами, которые запрещают, чтобы экзамен шел подряд четыре часа, вот и сделали время в объеме трех часов и пятидесяти пяти минут. Увеличение времени на русский язык связано с тем, что достаточно солидный объем работы требует проверки, а ребятам не всегда хватало времени в полной мере продемонстрировать свои результаты, увеличение времени дает им дополнительный шанс. Самым важным организационным и очень полезным изменением стало то, что теперь ЕГЭ начинается с двух самых массовых экзаменов – по русскому языку и математике. Проверка такого огромного массива работ требует и на региональном, и на федеральном уровнях достаточно много времени. Иногда, когда эти экзамены проходили не первыми, результаты экзаменов задерживались и приходили тогда, когда уже заканчивались все экзамены. Сейчас пройдут первыми экзамены по русскому языку и математике, ребята вовремя, еще в течение экзаменационной сессии, получат результаты сдачи этих экзаменов, кто-то спокойно успеет подать апелляцию. – Как в этом году будут обстоять дела с наблюдением за сдачей ЕГЭ?- Наблюдать за проведением ЕГЭ, чтобы не было нарушений, чтобы не было преимуществ для кого бы то ни было из участников ЕГЭ, не смогут люди, имеющие какие-либо интересы (родители и родственники нынешних одиннадцатиклассников, работники тех школ, в которых учились ребята). Но наблюдателями могут стать представители родительской общественности, кроме того, мы обратились в огромное количество общественных организаций, которые активны на «общественной поляне», с тем, чтобы они свою общественную активность проявили в качестве наблюдателей за проведением ЕГЭ. Сегодня мы имеем уже значительно больше желающих стать наблюдателями, чем это было в прошлом году. Думаю, в конце концов люди к этому привыкнут, поймут, что образование – это общественное благо, зависящее от нас всех, важное общественное явление. Кроме того, я должен сказать, что у нас в этом году в качестве контроля есть еще одно дополнение: в каждой школе на подходе к зданиям, на входе в здания установлены видеокамеры, поэтому теперь мы фактически будем иметь видеозаписи всех, кто во время сдачи ЕГЭ входил в здание, выходил из него. Печальный опыт 2011 года, когда студенты МФТИ пытались сдать ЕГЭ вместо школьников, к сожалению, хотя и хотелось бы жить на доверии, заставляет нас предпринимать такие меры, они усиливают доверие друг к другу.- По каким вопросам можно обращаться к общественным наблюдателям?- К общественным наблюдателям обращаться не надо. Общественные наблюдатели существуют только для того, чтобы наблюдать за организацией проведения ЕГЭ.- Старшеклассников пугает то, что ЕГЭ они будут сдавать не в своих школах, что в аудитории не смогут находиться два ученика из одного класса, что не будет никаких подсказок, что им не хватит времени все написать. И вообще они говорят, что ЕГЭ – страшная штука. Что вы думаете по этому поводу?- Я хочу сказать, что очень спокойно себя чувствуют в салоне автобуса те люди, которые купили билеты. Еще спокойнее чувствуют себя те люди, у которых есть проездной – не надо вспоминать, купили они билет или нет. В принципе тот выпускник, у которого есть знания – аналог проездного билета в автобусе, – не должен испытывать никаких волнений. А если есть волнения, то есть еще время для того, чтобы не волноваться, а учиться, наверстать упущенное. Не надо тратить время на волнения, это отнимает очень много времени из жизни. Нужно это время потратить на то, чтобы еще и еще раз вернуться к материалу, повторить, сделать обобщающее повторение. Тогда выпускник будет чувствовать себя гораздо увереннее.- Как педагог может определить, насколько творчески мыслит экзаменуемый, если он видит перед собой лишь бумагу с ответами (1, 2, 3, 4)? Куда делся диалог между учеником и учителем?- Наверное, нам, старшему поколению, немного непривычно то, что нынче происходит в школе. Никто учебу, как диалог между учителем и учеником, как полилог в классе, не отменял. Поэтому дети учатся в школе в режиме диалогов и полилогов. А вот когда нужно продемонстрировать, чему тебя в этих диалогах и полилогах, разговорах и обсуждениях научили, то умение изложить это коротко, точно в тексте стало одним из величайших требований эпохи. ЕГЭ – это не процесс обучения, это процесс проверки того, что человек знает, умеет изложить в тексте. Если учитель натаскивает ученика на ЕГЭ, то это его методическая ошибка, так как натаскивание не приводит к хорошему результату, к хорошему результату приводит только нормальное системное изучение материала. Хотя я иногда тоже сожалению, что ушли какие-то традиционные формы экзаменов, мне жаль, что в ЕГЭ выпускнику тяжело продемонстрировать те знания, которые выходят за рамки того, что с него спрашивают. На устном экзамене можно было продемонстрировать некоторые знания, выходящие за узкие рамки знаний, увлеченность, интересы. Но боюсь, что именно старшее поколение вынудило прийти к тому, что сегодня называется единым государственным экзаменом. Если бы в 80-е годы не началась массовая подтасовка результатов, если бы учителя не ставили хорошие оценки на выпускных экзаменах тем, кто этого не заслуживал, не потребовалось бы вводить этот ЕГЭ. Я не говорю, что ЕГЭ как форма по содержанию лучше, чем традиционные экзамены, но вот по достоверности результатов, к сожалению, ЕГЭ лучше традиционных форм экзаменования. Мне многое в ЕГЭ не нравится, но нравится то, что ЕГЭ не только проверяет знания, но и учит нас всех жить по регламентам, а это пока всем нам тяжело делать. – Если у выпускницы астма и она постоянно носит с собой ингалятор, как сделать так, чтобы она смогла принести его на ЕГЭ?- Есть специальный перечень детей с ограничениями возможностей здоровья, которые сдают ЕГЭ в так называемом щадящем режиме. Нужно получить соответствующее медицинское заключение (у нас в Москве 10 пунктов, в которых можно получить такое заключение), и ребенок будет сдавать ЕГЭ в тех условиях, которые обеспечат ему полную безопасность здоровья. – Какие изменения будут в проведении Последнего звонка и выпускного бала?- Мы в этом году планируем проведение городского выпускного бала в парке имени Горького, потому что сменился характер программы, мы хотим, чтобы было более активным участие самих выпускников, чтобы был не просто концерт, но и очень много мероприятий с участием самих выпускников. Сценарий выпускного бала можно будет тоже посмотреть на сайте Департамента образования, пока идет его доработка, кстати, с участием самих выпускников. Я уверен, что все будет интересно. В прошлом году на Красной площади я был от начала до конца и видел, как было интересно выпускникам. В этом году мы с помощью Департамента культуры, который попросили нам помочь, думаю, сделаем выпускной бал еще интереснее в парке имени Горького. Сейчас мы думаем, что, может быть, нужно дать возможность большему количеству выпускников пройти через этот праздник, устроить его, скажем, в виде сеансов, то есть не сразу пригласить на праздник все 25 тысяч выпускников, а в некоторые временные промежутки. Ведь каким-то школам будет удобнее привезти выпускников в ночное время, каким-то – в дневное. Мы опрашиваем школы, получаем данные об их предпочтениях. Должен сказать, что больше и больше школ проводят выпускные вечера в своих зданиях, они приходят к осознанию, что выпускной вечер – прощание с родной школой, а не с пароходом или рестораном. Я считаю, что нужно сохранить и очень правильную традицию встречи рассвета.- Будет ли в этом году в Москве бал для медалистов?- Я надеюсь, что медалисты очень весело и интересно отпразднуют выпускной бал вместе со всеми выпускниками. – Что вы хотите пожелать выпускникам школ 2013 года?- Я хочу сказать им так: «Верьте в свои силы, в свои знания, верьте своим учителям, которые вас учили, – они не могли вас недоучить! Все у вас будет хорошо, доказательством этого служит то, что за последние два года количество ребят, которые набирают на едином государственном экзамене по трем предметам великолепную сумму в 220 баллов, увеличилось в 1,8 раза и возросло до 13 тысяч».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте