Одной из задач, которую я ставила перед собой, когда взяла детей в пятом классе, стало формирование классного коллектива, дружного, сплоченного, творческого, такого коллектива, в котором будут созданы условия для развития личности каждого учащегося путем развития самоуправления и применения различных форм шефской работы. Мы взяли шефство над классом первой учительницы ребят, что позволило показать непосредственную преемственность начальной и средней школы, создать систему единого школьного коллектива.
На первом этапе формирования классного коллектива преобладала деятельность по изучению интересов, потребностей, индивидуальных особенностей и других личностных характеристик членов класса. Мы провели классные часы «Давайте познакомимся», «Кто я? Какой я?», «Что ты думаешь о себе и об окружающем мире?», «Узнай себя», «Люди существуют друг для друга»… Ребята рассказывали о том, что они больше всего ценят в других людях и в самих себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе. На этом же этапе мы с ребятами выработали классные правила для различных видов взаимодействия – интеллектуального, творческого, трудового. В течение года правила мы корректировали и дополняли. Еще одной значимой содержательной частью этого этапа стало создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника, а также соответствующие этим качествам формы проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, по отношению к делу. Немаловажную роль в воспитательной работе сыграли и родители, которые стали полноправными участниками процесса. Первый этап формирования коллектива был импульсом для начала шефской работы, а примером для младших школьников должно было стать поведение не какого-то одного человека из класса, а всех ребят. Поэтому на втором этапе формирования коллектива на одном из классных часов мы определили, какими качествами должен обладать наш класс, который мы назвали «СЕМЬ-Я», подразумевая семь качеств: единство, нравственность, активность, ответственность, творчество, доброта, духовность. На втором этапе ребята самостоятельно готовили и проводили классные часы, участвовали в школьных соревнованиях, конкурсах и коллективно-творческих делах, с удовольствием ходили в походы и на экскурсии. Так начинали складываться традиции класса. На этом же этапе по итогам проведенного классного часа «Город-класс в школьной республике» были созданы органы самоуправления. Ребята брали на себя ответственность за одно из направлений воспитательной работы, в том числе и за шефство, которое в свою очередь само включало в себя все эти направления. Самое важное заключается в том, что ребята сами определяли и планировали свою работу, продумывали ее формы: будет ли это праздник, конкурс, викторина, выпуск газеты, экскурсия, добровольчество или создание проекта. На втором этапе формирования классного коллектива организация шефской работы приобрела более высокий уровень. За годы совместной деятельности ученики моего класса провели для учащихся подшефного класса спортивное мероприятие «День мяча», математический КВН, праздник ПДД, праздник-викторину на английском языке; подготовили и провели новогоднее представление с конкурсами, показали сказку «12 месяцев» и мюзикл «Бременские музыканты»; помогали в проведении экскурсий; подготовили проект «Не детское дело война», провели немало классных часов и праздников, посвященных Дню ребенка, прощанию с букварем; помогали и продолжают помогать младшим школьникам готовиться к конкурсам общешкольной эстафеты искусств «Дельфийские игры». Весь классный коллектив был вовлечен в творческую шефскую работу. Замкнутые дети на глазах превращаются в общительных. Класс находится в постоянном творческом поиске. Безусловно, существует и обратная связь, когда подшефный класс помогает учащимся старшего класса посмотреть на себя с другой стороны, увидеть и раскрыть свои лучшие качества, почувствовать себя нужными. Третий этап работы по формированию классного коллектива был сопряжен с организацией самоуправления в подшефном классе по модели самоуправления старшего класса. Старшеклассники с помощью игр, бесед, диспутов, классных часов показывают подшефному классу модель формирования самоуправления, предлагая ребятам представить класс в виде города, а направления деятельности – в виде Галереи фантазии, Дворца знаний, Академии добрых наук, Храма здоровья. На этом же этапе ребята осуществляют общие добровольческие проекты. Например, на базе моего класса создано детское объединение «Обыкновенное чудо». Переход в пятый класс – сложный период в жизни школьников, но я считаю, что нашему подшефному классу повезло, так как этот переход оказался менее болезненным благодаря сотрудничеству с моим классом. Уже в средней школе ребята смогли вместе осуществить новые проекты, которые придумали сами! Они вошли в актив школы и активно участвуют в добровольческом движении округа. Т.ДАВЫДОВА, учитель английского языка школы №128
Комментарии