search
main
0

Самое главное – создать школу, нужную москвичам

Чем ближе новый учебный год, тем острее проблема ликвидации «учительской неинформированности». Ежедневно мы сталкиваемся с тем, что учителя не совсем в курсе, в чем преимущества пилотного проекта по развитию образования, в котором будут участвовать уже не 125, а 259 школ Москвы. Об этом на передаче по телеканалу «ТВЦ» рассказывал министр образования Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина.

В прежние времена очень значимая часть московских школ была недофинансирована. Анализ показал, что разница недофинансирования в расчете на одного учащегося была подчас двукратной. В результате этого и зарплата учителей в разных школах столицы была очень разной – в очень многих школах она была ниже средней по Москве в полтора раза. Это крайне несправедливо по отношению не только к учителям, но и по отношению к тем семьям, чьих детей эти учителя учат. Поэтому и было предложено перевести школы на четкие понятные правила, на так называемое формульное финансирование, когда для каждого ребенка установлена справедливая норма финансирования обучения, не зависящая от того, где расположена школа. Постановлением Правительства Москвы №86 первые 125 школ были введены в эту систему, нынче к ним присоединились еще 134 школы.

Я должен сказать, что все эти школы прошли серьезный отбор, так как желающих было очень много. Первые 125 школ получили дополнительное финансирование в зависимости от того, сколько им не хватало до норматива. Для некоторых школ это были 10% к прежней сумме, у некоторых увеличение финансирования доходило до 40%. Естественно, фонд оплаты труда в этих школах увеличивается, а значит, появляется возможность пропорционального справедливого увеличения заработной платы учителей. Увеличенная сумма финансирования поступает в школу не так, как мог бы распределить какой-нибудь чиновник в бухгалтерии. Она поступает единой суммой в виде субсидии, распределять ее имеет право сама школа, соблюдая все требования норм.

Но все же постоянно возникает вопрос: кто будет распределять полученные средства? Люди несведущие считают, что делать это станет самолично директор школы: тем, кто ему симпатичен, даст зарплату больше, тем, кто менее симпатичен, – меньше. Но, во-первых, распределение средств – это не личное право одного директора, в ПП-86 четко прописано все общественное влияние на процесс этого распределения – должен быть создан управляющий совет, возрастет роль профсоюзной организации. Во-вторых, когда задают такой вопрос, мне всегда хочется задать встречный: «А если бы вы были директором, болея за дело, разве не старались бы распределять средства по результатам работы учителей?» Думаю, что старались бы распределять именно по результатам.

Большинство директоров очень достойные и уважаемые люди, вокруг них работают очень серьезные общественно-профессиональные структуры, которые вместе с ними имеют полное право участвовать в распределении, а это максимально гарантирует, что деньги придут именно тем учителям, которые вносят наибольший вклад в результаты работы этой школы.

Тут возникает еще один серьезный вопрос: «А как измерить результаты работы учителя?» Все первые 125 школ – участники пилотного проекта – разработали свои системы оценки качества, системы оценки результатов труда. Если мы хотим сказать, что результаты труда учителя неизмеряемы, то мы лукавим. Все родители прекрасно знают, какой учитель работает более результативно, какой – менее результативно. Существуют в системе образования методики оценки качества работы, которые никто не отменял, которые используются и дают возможность общественно-профессиональным объединениям вместе с администрацией школы принимать объективные решения.

Должен сказать, что очень много надежд в этом проекте у нас связано с общественно-профессиональным мнением. По распоряжению мэра Москвы создан наблюдательный совет пилотного проекта – абсолютно не чиновничий, а общественно-профессиональный. Им руководят сопредседатели – уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы Виктор Кругляков. В состав совета входят очень известные люди – депутаты Госдумы, журналисты, общественники, бизнесмены, родители, которые не просто участвуют в заседаниях, а ездят по школам, встречаются с учителями и родителями. Их мнение об эффективности пилотного проекта для нас самое главное. Такие советы создают нынче практически в каждой школе, переходящей в режим пилотного проекта.

Одна из самых больших тревог – не уменьшится ли зарплата учителей? Но одно из требований постановления №86 звучит так: ни одному работнику не может быть снижена заработная плата, если он продолжает выполнять прежний объем работы. Поэтому сегодня, хотя мы еще не выдали ни одной новой зарплаты в этих 125 школах (первые новые зарплаты учителя смогут получить по итогам сентября, а начислять их будут с 1 сентября), определенный эффект в этих школах уже есть. В них увеличились количество детей, желающих учиться в этих школах в первых классах, – число первоклассников там возросло на 11% по сравнению с 2010 годом. Для нас очень важный показатель то, что московские семьи захотели учить детей именно в этих школах. В этих школах нынче нет вакансий, потому что учителя понимают: работая в такой школе, за достойный труд они смогут иметь достойную зарплату.

Сегодня очень большое количество школ хотят участвовать в этом пилотном проекте. При этом я должен сказать, что идут в проект даже те школы, у которых прибавки финансирования не будет. Их привлекают право и возможность самим распоряжаться своими средствами. Думаю, важное в этом пилотном проекте то, что главным делом школы становится быть нужной московской семье. Для этого школа должна обеспечить то качество обучения, которое хочет московская семья. Москва имеет возможность доверить семьям, школам определять то, что нужно семье, что нужно школам.

Я считаю, что пилотный проект – это в первую очередь шаг к тому, что финансирование школы, а значит, и зарплата учителей не должны зависеть от воли чиновника, они должны зависеть от воли московских семей, желающих, чтобы их дети обучались в этих школах. Чем больше семей хотят, чтобы их дети учились в этих школах, тем выше финансирование, тем больше у учителя возможность получения достойной заработной платы. Еще раз подчеркну: никакого снижения финансирования не будет ни у одной школы, снижения заработной платы не будет ни у одного учителя.

Сегодня у Департамента образования одна проблема: мы просто физически не успеваем удовлетворить желание всех школ перейти на новую систему, потому что это требует большой, очень серьезной работы финансистов и учебы директоров.

Многие вопросы возникают, потому что некоторые люди никак не хотят поверить, что чиновники захотели отдать власть самой школе – родителям, учителям, администрации, профсоюзной организации. Между тем многие вещи могут и должны решаться внутри школы. Если там невозможно определить приоритеты при распределении стимулирующих надбавок, то вряд ли это можно сделать и централизованно из Департамента образования. Главный результат проекта – ответственная свобода школ. Да, переход к состоянию ответственной свободы, как и всякий иной переход, очень сложен. Возможно, у кого-то из наших коллег есть испуг перед этой свободой. Это и в самом деле очень сложно, поэтому мы не спешим, поэтому только желающие школы и только после тщательных обучения, собеседования, проверок администрации и выяснения, есть ли понимание того, что коллективы этих учреждений готовы взять на себя эту свободу, мы включаем в пилотный проект.

Педагогические коллективы школ, входящих в пилотный проект, очень хорошо стали понимать задачу главную свою – стать школой, нужной москвичам. Это гарантия их успеха, гарантия высоких зарплат учителей. Поэтому весь пилотный проект можно назвать так – «Школа, нужная москвичам».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте