В преддверии начала нового учебного года министр образования Исаак Калина в прямом телеэфире «Москва-24» ответил на вопросы, которые волнуют москвичей.
– Исаак Иосифович, сегодня, пожалуй, больше всего актуален вопрос о введении школьной формы, как она будет возвращаться, будет ли единой для всех, кто и как будет ее вводить?- В большинстве школ Москвы всегда был единый стиль одежды. Каким он будет, решали на родительских собраниях, на собраниях старшеклассников. Форма всегда была элементом корпоративной культуры каждой школы. Поэтому я бы не говорил о возвращении формы в Москве, просто во всей России это движение сейчас началось, как когда-то начиналось в столице. Никакого нормативного документа, устанавливающего единую форму одежды, не существует и не предполагается, каждое образовательное учреждение, каждая школа будут сами определять стиль одежды для своих воспитанников, причем для старшеклассников и младших классов могут быть выбраны разные фасоны. Кроме административных решений у этой проблемы есть и образовательная сторона, в конце концов образование всегда выводит человека на определенный уровень культуры. В данном случае культура одежды, культура стиля одежды тоже очень важный элемент. Если школа поможет подросткам научиться выбирать стиль одежды, думаю, это очень поможет им в дальнейшей жизни. От того, как сегодня одет человек, приходящий к будущему работодателю на собеседование, во многом зависит его судьба, что бы ни говорили, часто встречают по одежке. Поэтому нужно говорить не об административном, а о воспитательном, образовательном элементе, о формировании уважения к своей корпорации – школе, уважения к стилю одежды. Думаю, в школе должны быть несколько стилей – официальный, рабочий, спортивный, праздничный. Школы выберут форму, многие ее уже выбрали. Единственное, о чем хочу сказать: не может быть навязан семье никакой один производитель, никакой один продавец этой одежды. Если это происходит, то нарушаются все права родителей и детей. К счастью, такие случаи крайне редки, но, к нашему сожалению, иногда попадаются, и мы с этим разбираемся. Может быть выбран стиль одежды, а где и как родители купят эту одежду, может быть, даже сошьют ее сами – дело каждой семьи. Требования к школьной одежде не должны быть выше возможностей, в том числе материальных, семьи, они не должны бить по семейному бюджету. Мы недооцениваем, насколько новое законодательство делает школу свободной, а значит, и ответственной за все свои решения.- А может ли школа навязывать ученикам какие-то учебники, заставляя родителей покупать их в определенных магазинах?- В прошлом году нам приходилось разбираться с тем, что школы заставляют родителей покупать какие-то учебные материалы, но ни разу не подтвердилась информация, что покупать предлагали учебники. Родителям приходится покупать рабочие тетради, контурные карты, то есть то, что по сути дела рабочие материалы для ученика и другим учеником использованы быть не могут. Что же касается учебников, то это учебные книги многоразового использования – обычно в течение 4-5 лет, уже третий год в Москве действует система, когда каждая школа в электронном виде заполняет таблицу и пишет, какие учебники она выбирает, Департамент образования напрямую закупает у издательств эти учебники и поставляет в школы. Все учебники, которые нужны ученикам московских школ, сегодня закуплены и поставлены в школы. Правда, мы не можем точно знать набор учебников для данной школы, но общее количество учебников по Москве достаточно. Если есть потребность в дополнительных учебниках, они быстро могут быть переброшены из одной школы в другую, ни одному московскому школьнику не нужно покупать учебники. Что касается прописей, контурных карт, то их, как правило, покупают родители. – А что делать, если все же в школе настоятельно требуют покупать не какие-то рабочие тетради или прописи, а дополнительные книги, которые не предусмотрены образовательным регламентом, однако какой-то учитель считает, что их надо купить для спецкурса, который он сам разработал?- Я не знаю, как такой учитель сумеет убедить родителей в том, что без этого дополнительного учебника дети будут хуже знать предмет. Сумеет убедить, заинтересовать родителей, и они примут добровольное решение, что их детям нужен еще один какой-то учебник, значит, у детей он появится. Правда, непонятно, что помешало учителю заказать этот учебник, ведь все, что заказано школами, мы поставляем. – Конечно, решения всегда принимают папы и мамы, но говорят, что в новом учебном году в школах будут проводить собрания еще для бабушек и дедушек. Чье это предложение и насколько оно поддержано?- Как говорится, слова и музыка народные. Все это появилось само собой – уже не один год многие московские школы, видя очень большую занятость молодых родителей и большой интерес к образованию внуков родителей родителей наших учеников, то есть бабушек и дедушек, стали приглашать их на родительские собрания. Постепенно это стало отдельным направлением работы школы со старшим поколением. Что интересно, это не ограничилось только вниманием бабушек и дедушек к жизни внуков, во многих школах это стало даже элементом обучения старшего поколения использованию компьютера, пользованию Интернетом, чтобы они могли точно так же, как и родители, посмотреть электронный дневник внуков, электронный журнал. Причем обучают своих бабушек и дедушек старшеклассники – самые надежные, самые лучшие учителя для старшего поколения. Мы как-то попросили нескольких директоров школ Северо-Западного, Южного, Западного округов поделиться таким опытом на традиционном четверговом видеоселекторе. В этих округах эта работа есть практически у всех, поэтому мы специально поднимали этот вопрос на видеоселекторе, чтобы и другие школы уловили важность этого момента. Я думаю, что без всяких административных решений это будет введено, так как интересно всем – и школам, и учителям, и бабушкам с дедушками, и родителям, и самим ученикам. Ровесниками нашим детям и внукам мы стать не можем, а стать их современниками можем и даже обязаны, наш интерес к школьной жизни наших внуков – это тоже способ быть им современниками. Мне кажется очень важным введение в межпоколенческие отношения интереса старшего поколения к образу жизни своих внуков, потому что если мы хотим, чтобы они интересовались нашей жизнью, уважительно относились к ней, то мы в свою очередь просто обязаны быть очень заинтересованными и глубоко понимающими их образ жизни. Да, это требует усилий, но хорошее отношение без усилий не дается. – Где москвичи могут получить информацию о том, что происходит в столичной системе образования?- Самое главное – это сайты школ, окружных управлений образования и самого Департамента образования. Почти все важное, что есть на сайте департамента, отражается на сайтах школ, поэтому москвичи через эти сайты могут узнавать в том числе и о всех действиях, решениях департамента. Уже год как мы ведем наши производственные еженедельные совещания с руководителями системы образования города в открытом режиме, и мне это начинает нравиться. Во-первых, это всех нас делает очень ответственными за каждое слово, решение, это подтянуло всех руководителей системы, потому что одно дело, когда ты произносишь что-то в узком кругу своих коллег, другое дело, когда ты произносишь это даже не на весь город, а на весь мир. Во-вторых, мне уже неоднократно звонили коллеги из других регионов и обсуждали со мной то, что было у нас на видеоселекторе, поэтому ясно, что тот, кто хочет, через сайты, через видеоселектор может многое узнать о системе образования и событиях, происходящих в ней. Кроме того, каждый четверг в департаменте проходит пресс-конференция руководителей образования по тем вопросам, которые в данный момент наиболее актуальны. Например, в один из четвергов была выбрана тема повышения квалификации педагогов, ведь учебный год начинается не только для учащихся, но и для самих учителей, им тоже предстоит учиться, повышать свою квалификацию.- Есть ли какие-то общие правила размещения информации на сайтах школ?- В соответствии с законодательством есть обязательная информация, которая должна быть размещена на официальном сайте любого образовательного учреждения (а школа – государственное учреждение): официальные данные, данные о финансово-хозяйственной деятельности. Полтора года назад Департамент образования вместе с Департаментом информационных технологий и коллегами из школ разработал типовой сайт, иногда мы его дорабатываем, но в принципе он очень удобен. У всех школьных сайтов есть своя инвариантная часть, при этом никто не мешает школе вести и свою вариативную часть, отражать в ней свой стиль, свои особенности, которые есть у нее. Очень интересное занятие – посещение сайтов школ, там есть даже видеоэкскурсии, словом, о школе можно узнать практически все, не выходя из дома. – Есть ли такой список столичных школ, в которые попадают лучшие? Если да, то по какому принципу он составляется и как обнародуется?- Такой список – рейтинг – есть. Но это не рейтинг лучших школ, а рейтинг вклада московской школы в реализацию общегородской задачи обеспечения всем московским детям высококачественного образования. Есть несколько параметров, по которым этот вклад можно оценить. Сначала он составлялся очень просто: в первый год было всего два параметра – количество ребят, набравших 220 баллов по трем предметам при сдаче ЕГЭ, и количество ребят, занявших призовые места на городской и Всероссийской предметных олимпиадах школьников. В следующем году мы добавили в параметры результаты ГИА девятиклассников и результаты семи- и четвероклассников (для этого есть городская диагностика). В нынешнем году добавились еще показатели тех дошкольников, которых воспитывают в дошкольных отделениях школ, хотя они меньше влияют на итоговый результат. В конце концов произошло то, к чему мы и стремились: если в первый год был очевиден большой отрыв пятидесяти школ-лидеров от всех остальных, то сейчас результаты очень уплотнились, то есть те школы, которые были в 4-5-й сотнях, стали активно приближаться к тем, что были впереди, хотя надо сказать, что основные лидеры свои позиции вот уже третий год удерживают. В конце августа мы обнародуем список четырехсот школ, которые внесли наибольший вклад в решение задачи по предоставлению высококачественного образования всем московским школьникам.- Увеличивается ли год от года количество учащихся, которые занимают призовые места на олимпиадах различного уровня?- Конечно. У московских школьников все три последних года неплохие результаты, на Всероссийской предметной олимпиаде есть квота, через которую ни один регион «перепрыгнуть» не может, тем не менее процент наших победителей и призеров Всероссийской олимпиады увеличивается. В этом году у нас уникальный результат за все годы участия москвичей в этой олимпиаде: у нас 84 победы, в прошлом году их было 73. Победителей, кстати, всего 80, четверо ребят одержали победы по двум смежным предметам, например, по обществознанию и экономике, по литературе и русскому языку. Уникальный результат, когда старшеклассник побеждает на двух всероссийских олимпиадах, я рад, что такой результат у нас есть. Сейчас вновь пробуждается интерес к математике, мы создали клуб директоров математических школ, надеюсь, что интерес к математике, без которого трудно говорить об интересе к науке, начинает возрождаться.- Какие задачи осталось решить перед началом нового учебного года? – Осталось завершить ремонт там, где еще остались какие-то объемы, а самое главное – дать возможность учителям спокойно подготовиться к своим первым урокам, помочь им в выборе тех курсов повышения квалификации, на которых они смогут получить новые знания, умения и компетенции. А самое главное – сформировать в системе уважение к результатам. Когда мы говорим о рейтинге школ, то имеем в виду, что вхождение в него – оценка прежде всего по результатам. Сегодня появилась не просто эмоциональная оценка школ – хорошая, плохая, нравится, не нравится, – появилась возможность сравнивать образовательные учреждения по результатам и выбирать то, в котором результаты по предметам для вас предпочтительны.
Комментарии