Татьяна СОКОЛОВА, учитель физической культуры школы №1208, финалист городского этапа конкурса «Учитель года Москвы-2008»:
Комментарий «УГ»Задачи на завтра от Дмитрия МедведеваПрезидент России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию как один из ключевых вопросов обозначил обеспечение здоровья подрастающего поколения россиян. Состояние здоровья российских школьников Дмитрий Медведев назвал государственной проблемой. Президент заявил: «По результатам общероссийской диспансеризации группа школьников от 10 до 17 лет по состоянию здоровья названа критической, именно поэтому в России необходимо развивать систему медицинской помощи, обязательно заниматься созданием нормальных условий для физкультуры и спорта. Сейчас, несмотря на успехи последних лет, полноценных условий для физкультуры и спорта в стране по-прежнему нет».Список учреждений дополнительного образования прирос спортивными школамиСовет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26 Закона Российской Федерации «Об образовании». Изменения касаются расширения списка видов образовательных учреждений дополнительного образования за счет спортивных школ.В заключении по одобренному Федеральному закону, подготовленному Комитетом Совета Федерации по образованию и науке, в частности, говорится о том, что пополнение действующего перечня образовательных учреждений дополнительного образования вызвано широким распространением спортивных школ, а также спецификой их деятельности, направленной на укрепление здоровья и физического развития детей и юношества.В настоящее время в Российской Федерации действует более 8 тысяч учреждений дополнительного образования, из них 4,5 тысячи – детско-юношеские, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивно-адаптационные школы, в которых обучаются более 3,4 миллиона детей и подростков.
– Большинство детей любят двигаться, играть и хорошо относятся к предмету «Физическая культура», однако как часто мы слышим: «Я не люблю физкультуру, потому что плохо бегаю, плохо играю, боюсь показаться смешным…». Ученики подчас боятся сдачи нормативов, у некоторых из них вырабатывается отношение к предмету как к второстепенному. Поэтому я своей главной задачей считаю освобождение детей от подобных комплексов и заблуждений. На занятиях мы беседуем с детьми о том, зачем им нужна физическая культура, и они сами приходят к выводу, что основные мотивы – здоровье, красота, победа над собственной ленью, победы в соревнованиях, умение хорошо играть, быть сильным, ловким, чтобы защищаться и так далее.
Мое педагогическое кредо состоит в том, чтобы любому ученику, независимо от комплекции, физических данных, состояния здоровья, было интересно и комфортно на уроке. При этом очень необходим индивидуальный подход к каждому ученику. На уроках и во внеурочное время я применяю известные методики и собственные авторские наработки в области лечебной физической культуры. Мои ученики систематически выполняют корригирующие упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия; дыхательные упражнения и самомассаж биологически активных точек для укрепления иммунной и дыхательной систем и профилактики простудных заболеваний; суставную гимнастику для улучшения подвижности суставов и укрепления связочного аппарата. Для меня важно рассказать детям, какие упражнения им противопоказаны в связи с их заболеваниями, а какие необходимы, обучить детей правильному выполнению упражнений лечебной гимнастики и постараться заинтересовать их регулярными занятиями лечебной физической культурой.
На уроках и динамических паузах я внедряю методику психофизиологических упражнений (совместные исследования педагогов и нейропсихологов). Такие упражнения направлены на стимуляцию согласованной работы обоих полушарий головного мозга и применяются для улучшения памяти, внимания, навыков чтения, письма, интеллектуальных способностей детей.
Проблема повышения эффективности обучения находится в центре моего внимания. Кроме здоровьесберегающих технологий, я использую межпредметную интеграцию, тестовые методы контроля, разнообразные методы обучения движениям (соревновательный, игровой, круговой, словесный, наглядный, практический), широко применяю проектный метод. За последние три года мои ученики подготовили проектные работы на темы: «Воспитание силовых качеств», «Зачем нам физическая культура», «Правильная осанка – дань моде или жизненная необходимость», а также выполнили межпредметные проекты, связанные с историей, биологией, ОБЖ. Как председатель совета спортивного клуба школы я веду спортивные секции по спортивным играм, подвижным играм, самообороне, элементам самообороны обучаю как на уроках, так и во внеурочное время. Дело в том, что я много лет занималась единоборствами, знаю тонкости в обучении страховке, освобождению от захватов. Обучение самообороне имеет важное прикладное значение, тесно интегрируется с основами безопасности жизнедеятельности, мотивировано в современной жизни в условиях неблагоприятной криминальной ситуации.
Мои ученики неоднократно становились победителями и призерами районных, окружных и городских соревнований по различным видам спорта. В декабре 2007 года команда нашей школы заняла II место в юношеских олимпийских играх района Кузьминки. Мы регулярно принимаем участие в военно-патриотическом слете «Солнышко лесное», соревнованиях допризывной молодежи, где неоднократно отмечены грамотами и призами. В наших планах – развитие здоровьесберегающих технологий в школе, совершенствование уроков, адаптация учебного процесса к потребностям учеников, дальнейшее развитие спорт-клуба школы. Время меняется, меняются дети, и педагогу нельзя останавливаться на достигнутом.
Комментарии