Всю жизнь я пою гимн моей профессии. В нем уже много куплетов. Одни звучат стройно, в других слышится диссонанс.
Куплет первый – жизнерадостный. В нем поется о том, что благодаря моей профессии я узнала, что такое вечная молодость. В Атлантик-Сити на пляже я увидела розовощекого, необъятных размеров американца в растянутой майке, на которой красовалась надпись «Мне не 50, мне 20, и я уже 30 лет наслаждаюсь этим возрастом!» «Не иначе, учитель», – подумалось мне. Так и оказалось, это был преподаватель американской литературы из Бруклина.
Куплет второй – серьезный. Родился, как и первый, в Америке и тоже был написан на майке. Вернее, на многих майках участников учительского семинара. «В руках учителя – вечность. Ты никогда не знаешь, где заканчивается твое влияние» (Г. Адамс). В этом куплете поется о том, что благодаря моей профессии я имею возможность заглянуть за горизонт, увидеть будущее, почувствовать себя его творцом; и об огромной ответственности учителя перед этим будущим.
Куплет третий – многозначительный. В нем поется о том, что наша профессия – это лучший союз, который может преподнести тебе судьба. Она умеет быть интересной, умеет удивлять, каждый день быть разной, с ней не соскучишься. Не покидая школьного класса, ты можешь примерить на себя десятки других профессий и ремесел, любое из твоих увлечений будет востребовано, ты откроешь в себе таланты, о которых никогда и не подозревал.
На заре моей педагогической деятельности мне в руки попал листок с таким текстом (в моем переводе с английского):
«Я – администратор, адвокат, глашатай постановлений правительства,
третейский судья, консультант, дипломат, психотерапевт, ответственный за выполнение учебного плана, медицинская сестра, худрук, искатель пропавших курток, сборщик податей, вытиратель сопливых носов, точильщик карандашей, суррогатный родитель, ходячая энциклопедия, козел отпущения… Но вы можете называть меня простым словом – УЧИТЕЛЬ!»
За 15 лет, что я учу детей, мне приходилось вести дебаты и диспуты, ток-шоу и брейн-ринги; писать сценарии детских праздников, ставить спектакли и даже один мюзикл (мне, человеку без слуха и голоса и никогда толком не умевшему танцевать!), быть экскурсоводом и спортивным инструктором. Я, наверное, могла бы работать дизайнером жилых помещений или флористом-озеленителем (горжусь, что дети называют мой кабинет самым красивым в школе). Меня можно засылать с белым флагом в горячие точки, потому что я психотерапевт с обширной ежедневной практикой. Мне приходилось писать учебные программы, составлять учебные пособия, работать директором частной школы иностранных языков, экзаменатором-экспертом ЕГЭ, воспитателем и организатором международных детских лагерей, учить детей и взрослых, соотечественников и иностранцев, работать в России и за рубежом. Обучая студентов в национальном педагогическом университете Анголы, я выучила португальский язык, у моих китайских студентов я научилась готовить их национальные блюда. И это далеко не полный список. Жизнь не кончается завтра, и, я уверена, моя профессия еще многому меня научит.
Куплет последний – самый любимый.
«Я – не учитель, я – товарищ по странствиям, у которого ты спросил дорогу. Я указал далеко вперед, далеко вперед и тебе, и себе» (Дж. Б. Шоу).
Наверное, ни в одной другой профессии грань между учителем и учеником не бывает такой прозрачной и подвижной. «Обучая, учимся»,- гласит древняя пословица. Нельзя учить, если не любишь учиться сам. Я закончила 9 курсов повышения квалификации, получила второе высшее образование, победила в двух конкурсах профессионального мастерства, стала финалистом главного российского учительского конкурса. Зачем все это? – Чтобы иметь право называться УЧИТЕЛЕМ.
Информация к сведению
Лариса СЕРИК окончила Московский государственный университет им М. В. Ломоносова, работает учителем английского языка школы №1308.
Победитель российско-американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения США (1997 г.), конкурса «Современный учитель английского языка» (2005 г.), финалист конкурса «Учитель года Москвы-2007», лауреат ПНПО 2007 года.
Комментарии