В НИИ инновационных стратегий развития общего образования прошел семинар, на котором изучался опыт школы №467 по организации образовательного процесса в классах начальной школы. На семинаре выступила учительница Наталья ГЛЕБОВА, которая в союзе с родителями сумела создать особую систему развития своего класса на основе класс-проектной технологии.
оказывается как нельзя кстати. Для первоклассников важно найти смысл в школьных делах. Оказывается, и вправду в школе может быть увлекательно. Скучные учебные задачи легко соединяются с тем, что большинству из них самих интересно в жизни.Занятия во втором классе начинаются с разработки проекта развития класса. Сначала совместно Натальей Николаевной и учащимися определяется «», которая выросла из предыдущего периода. Ребятам хочется идти дальше, и они на собрании решают изучать жизнь диких животных. Придумано и общее название для темы общеклассной работы «Мое животное».
Учительские думы
Наталья Николаевна не новичок в начальной школе. Опыта хватает. Да и инициативы тоже немало. Все время придумывает что-то новое то сама, то вместе с родителями, прислушивается к советам директора школы. А тут вроде бы в какой уже раз учительствует в первом классе, и что-то не так получается. Прошло всего полгода, а детский интерес к учебе гаснет, дети становятся какими-то скучными, учатся механически, под давлением учителя и родителей.
Ночами не спится. Вся в думах. Зачем? Почему? Какой смысл? Перегружаемся, устаем. Ведь для них, для детей, стараемся. Сколько фантазий. Тут и танцы, и спектакли, и английский, и игры, и загадки. Уже стала настоящей артисткой, хоть в театр иди, привлекла к работе весь современный педагогический арсенал.
Дети, что ли, приходят какие-то другие? И с ними надо по-другому?
Парадокс: малыши до школы знают много того, что уже не в такой степени знают их собратья в старших классах. Почти все, за редким исключением, могут назвать свои интересы и таланты, говорят уверенно, кем хотят быть в будущем. Дети владеют тем, чем уже не так хорошо владеют многие старшеклассники и взрослые. Они очень эмоциональны, смеются, как колокольчики, и часто улыбаются, с рождения обладают абсолютной слуховой и зрительной памятью, очень наблюдательны: соринку заметят, могут понять чувства другого человека. Их любопытство – главный метод познания. Им многое интересно. Они любят многократно повторять то, что им нравится, например, одни и те же отрывки из книжек. Умеют сами себя часами занимать играми, которые сами и придумывают. Этими методами саморазвития и самообразования их вооружила природа.
И родители, и учителя все время восхищаются своими чадами. Однако куда все это богатство девается потом? Как сохранить и приумножить? Как добиться, чтобы дети были готовы к следующей ступени обучения? Ведь уже в пятом классе учителя жалуются на детей. Говорят, что нет дисциплины, что им неинтересно учиться, что они плохо запоминают и совсем не умеют думать.
Детский интерес
Учитель хорошо знает то, что надо делать в первом классе. Есть программа, есть отработанный за много лет цикл воспитательных мероприятий. Никуда не денешься. Но опять же, есть детский интерес! Как его зажечь? Как все это соединить в единое целое? Что главнее? Наталья Николаевна неоднократно обсуждает проблему с родителями и другими коллегами.
Однозначного ответа не находится. Почти все педагоги первичными в образовательном процессе признают детские интересы. По мнению учителей, интересы учащихся всегда учитываются при организации уроков. Только смысл порой в это вкладывается неодинаковый. Одни считают, что надо формировать у детей интерес к учебным дисциплинам. Другие говорят о сочетании интереса к предметам, который первичен, с личными интересами, о том, что существует веер возможностей, которые имеются у каждого в ходе работы над выполнением программы. Детям нынче и самим есть из чего выбирать, таким образом, должно удовлетворяться большинство их интересов.
Однако как быть, если в программе обучения заложены очень большие объемы знаний, которые следует освоить? К тому же задан такой темп, что на формирование интересов детей, даже со смысловым значением, ориентированным в значительной степени на предметы, времени не остается.
Например, чересчур жесткая, задающая слишком высокий уровень, программа по математике (автор – Людмила Петерсон) не оставляет времени на раздумья. Времени на повторение и закрепление материала совсем не бывает. Нет нужных опорных слов для детей. Они скользят по страницам глазами, и не за что зацепиться. Как будто бегут, карабкаются куда-то, не понимая, что и зачем делается. От слов «Вы должны выучить, изучить» настоящий живой интерес не появляется. В первом классе у части детей не разработаны руки, есть проблемы с чистописанием, почерком.
У Натальи Николаевны есть свой смысл, заметно отличающийся от других смыслов. Раз детские интересы превыше всего – значит от них и надо плясать, а не от программы. Учащихся интуитивно тянет в сторону собственного развития. У каждого – свой путь и соответственно свои интересы, тип памяти, мышления и способности. Они разные, и интересы у них разные. В соответствии с их особенностями происходит процесс понимания и усвоения. Одному на усвоение нужны минуты, другому – часы или дни, для третьего и нескольких недель мало. Она хорошо понимает, что от степени роста личной заинтересованности во многом зависит и степень усвоения учебного материала. Ведь урочные темы далеко не всем интересны. Значит, программа должна быть только средством целенаправленного развития учащихся.
Свой смысл ведет к большим неясностям и трудностям. Простые подсчеты показывают, что идеально справиться с массой детских интересов не получается. Слишком большое разнообразие, и учительского времени никогда не хватает. Помочь каждому выявить свой интерес и развить его в ходе занятий не всегда возможно.
Простого решения тут нет. Кажется, что проблема нерешаема, ведь очень трудно для каждого ребенка на уроках создать индивидуальные условия. Но в таком случае должен же быть у детей какой-то общий захватывающий интерес?
Жизненная тема
Участие в экспериментальной работе по вопросам ученического проектирования подталкивает к поиску новых идей. Среди них больше всего Наталье Николаевне и коллективу детей нравится идея «Жизненной темы», или другими словами, «Приоритетной темы развития класса», которая ставится выше всего того, что входит в программу учебно-воспитательной деятельности. Суть ее проста, для класса на учебный период выбирается определенный живой фон, имеющий развивающее значение для детей, а также для их воспитания и обучения. Такой фон находится очень быстро. Обсуждение в классе выявляет самую интересную тему. Например, учащиеся единогласно высказываются за тему, связанную с домашними животными. Тут же предлагается сделать ее самой главной по отношению ко всем предметам до конца учебного года.
От детей на собрании и потом на занятиях сыплются предложения. Они, как говорится, в теме и знают, что надо делать. За домашними животными надо постоянно наблюдать и ухаживать, с ними надо играть, их надо любить, учить, кормить, поить, выгуливать. Многое из этого сочетается с классной жизнью.
Из детских идей складывается большой тематический проект развития коллектива класса. В проекте курс взят на организацию интересной учебы. Вместе с этим планируются определенные общеучебные результаты, которые предстоит получить в конце года.
Главная цель развития состоит из трех частей. В первой части формулируется цель индивидуального развития – учащимся предстоит войти в роль исследователей, делать открытия и наблюдения. Они узнают, что такими же методами работают известные ученые и профессионалы. Вторая часть цели касается начального развития совместной деятельности в коллективе как первого этапа учебного взаимодействия. Согласно третьей части цели предстоит всем вместе – и детям и взрослым – сделать акцент на началах проектной грамотности и умении работать по целям развития, шаг за шагом, на результат.
В проекте также определены основные способы достижения главной цели. Среди них: совместная выработка исследовательских задач; определение умений, которые надо формировать; регулярное обсуждение вопроса «Как сделать лучше?» и подведение итогов.
Учащиеся при поддержке учителя и родителей придумывают целый ряд мероприятий, в том числе рассказы о своих животных, выставки рисунков, спектакль, спортивные соревнования, встречи в классе с близкими родственниками. Таким образом, рядом с предметными и традиционными воспитательными программами появляется целевой план общеклассного развития детских интересов (индивидуальных, групповых и коллективных).
Мировые открытия
Жизненная тема оказывается как нельзя кстати. Для первоклассников важно найти смысл в школьных делах. Оказывается, и вправду в школе может быть увлекательно. Скучные учебные задачи легко соединяются с тем, что большинству из них самих интересно в жизни.
Перед детьми появляется мир, состоящий из множества открытий. Раньше не так было важно, что там особенного у кошки, собаки или птички. Теперь надо подолгу наблюдать за поведением домашних животных в различных ситуациях, дома и на улице, узнавать их повадки, отношение к разным существам и предметам. Простое совместное проживание с близкими существами превращается в интересное образовательное дело. Надо совершать открытия, стараться обнаружить что-то новое, то, что раньше оставалось незамеченным, увидеть невидимое за привычным.
Дети становятся более внимательными к тому, что и как едят их домашние друзья, как слышат и видят, каким образом спят и играют, что им нравится и что они не любят. Каждый день приносит новые открытия. Учитывается все обычное и необычное, в мини-сочинениях, листах домашнего наблюдения и дневниках, даже если оно мгновенное.
У Вадика Алексеева дома нет животного. И он решает наблюдать на улице за одной вороной, которая часто гуляет около песочницы. Другой учащийся Саша Олейников находит дома союзника – свою бабушку Викторию Григорьевну Олейникову, которая помогает юному исследователю. Большая научная работа идет в семье Шадмановых. Все эти темы активно обсуждаются в семьях, на уроках и переменах. Часто слышится: «А у меня кошка Муся…», «А у меня попугай Кешка…». О своих наблюдениях учащиеся охотно рассказывают на уроках, пытаются объяснять результаты с разных сторон, связывая свои открытия с учебными темами всех предметов, своими делами и поведением.
Естественным путем выстраивается целая цепочка: от озарения и удивления к любопытству, любознательности и познанию. В коллективе становится ценным то, чему раньше не придавалось значения, – внимательность, наблюдательность, терпеливость. Особенно важными считаются тонкие наблюдения, сделанные догадки, интересные истории, выявленные неожиданные проблемы. Совершать открытия во всем, что тебя окружает, вместе с одноклассниками оказывается интересным и престижным.
За короткое время учащиеся разбираются в последовательности действий при учебном наблюдении за жизнью животных. Они учатся делать предположения, планировать свои действия, готовить устные сообщения и оформлять результаты наблюдения с помощью рисунков, фотографий и видеосъемок.
Многое меняется и дома. Дети охотнее кормят и выгуливают своих питомцев, увлекаются дрессировкой. Вместе с родителями они продумывают занятия с животными, то, чем те должны овладевать в процессе учебы. Детям нравится замечать даже малые успехи и рассказывать об этом в классе.
Роли наблюдателя, исследователя и дрессировщика позволяют быстрее понимать содержание того, что изучается в классе, выявлять собственные интересы и способности, тренировать многие умения. Появляется представление о процессе: «от простого умения к более сложным умениям и навыкам, а затем и к привычкам».
Такая работа положительно сказывается и на усвоении учебного материала, росте проектной грамотности. Вместе с этим развивается чувство ответственности за того, «кого удается приручить», а также и за себя, свои таланты, здоровье и безопасность.
Поиск нового
Занятия во втором классе начинаются с разработки проекта развития класса. Сначала совместно Натальей Николаевной и учащимися определяется «Жизненная тема», которая выросла из предыдущего периода. Ребятам хочется идти дальше, и они на собрании решают изучать жизнь диких животных. Придумано и общее название для темы общеклассной работы «Мое животное».
В развитии коллектива появляется немало нового. Теперь в отличие от первого класса, где преобладает индивидуально-парная деятельность и только делаются попытки объединения разных интересов, приходит пора перехода на следующую ступеньку коллективного развития – освоение основ парно-групповой работы.
Для разработки темы коллектив делится на группы. Каждая группа в соответствии со своими интересами сама выбирает для изучения определенное животное, разрабатывает план действий. Ядром такого плана становится задача поиска новых данных, или на педагогическом языке – знакомство с поисковым методом, формирование умения собирать необходимые материалы.
Учащиеся становятся частыми гостями в зоопарке, школьной и районных библиотеках. После таких экскурсий они делают доклады и фотовыставки. На уроках русского языка пишутся мини-сочинения. На уроках чтения они читают рассказы о животных, обсуждают образы и ситуации, занимаются стихосложением, на уроках математики придумывают интересные задачки и делают всевозможные расчеты, связанные с животными, естественно, оживляются темы «Окружающего мира» и других предметов, приветствуются импровизация и спонтанные действия. Дети ведут поиски в книжках рассказов и отдельных сюжетов о бегемотах, слонах, тюленях, львах, жирафах и других животных. Уроки для детей приобретают больший смысл. Невольно проводятся параллели – животное делает так, а как мы делаем, почему так происходит и как это соотносится с тем, что изучается? Нередко разгораются дискуссии о том, как надо понимать поведение животных, их образ жизни, питание.
На многих занятиях используется метод ассоциативных связей, который позволяет теснее увязывать содержание урока с жизненной темой и детскими проблемами. Таким образом, дети лучше узнают не только окружающий мир, но и себя, свои чувства и качества. А Наталья Николаевна помогает им управлять процессом самопознания.
Учащимся нравится работать в разных групповых конструкциях, когда отрабатывается множество умений – читать, пересказывать, делиться впечатлениями, слушать, писать письма другу, задавать вопросы, отвечать, повторять, проверять, оценивать, поддерживать. Одновременно в ходе парно-групповой деятельности детям приходится выполнять определенные роли – ведущего (координатора) пары, группы, темы, элемента урока, действия; корреспондента, спорторганизатора, фотографа. Пары и группы учатся демонстрировать то, в чем они продвинулись за учебный период. Появляется интерес к ведению дневников наблюдений, куда и заносятся результаты наблюдений и исследований, собственные и чужие мысли, стихи, впечатления, оценки и взаимооценки деятельности. Детям понравилось быть в жюри, судить конкурсы и соревнования, самим подводить итоги.
Все это естественно, без всякого давления сказывается на результатах выполнения учебных планов, растет заинтересованность детей в учебе, улучшаются выразительность и скорость чтения, письменная грамотность, лучше решаются задачки, легче запоминаются программные материалы. В итоге в классе почти никто не отстает. Больше половины учащихся класса завершают учебный год на «отлично».
В заключение годового проекта создается «Большая сказка о жизни класса», переделанная из сказочных сюжетов. Дети сами придумывают сценарии с тем, чтобы показать свои достижения. Приятным результатом для учителя и родителей становится и то, что дети сами желают получить задание на лето.
Следующий шаг
Опыт сочетания жизненной и учебных тем заметно обогащается. Уже в третьем классе на очереди – вопросы совершенствования парно-групповой работы. Вместе с этим появляются элементы общеклассных действий. Для усиления процесса развития выбирается направление – театрализация всего того, что делается детьми в школе. Предназначение этой класс-проектной темы под названием «Наш театр» – гармонизировать интересы детей и взрослых, учителей и родителей.
На уроках и после них организуются сценические импровизации. Задача для детей несложная – за считанные минуты придумать сюжет по учебной теме и затем показать его перед всем коллективом. Пищу для театрализованных фантазий дают посещения Третьяковской галереи, зоопарка, театра.
Вместе с родителями и режиссером Сергеем Ивановичем создаются композиции по мотивам изучаемых произведений. Детям особенно нравится строить живые и загадочные скульптуры по литературным образам и тому, что видели в жизни. При этом дается описание группового изображения, предлагаются интересные отгадки и продолжения с ролями. Спонтанные театральные действия способствуют развитию мышления и быстрых реакций, помогают преодолевать стеснительность и всякие страхи.
Важными вехами в развитии класса становятся народные и государственные праздники. Подготовка и проведение праздничных дней, спектаклей и концертов уже не только общественная, но и учебно-проектная и профориентационная работа. С ними связываются учебные задачи, исследования и проекты, к ним готовятся презентации детских достижений. Особое значение придается Дню матери, 8 Марта, Дню пожилого человека, Дню Победы, Новому году и рождественским каникулам.
В День матери дети посвящают свои стихи и постановки мамам и бабушкам. В День пожилого человека проходит встреча с бабушками и дедушками, есть возможность задать десятки вопросов, посмотреть фотографии, потрогать ордена, показать свои сценические номера.
Жизненная театральная тема создает благодатную почву для освоения трудных общеучебных методов, интеграции учебных, общественных, проектных и профориентационных задач. Наталья Николаевна придает значение проблеме интеграции тем разных предметов и внеклассной деятельности. В немалой степени ее решению помогают детские группы по интересам, которые приобретают все больший вес в классе. В некоторых из этих групп участвуют и родители.
В классе появляются группы – журналистская, спортивная, игровая, театральная, экскурсоводов, жюри. Учащиеся в этих группах, выполняя общественные обязанности и проекты, одновременно становятся ассистентами учителя по предметам. Они озабочены реализацией жизненной темы, стремятся, чтобы она как можно больше была связана с учебой, так как им это просто интересно.
При осуществлении спонтанных и классических постановок есть множество специальных ролей, которые приходится выполнять, это роли режиссеров, сценаристов, поэтов, музыкантов, оформителей, артистов, суфлеров. Зачем ждать будущего, когда уже сейчас можно быть кем хочешь?! На этом особо фокусируется внимание детей.
Кроме этого, развитию коллектива класса и его членов способствует деятельность разнообразных проектных и исследовательских групп по социальным темам. Родители как могут помогают, а группы разрабатывают тематические проекты, например, «Моя родословная», экскурсии по району с выездом в памятные места – Кремль, Музей космонавтики.
Каждый может придумать свой проект и создать группу. Например, Вадим Алексеев – руководитель проекта, и каждый желающий может войти в его проект, нет никаких ограничений.
Упор делается на развитие самостоятельности и самоуправления в группах. Детям нравится объединяться в постоянные и временные группы и управлять в них. Самоуправление организует ученический комитет, в котором есть сектора по разным направлениям общественной работы.
Большое значение для организации эффективной учебы имеют группы, которые действуют на уроках. Две пары образуют группу из четырех человек, в учебно-проектных группах отрабатываются индивидуальные и групповые умения, организуется самооценка и взаимооценка. Экспертная оценка выставляется другой группой или учителем.
Детям очень нравится быть ведущими в паре, в группе, в проведении элемента урока, урока в целом, перемены или мероприятия. То, что приходится больше готовиться к уроку и больше читать, не останавливает никого. Это большой стимул. Такое доверие повышает ответственность, добавляет уверенности в своих силах, помогает закреплять знания и развивать многие способности. Конечно, не у всех получается одинаково, но есть с кого брать пример, скажем, одна из лучших ведущих класса – Настя Бородина.
Родители видят реальные результаты. Их дети с удовольствием пишут изложения, письменно высказывают свои мысли, умеют придумывать темы. Несмотря на сложную программу по математике, взаимопомощь в группах дает возможность и здесь получать определенные результаты.
В третьей четверти в классе стажируются студенты педагогического университета. Их методика оказывается традиционной: фронтальная работа, опросы у доски, все организует и за все отвечает учитель, просьбы учащихся перейти на групповую работу не поддерживаются, ведь студенты часто не готовы к ней. К тому же им надо соблюдать требования своих преподавателей.
Студенты стараются, но преодолеть скуку и заинтересовать детей не могут. Отсутствуют динамика на уроках, возможности для самостоятельной работы и обсуждения материала. Без групповой организации классом трудно управлять. Естественно, снова появляется шум, подвижные дети ищут выход для своей активности. И тут Наталья Николаевна находит выход из положения. Она договаривается с детьми о том, что надо учиться работать по-разному, в разных условиях и с разными людьми. Важно уметь извлекать пользу для своего развития из любой ситуации.
Учебный год завершается большим детско-родительским собранием. Учащиеся выступают с рассказами о своих достижениях, о том, как можно сделать интересным любой вопрос, демонстрируют то, как они освоили общеучебные и жизненные навыки, как реализованы жизненная и учебные темы…
В четвертом классе делается новый выбор. Детей уже интересуют вопросы сохранения природы и связанная с этим личная безопасность. Эта тема становится самой жизненной темой развития ученического коллектива.
Владимир ИЗВЕКОВ, заместитель председателя городского Совета родительской общественности
Комментарии