search
main
0

Самое главное – находиться в режиме развития

Галина Ковтун из числа тех директоров, что успешно прошли программу повышения квалификации в МГУУ «Актуальные проблемы управления развитием образовательного учреждения в московском мегаполисе». Галина Леонидовна выбрала для своей выпускной работы важную тему «Разработка мероприятий конкурентоспособной стратегии развития школы №933 на 2013-2014 гг.». Почему школы №933? Потому что Галина Ковтун – директор этой школы и для нее очень важными были процесс формирования стратегии развития образовательного комплекса школы №933 и ее реализация, анализ ресурсов образовательного комплекса и выявление конкурентоспособных возможностей ОУ.

При формировании концепции будущего школы мы должны прежде всего уточнить свое понимание миссии школы, то есть  определить, на реализацию какой части общего социального заказа сориентированы,  решение каких проблем считаем приоритетным. Здесь  нужно исходить из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования, с одной стороны, и необходимости удовлетворения запроса со стороны основных участников педагогического процесса – учащихся, педагогов, родителей, с другой.Развитие школы как социально-педагогической системы должно привести к достижению такого нового качества образования, которое обеспечивает «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и готовой к самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию». Результаты реализации  концепции должны быть такими: – сплочение педагогического, ученического и родительского коллективов;- проектирование необходимой в условиях реорганизации образовательной модели комплекса, соответствующей ему ресурсной базы для внедрения эффективных способов достижения нового качества образования;- поиск оптимальных путей развития и повышения конкурентоспособности школы, обретение своего собственного лица, привлекательного для тех, к кому оно обращено;- превращение  ОУ из массовой общеобразовательной школы навыка в школу уникальную, школу компетентностно-ориентированного образования и развития для каждого обучающегося.Наша школа  была открыта в 1978 году, на протяжении многих лет имела стабильные показатели успешности обучения (100%),  в 2008 году  она стала победителем конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. С сентября 2012 года  наша школа объединилась  со школой №928,  детскими садами №667,  834,  904,  964,  2232. Так возник мощный образовательный комплекс (в школьном отделении – 1084 ученика, всего воспитанников – 1955), имеющий  семь зданий,  72 учебных кабинета, 3 спортивных зала, 2 актовых зала, 2 столовых, 2 библиотеки, кабинет психологов, 3 компьютерных класса и другое материально-техническое оснащение.Школа базовая для федеральной экспериментальной площадки «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка», она успешно реализует программу развития учреждения по теме «Совершенствование образовательной модели школы в условиях модернизации столичного образования», идет работа в рамках договора о международном сотрудничестве с гимназией имени М.П.Драгоманова (Киев, Украина). Основные принципы деятельности образовательного учреждения регламентированы уставом школы, школа работает по триместрам. В 1-3-х классах идет обучение в условиях ФГОС,  в школе есть управляющий совет, ученический комитет, омбудсмен и психологическая служба, школа сотрудничает с педагогическими вузами (МГПУ, МГОПУ, МПГУ).  В нашей школе стабильный педагогический коллектив (83 педагога  в школе, 102 –  в дошкольном отделении, среди них 4 кандидата наук), нет вакансий, все педагоги прошли курсовую профессиональную подготовку. Совместно мы выработали критерии и индикаторы оценки качества педагогического труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Финансовую деятельность школа ведет самостоятельно, средняя зарплата педагогов по ОУ за 2012 год составила 58996 рублей, сотрудников –  43547 рублей.Важный фактор, влияющий на развитие системы московского образования, – демографическая ситуация. Серьезной проблемой остается неравный доступ к качественному образованию, что усугубляет социальное неравенство. Сохраняющийся значительный приток мигрантов требует не только дополнительных мест в образовательном учреждении, но механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру и образование мегаполиса. Социальный заказ на образование неоднороден, деление школ на престижные и не престижные вызывает конкуренцию школ на уровне города, округа, района. Родители все чаще требуют образование шаговой доступности. Анализ контингента показывает, что в образовательном комплексе обучаются дети, существенно отличающиеся друг от друга по своему социальному статусу, интеллектуальному и физическому развитию. Родители в основном не имеют среднего специального и высшего образования. Контингент учащихся нестабилен, подвижен, постоянно изменяется в течение учебного года. Сегодня  большое количество детей и семей стоит на учете в полиции, эту проблему работы с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, привнесла в наше образовательное учреждение школа, которую мы присоединили. Особенно проблематично отсутствие качественных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из важных проблем – отсутствие положительной динамики в работе с одаренными детьми. Вторая проблема – разная степень материально-технического оснащения образовательного учреждения, сохранности зданий и территорий, вошедших в комплекс. При реорганизации степень рисков никто не просчитывал, сейчас это стало серьезным препятствием для реализации стратегических образовательно-воспитательных идей.Третья проблема – формирование единого педагогического и ученического коллективов. Работа с педагогами и воспитанниками затруднена прежде всего из-за наличия семи отдельно стоящих зданий, из-за графика работы отделений (сменность в дошкольном и школьных отделениях  – начало и окончание работы у каждого сотрудника индивидуальны).Четвертая проблема – невозможность постоянного роста заработной платы педагогических работников. Пять детских садов вошли в комплекс с заработной платой воспитателя  14600 рублей, сейчас имеют  26700 рублей, средняя в месяц составляет приблизительно 38000 рублей. Рост осуществляется в основном за счет средств школьного отделения, необходимо постоянно искать пути стимулирования труда работников.Проблемы развития нашего образовательного комплекса связаны прежде всего с особенностями микрорайона, в котором мы расположены. Это обычный спальный район нашей столицы, удаленный от центра,  тут преобладает малообеспеченное население, ощущается недостаток культурно-просветительных учреждений (нет ни одного кинотеатра, музея, музыкальной школы, Дворца культуры), нет гимназий, лицеев. Большой приток мигрантов в связи с близостью рынков и овощной базы создает проблему в образовательном учреждении района: большое количество детей не знают русского языка.Таким образом, в период становления образовательного комплекса необходимо прежде всего сохранить стабильный педагогический и ученический коллективы, обеспечить сохранность индивидуальности каждого реорганизованного учреждения, обеспечить преемственность между всеми ступенями образования, стремиться к созданию единого образовательного пространства.Мы существуем для того, чтобы наши воспитанники и ученики ощущали себя успешными жителями мегаполиса. Этого хотят наши родители, живя в обычном районе столицы, они верят, что наши дети могут поступать в лучшие вузы и колледжи нашего города, получить хорошую, стабильную работу.Чего ждут от нашего образовательного комплекса участники образовательного процесса? Родители –  чтобы ребенка ценили как личность, качественно готовили к поступлению в вузы, колледжи, чтобы была разнопрофильность, чтобы развивали способности детей, чтобы формировалась информационная коммуникабельность детей, чтобы сохранялось здоровье ребенка в образовательном учреждении. Учащиеся –  чтобы были комфортные условия для успешной самореализации, общения и учебы каждого из них, чтобы было интересно,  было больше информационных возможностей, в том числе для самообразования; чтобы уважали их мнение. Педагоги – чтобы были созданы условия для работы, чтобы можно было постоянно повышать свой профессиональный уровень, была стабильная заработная плата. Основные ценности, которые стали общими для всех участников образовательного процесса,  по результатам опроса, – это  доверие – 94%, уважение к людям – 90%, соревновательность – 83%, желание развиваться – 80%, открытость переменам – 79%.Как же может развиваться наш образовательный комплекс? Мы единственные в районе, кто не будет испытывать недостаток в контингенте учащихся, мы создали оптимальные условия для адаптации детей к школе; каждый ребенок сможет проявить свои творческие и индивидуальные способности. Уникальность нашей организации – наличие экологической составляющей в учебно-воспитательном процессе, у  нас реально можно участвовать в практическом изучении экологической обстановки в районе, городе, стране (эколого-волонтерское движение, работа ЛТО «Экос», экологические экскурсии и экспедиции, участие в различных мероприятиях и конкурсах, развитие экологических проектов). Иными словами, мы та школа, которая помогает нашим детям стать успешными жителями Москвы. Для разработки стратегических мероприятий  по  концепции развития образовательного комплекса мы привлекли в качестве экспертов 50 сотрудников образовательного комплекса (25 – из дошкольного отделения, 25 – из школы): воспитателей, учителей, специалистов и  представителей администрации. Мы выдвигали идеи и попытались определить их местоположение в системе координат «полезность – усилия». Идеи были определены в соответствии с миссией учреждения: мониторинг удовлетворенности обучающихся и их родителей происходящими в комплексе изменениями (анкетирование, отзывы, отсутствие или анализ жалоб и предложений, обращения на электронную почту и сайт); создание образовательных сред для дошкольников с различными приоритетами развития; портфолио от детского сада до выпускника школы; участие в социокультурных проектах района, округа, города, страны; создание единого психологического центра помощи жителям района; профильная подготовка и расширение свободы выбора профиля в старшей школе; работа с одаренными детьми.Более 58% респондентов выбрали четыре идеи как ведущие и основные на новый учебный год, провели их оценку. Идея №1: создание атмосферы психологического комфорта для всех участников образовательного процесса: единый пункт психолого-логопедического консультирования (бюджет, платные образовательные услуги: кабинет, зарплата специалистов, методическое обеспечение).Идея №2: открытие дошкольных групп, в том числе платных, «детский сад – дом радости», семейного детского сада, групп кратковременного пребывания, в том числе выходного дня. Идея №3: максимальное использование возможностей социума (социального партнерства с МПГУ, МГПУ, МПК №15, филармонией; участие в конкурсах, олимпиадах). Идея №4: предпрофильное и профильное обучение: расширение индивидуальных траекторий развития выпускников.Все идеи, выдвинутые экспертами, вошли в зону соответствия «условия – полезность», что позволяет рассматривать их как основные идеи для внедрения в практику работы образовательного комплекса. На основании  этой матрицы и был составлен план мероприятий по реализации  этих идей.Сегодня можно сделать вывод, что мы будем эволюционировать, постоянно расширять круг наших образовательных услуг, станем психолого-логопедическим центром района, предоставим нашим родителям услуги по группам круглосуточного и кратковременного пребывания (в том числе в выходные дни) в дошкольном отделении, расширим дополнительные платные услуги для детей по программам укрепления здоровья («Учусь плавать»), развитию творчества воспитанников (музыка, изо), откроем группы по изучению английского языка в дошкольном и школьном отделениях.Таким образом, выполняя свою работу, я уточнила миссию образовательного комплекса, вместе с коллегами наметила пути повышения его конкурентоспособности, определила приоритеты в развитии, разработала основные мероприятия по их реализации.Для достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ имеющихся нормативно-правовых документов, учебно-методических разработок в области совершенствования системы образования в Москве, проведена опытно-экспериментальная работа в образовательном комплексе, созданы группы экспертов из числа сотрудников школы, которые в творческих мастерских провели анализ выдвинутых идей развития учреждения на новый учебный год, совместная экспертная оценка которых и позволила разработать план стратегических мероприятий по их внедрению.Реализация  выдвинутых предложений позволит нашему образовательному комплексу эволюционировать, внедрять новые современные планы и идеи в практическую деятельность нашего учреждения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте