search
main
0

Самое главное, чтобы был «Потенциал»

В феврале 2015 года лицей №1502 при МЭИ провел первый естественно-научный этап XXIV открытой московской конференции школьников «Потенциал». В этом мероприятии участвовали более 250 школьников, около 100 педагогов, были сделаны 199 докладов, работали 14 секций по 8 дисциплинам (математика, физика, химия, информатика, биология, экология, энергосбережение, робототехника).

История конференции ведет свой отсчет с 1992 года. Идея проведения научно-практической конференции школьников возникла у руководства и педагогов в первые годы становления лицея как новой модели школы при вузе.  В основу были взяты славные традиции проведения подобных мероприятий  СУНЦ МГУ, откуда в лицей пришли несколько замечательных педагогов. Это было очень непростое время: рушилось советское  образование, а вместе с ним  и привычные системы взаимодействия между республиками СССР, школами. Тем не менее педагоги лицея смогли пригласить  на конференцию  46 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Одессы, Новгорода, соучредителями мероприятия стали МЭИ, МГУ имени М.В.Ломоносова и журнал «Квант». На первой  научной конференции школьников заслушали    28 докладов.  Проведение первых конференций было авантюрой в  хорошем смысле: не было должного опыта, отсутствовало финансирование, оргкомитету приходилось решать очень сложные для того времени  проблемы: где размещать участников, как организовать питание? Результаты, однако, превзошли ожидания: мероприятие удалось, заявила о себе  уникальная форма сотрудничества детей и педагогов, возникло желание расширять географию конференции. Да, интересным было время начала 90-х годов! Кстати, победителей секции физики приглашали на обучение в МГУ и МЭИ без вступительных экзаменов. Это подчеркнуло  заинтересованность вузов в работе с  одаренной молодежью.  В первые 7 лет проведения конференции работали секции физики, математики и информатики, затем прибавились секции экологии и химии, с 2011 года на конференции появились секции биологии и энергосбережения, а с 2013 года – робототехники. Возникновение новых секций было результатом проявления духа времени и интересов учащихся. Мы анализируем наиболее важные и  популярные  направления деятельности школьников  в естественно-научной области и считаем, что количество секций на конференции может только увеличиваться. Участники конференции «Потенциал» – школьники образовательных организаций Москвы различных типов – школ, лицеев, гимназий, Балашихи, Железнодорожного, Реутова, Электростали, Черноголовки, Юбилейного, поселка имени Чайковского.   Мы очень рады тому, что конференция, по сути, имеет российский и даже международный характер. На «Потенциал» прибывают российские  школьники из  Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода,  Самары, Калуги, Новосибирска, Калининграда, Пензы, Оренбурга, Перми, Абакана (Республика Хакасия), Сарова (Нижегородская область), Онеги (Архангельская область), Борисоглебска (Воронежская область), Волжского (Волгоградская область), Новомосковска (Тульская  область), Старого Оскола (Белгородская область), поселка Шушенское (Красноярский край), поселка Есинки (Тверская область).Особая гордость конференции – делегации из ближнего зарубежья.   Наши неизменные гости – представители  Республики Беларусь, более 15 лет на конференцию  приезжают учащиеся лицея №1 города Бреста и лицея №1 города Барановичи Брестской области, это сильные, хорошо подготовленные участники, неизменные призеры и победители различных секций и командных соревнований. В последние годы география присутствия на конференции Республики Беларусь неуклонно растет: Минск, Минская область (Несвиж, Смолевичи, Смиловичи, Воложин, Жодино, Солигорск, Вилейка). В 2015 году количество иногородних делегаций достигло абсолютного максимума – 120 человек (из них 45 – из Республики Беларусь). Впервые нашу конференцию посетила делегация Риги (Латвия). Всего за 24 года участниками конференции стали    4230 учащихся.Идея конференции «Потенциал» состоит в том, чтобы участники различного уровня подготовки могли найти применение своим исследовательским работам. К примеру, в подсекции математики «Исследования в геометрии и математическом анализе» могут успешно применить свои знания школьники, углубленно изучающие этот предмет, а в подсекции  «Новые методические направления элементарной математики» – те, кто склонен к проектной деятельности. Таков же принцип формирования секций физики  «Теоретические и прикладные модели в физике» и «Экспериментальные методы исследования физических явлений». Наличие подсекций биологии предлагает участникам конференции применить знания из различных областей – ботаники, микробиологии, зоологии и физиологии человека, молекулярной биологии; подсекции   химии – «Органический и неорганический синтез» и «Аналитическая химия и физико-химические методы исследований».Конференция «Потенциал» ориентирована прежде всего на старшеклассников, причем если в первые годы проведения наиболее сильные доклады представляли 11-классники, имевшие большой опыт выступлений, заинтересованные в получении льгот при поступлении в вузы, то в настоящее время основной контингент конференции – ученики 10-х и    9-х классов. Это легко объяснить: выпускники готовятся к итоговой аттестации,  их образовательные задачи в рамках ОГЭ  не пересекаются с проектно-исследовательской  деятельностью.  В чем особенность нашей конференции? В первую очередь это ее открытый характер. Несмотря на предварительный отбор и экспертизу работ, мы стараемся предоставить возможность выступления максимальному числу заявившихся участников. Как вариант стендовая презентация. Во-вторых, комфортная атмосфера, многие годы работает авторитетный, высококлассный состав жюри, обладающий высоким научным уровнем, педагогическим тактом и необходимыми знаниями особенностей возрастной психологии. 80% ученых представлены МГУ  (академик РАЕН, профессор  В.Твердислов, профессора  В.Караваев, В.Коробов,  В.Лобышев,  Н.Мощевитин,  В.Халилов,  Е.Шавгулидзе, Л.Яковенко,  доценты В.Асеев, С.Сергеев,  А.Сидорова, Е.Симоненко,    И.Смольникова) и МЭИ (профессора Г.Бородин, Д.Иванов, А.Кобрин, В.Сафонов,  В.Чудов, доценты  И.Андреева, С.Владимиров,   Г.Власенко, М.Губкин, В.Качалов, С.Манчха, И.Орлов, М.Осина,   В.Скибенко). В составе жюри – профессор Института органической химии РАН   С.Иоффе, доцент МИФИ Н.Леонова, заместитель директора Всероссийской заочной многопредметной школы при МГУ им.Ломоносова Ж.Раббот,  член редколлегии журнала «Квант» А.Егоров,  научные сотрудники Палеонтологического института и Дарвиновского музея, Института проблем экологии и эволюции, методисты Городского методического центра. Поистине абсолютно независимая экспертная комиссия! В 2015 году в составе жюри работали 45 человек.На конференции практикуют заслушивание докладов. Такая форма позволяет учащимся достаточно подробно представить свою работу  и жюри, и участникам секции, вступить в дискуссию с учеными и сверстниками. Важно то, что участник конференции приобретает бесценный опыт совместной работы с научным руководителем, учеными из состава  жюри, опыт оппонирования. Это то, что очень пригодится в научной деятельности.Конференция «Потенциал» продолжается 2 дня. В первый день – торжественное открытие и работа секций. Второй день конференции открывает дискуссионный клуб «Твой мир». Школьники Москвы, регионов России  и зарубежья рассказывают о себе, своих интересах, обсуждают волнующие их проблемы – от вопросов образования до политики. Затем начинаются  мастер-класс «Физико-химические методы исследования в проектных работах школьников»,  увлекательные  лекции в Клубе интересных встреч (к. б. н. А.Пахневич, доцент Брестского университета В.Халецкий, профессор МЭИ   Д.Иванов, профессор МГУ В.Твердислов). Темы лекций на состоявшейся в этом году конференции – «Поиски внеземной жизни» и  «Биофизика в королевстве прямых зеркал». Свои двери юным изобретателям  открывает уникальная цифровая лаборатория 3D-прототипирования «Экспериментариум-1502-МЭИ». Ребята знакомятся с научно-техническим творчеством лицеистов, участвуют в мастер-классе и могут самостоятельно изготовить для себя сувениры на память.  На конференции проводят математическую регату и командные соревнования школьников  по химии и экологии, для педагогов – семинар «Актуальные вопросы проектно-исследовательской деятельности».Иногородним участникам предлагают интересную культурную программу (посещение музеев и одного из лучших театров Москвы), вызывающую восхищение автобусную экскурсию «Вечерняя Москва».Анализ  призовых работ учащихся  показывает высокий научный уровень докладов.  Максиму    Семенову-Шефову (лицей №1502 при МЭИ) в докладе по математике «Сравнение решений сингулярно возмущенных уравнений» удалось найти простое доказательство теоремы, относящейся к теории дифференциальных неравенств с малым параметром при производной.  Аналогичная теорема, доказанная японским ученым Нагумо в 1939 году, относилась к дифференциальным уравнениям без параметра. Ценность работы Абдуррахмана Магомедова (гимназия №1516) по информатике  «Программа ГиперМатематик» – в практической реализации задачи построения графиков функций, которая может быть использована в образовательном процессе. Лауреат многочисленных конференций российского и международного уровней Олег Зобов  (лицей №1502 при МЭИ), удивив участников секции «Робототехника» в прошлом году созданным своими руками 3D-принтером, в этом году пошел еще дальше – на своем  принтере смог распечатать детали для робота (тема «Робот-манипулятор на подвижной платформе»). В секции физики члены жюри отметили работы, в которых  школьники изучили физические явления, предложили интересные решения и  представили их практическую реализацию. Работа  «Подогрев топливного фильтра», которую выполнил ученик вилейской гимназии №1 «Логос» (Республика Беларусь) Андрей Михалев, имеет неоспоримую практическую ценность для владельцев автомобилей на дизельном топливе в зимний период, это готовый к применению подогреватель топливного фильтра. Ученик составил программу расчета параметров подогревателя, которая позволяет проводить расчеты для конкретного автомобиля, разработана электрическая схема и создан сам подогреватель. Екатерина Молчанова и Анна Харина (лицей №1511 при НИЯУ МИФИ) провели большую работу  «Получение пористых кремниевых покрытий на металлических подложках» с использованием современной аппаратуры для физических исследований: очистка фольги от оксидной пленки с помощью тлеющего разряда, напыление кремния с дальнейшим его осаждением на подложке в магнетронном разряде,  анализ полученных покрытий посредством электронной микроскопии. Были проведены серии экспериментов с различными параметрами напыления – рабочий газ, давление, мощность магнетронного разряда, выявлены зависимости скорости напыления и  адгезии при изменении рабочих параметров. Результаты работы будут использованы при создании новых энергоносителей-ионисторов.Владимир Бочаров  и  Александр Филаткин (лицей №1511 при НИЯУ МИФИ)  разработали и создали устройство для измерения радиационного фона, позволяющее выводить информацию на экран мобильного телефона. С его помощью произведены замеры радиационного фона в разных районах Москвы, результаты согласуются с измерениями, проведенными стандартной аппаратурой. Созданный прототип может быть использован для создания дозиметра нового поколения, позволяющего работать совместно со всеми современными мобильными устройствами.Жюри  секции химии «Органический и неорганический синтез» особо отметило работу учащихся лицея №1303 (ИОХ РАН) Клима Бирюкова и Иннокентия Никитина («Синтез лигандов, содержащих поли(акилоксим)аниновую группу на основе ароматических соединений»).Они провели синтез соединений с флуоресцентными свойствами, которые могут быть использованы в качестве чувствительных элементов в химических сенсорах  для обнаружения различных катионов в примесном виде или для качественного анализа. Среди призовых мест секции химии – работа «Получение магнитного сорбента на основе терморасширенного графита» Дмитрия Верещагина (школа №1485). В результате экспериментов, проведенных на химическом факультете МГУ им. Ломоносова, получен терморасширенный графит, содержащий железо, который может использоваться в качестве магнитного сорбента нефти. Один  грамм такого сорбента способен поглощать около 60 г нефти, а собирать насыщенный нефтью пенографит можно c помощью внешнего магнитного поля.Наибольшее число работ  обычно  на секции «Биология» и «Экология». Тематика школьных исследований очень разнообразна, нередко важный научный прорыв связан с нестандартным подходом к предмету исследования. Подобная  работа прослеживается на секции «Биология». Георгий Дороднов (гимназия №1591)  в работе «Томатошка» предложил с помощью прививок черенков томата на растения картофеля получать урожай как плодов, так и клубней. Мария Кац и Полина Белова (лицей №1535) представили необычную для московской школы работу «Исследование зарастания литорали методом закладки трансект», объектом изучения стала растительность литорали о. Ряжков в акватории Белого моря.  Анастасия Степанова (школа №422 «Перово») занималась актуальной темой исследования – очисткой загрязненных вод. В своей работе «Исследование режимов очистки воды методом флотации» она продемонстрировала высокую эффективность флотационной очистки воды, насыщенной органическими и неорганическими загрязнителями. Подобные доклады всегда привлекают внимание экспертов, поскольку в них хорошо видно неравнодушие детей к экологическим проблемам своего города.   В работе по энергосбережению ученицы гимназии МИИТ Юлианы Капитоновой «Инновационные технологии энергообеспечения   ГУП «Метрополитен» был рассмотрен комплекс инновационных технологий энергообеспечения метрополитена и проведена технико-экономическая оценка мероприятий.Учащиеся из Балашихи (МОУ «Лицей») Евгений Луценко и Владислав Гордиенко представили самостоятельно изготовленный макет теплообменного аппарата на базе тепловых труб для утилизации низкопотенциальной теплоты. Докладчик из Санкт-Петербурга Николай Тютюнник продемонстрировал модель униполярного двигателя и результаты исследования его работы. В работе Марии Шаповаловой и Андрея Шаповалова (лицей №1502 при МЭИ) «Модернизация станции метрополитена за счет использования энергии движения пассажиропотока» впервые предложено устанавливать в туннелях метрополитена ветрогенераторы для использования энергии потока воздуха. Стоит особо отметить тот факт, что абсолютно все работы по энергосбережению соприкасаются с реальной жизнью, ученики предлагают нестандартные решения (к примеру, «Экономичное теплоэнергоснабжение дома – мечта или реальность?», Мария Свечкопал, НОУ «Ретро»).Победителей конференции награждают дипломами 1-й, 2-й, 3-й степени, поощрительными грамотами, призами. Все участники конференции получают именные сертификаты. Руководителей делегаций, директоров ОУ и научных руководителей награждают благодарственными письмами Центра педагогического мастерства Москвы и оргкомитета. Участников конференции – обладателей дипломов 1-й степени направляют на заключительный этап Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся.Педагогический коллектив лицея прилагает силы к тому, чтобы конференция развивалась, чтобы в ее структуру привносили интересные, нестандартные мероприятия. Судя по откликам участников и их желанию приезжать вновь и вновь, мы понимаем, что проводим полезную, продуктивную работу. Не сомневаемся, что очередная, XXV открытая московская естественно-научная конференция школьников «Потенциал», которая состоится в 2016 году, вновь соберет мотивированных школьников и их креативных научных руководителей.В основной своей массе ученические работы, представленные, в частности, на «Потенциале», были законченными, самостоятельными, творческими разработками учащихся, успешно представленными жюри. За этим стоит очень большая, зачастую затратная работа школьника, научного руководителя и образовательной организации. Какое же поощрение получают субъекты проектной деятельности? Диплом и благодарственное письмо школе. Лишь единицы (победители секций) попадают на заключительный этап Московского городского конкурса. В этой связи напрашивается сравнение с хорошо отработанной и адекватной системой олимпиад школьников, охватывающей основную массу учащихся школ (как минимум учащихся школ из Топ-100). Организация олимпиад и обеспечение мотивации к участию в них – громадное достижение московского образования.В лицее №1502 при МЭИ, не претендующем на первые роли в олимпиадном движении Москвы, в этом учебном году из 880 учащихся в школьном этапе участвовали 1929 человек (с учетом того, что некоторые ученики были участниками олимпиад по нескольким предметам), около 500 лицеистов были участниками муниципального этапа (призеров и победителей – 285), на городском этапе было 120 человек (призеров и победителей – 37). Применительно к проектно-исследовательской деятельности призеров и победителей муниципального этапа на порядок меньше. Конечно, есть надежда на то, что результаты участия школьников в проектной деятельности, так же и в той же мере, как в олимпиадах, будут высоко оценивать.Есть предложение: как временное и отчасти небесспорное решение – существенное расширение заключительного этапа Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, придание Московскому конкурсу статуса олимпиады, входящей в перечень олимпиад Минобрнауки РФ, взвешенная и кропотливая работа по совершенствованию сети городских конференций, их рейтингованию, отработке критериальной базы, созданию официально принятого портфолио достижений учащихся. Эти вопросы регулярно обсуждают на координационном совете Московского конкурса. Тут, как в физике, – высокий потенциал должен породить мощное движение.Наша ближайшая задача – проведение гуманитарной компоненты конференции «Потенциал», носящей гордое имя «Защитники Отечества». Тема мероприятия – «Поклонимся великим тем годам!» (70-летию Великой Победы посвящается). Приглашаем всех заинтересованных лиц.Владимир ЧУДОВ, директор лицея №1502 при МЭИ, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор МЭИ, лауреат Премии Президента РФ, заслуженный учитель РФ;Иван ВНУКОВ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №1502 при МЭИ, почетный работник общего образования РФ, координатор конференции «Потенциал»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте