search
main
0

Самое финское в мире. Секрет педагогического чуда

27 педагогов из Москвы, Зеленограда и Ярославля в сопровождении корреспондента «Учительской газеты» отправились в 7-дневное путешествие в Финляндию и Швецию, чтобы найти ответ на этот вопрос: какое оно, лучшее в мире образование? Задачу мы поставили перед собой серьезную и амбициозную: РАСКРЫТЬ ВЕЛИКИЙ ФИНСКИЙ СЕКРЕТ.

Процесс познания начался в  наполовину «нашей» финско-русской гимназии. Нас поделили на группы и провели на уроки по интересам. Потом все собрались в учительской обменяться впечатлениями, побеседовать с директором Еленой Иосафовой и педагогами.Наши коллеги вывели такую формулу успеха финской системы образования:- сотрудничество школ с университетами;- профессиональная педагогическая свобода;- качественный методический материал.После гимназии нас ждали в Финском национальном агентстве по образованию, где мы получили исчерпывающую информацию в цифрах и фактах. Эти базовые знания очень пригодились перед посещением финских школ.Итоги своего удивительного путешествия мы разделили на три части: Познание, Удивление, Условия успеха.Часть первая. ПознаниеОбразовательная вертикальВ финской школе две ступени: обязательное образование (9 лет) и потом 3 года учебы либо в гимназии, либо в профессиональном учебном заведении, куда подростки поступают на основе аттестата.В гимназии изучаются финский и шведский (второй государственный), один или два иностранных языка, математика, химия, география, биология, закон Божий, музыка или рисование, физкультура, гигиена. После окончания учебы выпускники гимназий сдают ЕГЭ, а те, кто окончил училище, – экзамен на профессиональную квалификацию.Дети в школеВ начальной школе у учащихся формируют философские понятия. Детей учат размышлять над своими поступками, высказывать свое мнение, отстаивать собственную позицию, рассуждать, думать.С 3-го класса обязательными являются уроки ручного труда и домоводства. Цель обучения – формирование конкретных умений, навыков, уважительного отношения к труду.Во всех школах, где мы побывали, главные украшения интерьеров – творческие работы учеников: рисунки, аппликации, изделия из войлока. Это создает особый уют и настроение.В школах создана максимально развивающая среда: спортивный зал, библиотека, музыкальный класс, кабинеты труда, компьютерные классы, школьные площадки.Носить весь «боевой книжный комплект» в школу необязательно: в классах на компактных стеллажах лежат учебники, которые можно взять на урок.Если расстояние от дома до школы больше 5 км, транспортные расходы учащихся оплачивает муниципалитет.Питание вкусное и аппетитное. Меню из трех блюд каждый день разное. Обязательно есть и диетические блюда. Из напитков – молоко, кефир и чай.Равные возможностиФинские родители не ищут для своих детей школу получше и попрестижнее, а отправляют в ту, что ближе к дому. Градации на элитарные и обычные учебные заведения не существует в принципе.Особенностью школ Финляндии являются принципы индивидуализации и гуманизации обучения. Учителя помогают осваивать программу на уровне и в темпе, доступном для ученика. С теми, кому нужна специальная помощь, занимаются психологи, логопеды, спецпедагоги.Равнение – на одинаковые условия и результаты учеников, поэтому здесь не развита система поддержки одаренных детей. Таланты пробьются сами в свое время.Статус учителяВ Финляндии очень ценят работу педагога. Зарплата учителей 2,5-4 тыс. евро в месяц никак не зависит от количества учеников. Но стать учителем не так-то просто. Нужно получить высшее образование. Причем иметь степень бакалавра недостаточно – только магистр! А конкурс в педвузы 12-14 человек на место. Это значит, что дипломированные педагоги действительно самые лучшие.Условия работы педагоговВ активе учителей прекрасные методические материалы. На базе этих пособий легко подготовить и провести насыщенный, умный и полезный урок. При этом значительно экономится время на подготовку к занятию. У учителя полная свобода и возможность творить, но, конечно, в рамках прекрасного знания предмета.Здесь не принято ругать за неудачи. Даже молодого педагога, совершившего промашку, не одергивают, ему не ставят на вид. Могут деликатно и доброжелательно обсудить ситуацию за чашкой чая в учительской, дать совет.На вопрос, как часто и кто инспектирует школы, нам ответили, что специалистам с высшим образованием доверяют. Только администрация школы имеет право посещать уроки.Мы спросили, какими критериями оценки работы педагога пользуется директор. Ответ:- профессиональное мастерство;- умение налаживать доброжелательные отношения в коллективе и с учениками;- результативность, продуктивность работы;- умение принимать решения;- стремление постоянно работать над собой, развиваться, повышать квалификацию;- готовность делиться опытом.Воспитание трудомВ 16 лет многие дети начинают жить самостоятельно. К этому возрасту они должны уметь готовить, стирать, гладить, оплачивать коммунальные услуги – в общем, уверенно себя чувствовать в этом мире. Школа берет на себя обязательство обучить всем этим наукам для жизни.Здесь нет нацеленности на обязательное получение высшего образования как гарантии собственной успешности – успешны все. И детей ориентируют прежде всего на получение профессии, нужной обществу и соответствующей их возможностям и интересам. Беседы с учениками и их родителями в кабинете профориентации – дело обычное. Школы активно сотрудничают с профтехучилищами и производственными предприятиями, регулярно приглашают на специальные профориентационные уроки. Мы побывали на занятии с участием технолога пищевого комбината и вместе с детьми завороженно наблюдали цепочку химических опытов, целью которых было получение… конфет!Часть вторая. УдивлениеЧто удивило нас1. Половина детей ходит по школе в носках. Им так удобно.2. ВСЕ дети пишут карандашом. Этот вопрос вызвал самую неожиданную реакцию, потому что никто не знал на него ответа. И директора, как школьники, смущаясь, спрашивали: а в других школах вам как это объясняли?3. НИКТО на уроках не списывает и не подсказывает. Потому что важен процесс познания, а не ответ на оценку.4. ВСЕ ученики в любую погоду гуляют на большой перемене (45 минут) под присмотром одного учителя. Во дворе школы – качели, горки, турники. Здоровье – это большая ценность.5. Обязательное 9-летнее образование и при этом – ОТСУТСТВИЕ ЭКЗАМЕНОВ. Зачем лишние стрессы.6. Примерно треть учителей – мужчины. Престижная, интересная, финансово обеспеченная профессия.8. В школах бесплатно все, от учебников и канцтоваров до медицинского обслуживания, питания и, если надо, транспорта. Образование должно быть доступным.9. Доверие к школе: никаких инспекций, никаких рейтингов школ, работу школы муниципалитеты оценивают сами. Грамотная и ответственная государственная политика.Чем удивили мы1. Тем, что российские учителя заплатили свои деньги для того, чтобы ознакомиться с опытом финских коллег.2. Тем, что у нас один из любимых праздников – встреча выпускников. У финнов нет такой традиции. Но им идея очень понравилась.3. Тем, что мы удивились очевидному (см. выше).Часть третья. Условия успехаАналитический анализ в достижении поставленной нами цели был совершенно необходим. И мы пришли к выводу, что фон, на котором развивается частное, не только невозможно выключить из результата, он и есть определяющее условие успеха. В природе это называется «благоприятные условия развития». В нашем случае – природные ландшафты, изумляющие своей красотой и первозданной силой; лаконичная и функциональная архитектура; незыблемые традиции; несущие тепло и радость обычаи; размеренный уклад жизни, социальная стабильность и уверенность в завтрашнем дне (заслуга государства) и вера в себя (заслуга воспитателей и педагогов).Послесловие, или Вишенка на тортеКроме рабочей программы у нас была богатая культурная: музеи, храмы, дворцы и усадьбы, крепость Свеаборг, прогулки по вечернему городу, колоритный рынок на набережной, фирменный суп в рыбном ресторане и, конечно, сувенирные лавочки и еврошопинг. А в завершение тура – круиз на пароме из Хельсинки в Стокгольм и обратно! Плавучий город с концертными сценами, центральной улицей с салонами и бутиками, танцплощадками, кафе, ресторанами, панорамным видом с 12-го этажа, куда мы поднимались на скоростном прозрачном лифте… Эти семь дней можно считать одним из самых ярких и впечатляющих событий жизни!Статфакт    Ежегодно ООН публикует данные по индексу развития человеческого потенциала. В нем три составляющие: образование, ВВП и продолжительность жизни. По индексу образования Финляндия устойчиво занимает первое место.    В 2010 году американский журнал Newsweek назвал Финляндию лучшей страной в мире по качеству образования.    Последние новости от британской компании Economist Intelligence Unit: составив рейтинг 40 развитых государств по 60 критериям, едва ли не основное содержание которых составляют вопросы о состоянии образования, она объявила миру: финны опять всех обошли.    Ну и наконец, триумфальное шествие Финляндии по PISA!Евросоюз считает, что образовательная система Финляндии должна стать его ядром. Мы решили расширить диапазон и задумались: что произойдет, если все страны решат принять финскую систему образования?А как вам такая идея? Поразмышляйте об этом, просматривая фотоотчет о поездке на нашем сайте www.ug.ru (педагогический туризм), и примите участие в опросе – там же.Ну а лучше увидеть все своими глазами – оно того стоит. Турагентство «КРУГ-тур» всегда готово принять вашу заявку. Больше того, если вы отправляетесь группой от 10 человек, то сами устанавливаете сроки и выбираете программу. Мы сделаем все для того, чтобы ваш тур был интересным, полезным и вдохновляющим. География наших педагогических туров: США, Финляндия, Дания, Великобритания.Пишите: intro220@mail.ruЗвоните: 8 (495) 623-60-50Заглядывайте на сайт: www.krug.travel-net.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте