Новая реальность требует от нас доверять детям, а от детей – ответственности
«Да разве же это дело – учить чему-нибудь, не видя перед собой глаза живого ребенка, не наблюдая за его реакцией и поведением и общаясь с классом через маленькое окно экрана?» – эти слова за последние месяцы звучат едва ли не ежедневно. Сторонников классического подхода к обучению можно понять, ибо они всегда работали так и только так, достигая стабильных хороших или отличных результатов. А значит, к чему какие-то новшества, если старые добрые методики и технологии зарекомендовали себя очень даже недурно?
По себе знаю, когда объясняешь новый материал, проводишь опрос, даешь письменную работу, довольно трудно добиться того, чтобы все 100% сидящих в классе детей делали то, что надо. Одному это просто неинтересно, у другого мысли заняты иными материями, третий бы рад целиком отдаться решению задач или поиску ответа на вопрос, но он не понял, что ты сказал, или понял не так… Опять же кто-то вздумал приставать к соседу, кто-то решил списать у товарища, кто-то забыл ручку – все это, повторяю, совершенно нормально и происходит постоянно. И твоя задача как педагога уточнить непонятое, повторить, если кто не успел записать, привлечь внимание, приструнить озорников, найти листок или карандаш, если у кого их нет.
Сделать то же самое, находясь по ту сторону экрана, согласитесь, крайне сложно, а то и просто невозможно. Из чего, очевидно, следует вывод: предложенные всем нам подходы по умолчанию ущербны, неэффективны, вредны!
Но вот как раз тут имеет смысл послушать тех, кто представляет армию сторонников этих подходов. Начнем с того, что, да, онлайн-образование с использованием ИКТ не может обеспечить полноценный контроль учителя за всем классом, то есть за всеми учениками (которых может быть и 20, и 30, и больше). Даже теоретически нельзя себе представить, чтобы педагог давал материал, одновременно отслеживая поведение каждого из своих детей в 20, 30 и более окошках на своем экране. Однако что это значит? Только то, что надо доверить ученикам самим решать, как себя вести на онлайн-уроке. Кто-то, как и раньше, будет смирно сидеть за столом, глядя на учителя, кто-то захочет завалиться в кровать и слушать тему, грызя чипсы, а кому-то придет в голову «блестящая» мысль – просто отключиться и валять дурака все 45 минут, ибо всегда можно сказать, мол, я не виноват, у меня что-то с Сетью.
Но доверие обязательно должно сопровождаться переложением ответственности с учителя на каждого из учеников. Не хочешь вести себя хорошо – не веди, можешь хоть на голове стоять, хуже будет только тебе, потому что ты вряд ли сможешь усвоить материал. Не хочешь слушать – не слушай, опять же, кому ты сделаешь лучше – себе или людям? Не нравится учитель – ради бога, можешь вообще не включать компьютер, чтобы его не слушать, но ведь тему-то потом все равно надо будет сдать, контрольную написать и тест выполнить…
Скажете, что мы так не привыкли, это негуманно, учителя так работать не должны, ведь наша задача – помочь каждому, даже тому, кто этого не хочет, заинтересоваться предметом, научить, несмотря на отсутствие желания учиться? Да, но это было в той, другой, доцифровой, реальности. А в новой, интернет-онлайновой, у каждого школьника надо с малых лет вырабатывать осознание главного: это нужно прежде всего тебе, и именно ты должен сам учиться организовывать свое рабочее пространство, время и занятость, только твоя собственная ответственность может быть залогом твоего успеха. Поэтому, если ты чего-то не понял, спроси, если тебе чего-то надо, скажи, если у тебя какие-то проблемы, сообщи, не бойся просить помощи, но не жди, что учитель станет тащить тебя за уши, если ты никуда не стремишься!
…В свое время в институте на занятиях по физиологии человека нам рассказывали об одном интересном эксперименте. Как известно, дети очень не любят, когда взрослые заставляют их есть манную кашу вместо попкорна, молочную лапшу – вместо сникерсов и пить кисель вместо кока-колы. И они всегда активно сопротивляются настойчивым стремлениям родителей сделать как лучше для их молодого организма. Так вот, однажды группа исследователей просто решила никого ни к чему не обязывать, а дать детям право самим выбрать, что они хотят и, главное, когда. Для этого ребятам дали круглосуточный доступ к столу, на котором было все что душе угодно – от жареных окорочков и вареной брокколи до торта «Наполеон» и вяленой воблы. Разумеется, дети тут же навалились на всякие сладости и вкусняшки. И, казалось бы, решили только этим и питаться, причем постоянно. Но… очень скоро оказалось, что одними пирожными сыт не будешь, организм требует овощей, фруктов, мяса, рыбы и много чего другого. К тому же в одно и то же время. Иными словами, режим и рацион питания установился сам собой благодаря способности организма сигнализировать о том, что ему нужно, и тому саму столу, на котором есть то, что нужно.
Улавливаете аналогию?..
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии