search
main
0

Сами с руками. Полученные в детстве трудовые навыки и близкое знакомство с профессиями помогают сделать безошибочный выбор

​В Назийском центре социально-трудовой адаптации и профориентации много вещей, которые сделаны руками детей. При этом никто не заставляет их мастерить. Просто детям самим нравится пользоваться предметами, хранящими тепло их рук. Мальчишки здесь умеют столярничать, а девочки шить и вышивать. Шутка ли, 20 видов вышивки осваивают, и такие красоты на ткани рисуют, что любой дом моделей от зависти губы искусает.

98% детей в назийском центре занимаются в том или ином кружке в рамках дополнительного образования, в том числе в объединениях, где требуется умение работать руками. Более 50% ребят убеждены, что кружковая «трудовая» деятельность обязательно пригодится в дальнейшей жизни. И, как показывает время, действительно пригождается – приносит доход и кормит семью. По крайней мере любой мальчишка знает, как обращаться с дрелью, а любая девчонка может подогнать на себя платье не по размеру. Все вышесказанное вполне соотносимо с какой-либо организацией среднего профессионального образования, но в том-то и дело, что назийский центр – это не учреждение СПО, а школа-интернат для детей с ЗПР. Сегодня здесь живут и занимаются почти 200 детей с 1-х по 9-е классы, в том числе 20 детей-сирот. Помимо общеобразовательной программы в центре успешно идет обучение по общеразвивающим программам «Столяр строительный» и «Вышивальщица машинной вышивки». Мастерские для занятий по данным программам оснащены самым современным оборудованием, а преподают детям высококлассные специалисты. Поэтому в назийский центр посмотреть, как ребятам помогают в профессиональном самоопределении, приехали более 50 руководителей образовательных организаций Ленинградской области, реализующих адаптированные образовательные программы. Поскольку ничего нет более наглядного, чем практические занятия, то участникам совещания сразу предложили побывать на мастер-классах, в рамках которых перед детьми выступали представители той или иной профессии. К примеру, ученики начальных классов знакомились с профессией «медицинская сестра», а рассказывала им о профессиональных азах медицинская сестра назийского центра Ираида Ерофеева. При этом прямо на занятии дети учились правильно обрабатывать и бинтовать раны. Занятие по профориентации в рамках сетевого взаимодействия с детским садом №26 провела педагог дополнительного образования Елена Першина, открыв ребятам секреты мастерства воспитателя, а про нелегкие будни пожарного старшеклассникам поведал командир отделения пожарной части №129 ОГПС Кировского района Иван Бутаков. Кроме того, и девочки, и мальчики в рамках практического занятия могли попробовать изготовить своими руками различные аксессуары, а также научиться украшать предметы и вещи. Вообще ребята из назийского центра не только слушают профессионалов, пришедших к ним в гости, но и сами посещают множество предприятий. Знакомились они и с мебельным, и с кондитерским производством, видели, как замешивают бетон, выращивают саженцы и т. д. По словам директора назийского центра Людмилы Матвеевой, это необходимо для того, чтобы у ребят было как можно меньше проблем с выбором профессии и с дальнейшим трудоустройством. Что касается последнего, то сложности были всегда. Не у всех выпускников профессиональных учреждений есть возможность найти себе работу в крупном городе и жить там, снимая жилье. Поэтому возникла потребность давать детям профессию, которая могла бы пригодиться на местах. В свое время так готовились механизаторы, автослесари, доярки и т. д. Этим профессиям обучали в учреждениях НПО и СПО. Но сегодня, к сожалению, все меньше колледжей предлагает ребятам профессии плотника, отделочника, реставратора, швеи и т. д. Однако если начальные навыки рабочих профессий дать ребенку в школе, то у него всегда будет шанс потом заработать себе на жизнь. Кроме того, как заметила Людмила Матвеева, у детей с ОВЗ понимание, какая профессия им подходит, формируется быстрее, чем у здоровых ребят, которые никак не могут определиться с выбором учебного заведения. Поэтому ошибочные решения принимаются крайне редко. К примеру, у выпускников назийского центра практически стопроцентное трудоустройство по окончании училищ и колледжей. И, что немаловажно, большинство ребят неплохо устраиваются в родном Кировском районе. По мнению Людмилы Матвеевой, это напрямую связано с тем, что, пока дети учатся в назийском центре, они имеют возможность ознакомиться с широким спектром профессий, востребованных именно на местах. Мало того, бывая на экскурсиях, они видят заинтересованность работодателей в надежных кадрах. Нужно отдать должное педагогам назийского центра – они ведут многолетнее наблюдение за профессиональным выбором своих выпускников, что помогает анализировать профессиональные интересы ребят, их подготовку к будущей учебе в учреждениях СПО, а также искать новых социальных партнеров и заключать с ними договора о сотрудничестве. Практически все участники совещания отметили эффективность комплексного подхода в профориентационной работе назийского центра, и многие взяли себе на заметку проведение подобных мастер-классов, где представитель той или иной профессии не только рассказывает о ней, но и проводит с ребятами интерактивное занятие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте