Образование без воспитания все равно что вспаханное, но незасеянное поле, от которого ждут урожая, а вырастают одни сорняки. За 15 лет были выпущены из школы тысячи молодых людей, которые не получили достаточного нравственного, культурного, эстетического воспитания. Вот почему идея провести I Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений «Воспитать человека» была более чем своевременна.
Конкурс проходил во Владикавказе, куда приехали 46 педагогов из 40 регионов страны: от Калининграда и Смоленска на западе до Якутии и Камчатки на востоке.
Торжественное открытие его состоялось в Республиканском Дворце детского творчества. На торжестве присутствовали президент Российской академии образования Николай Никандров, директор Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская, заместитель председателя правительства Северной Осетии – Алании Казбек Пагиев, министр образования РСО – Алании Валерий Созанов, а также непосредственные организаторы конкурса: Валентина Березина, начальник отдела Департамента воспитания Минобрнауки РФ; Ирина Калиш, начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Рособразования; Наталья Синягина, президент Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса», и главный организатор в самой республике Елена Тебиева, начальник отдела Минобрнауки РСО – Алании.
В первый день творческого соревнования участники всех пяти номинаций – «Воспитатель детского дома, школы-интерната, детского оздоровительного учреждения, группы продленного дня», «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Социальный педагог», «Старший вожатый» – должны были пройти два этапа конкурса: самопрезентацию и продемонстрировать свое творческое мастерство.
Эксперты, наблюдавшие за таким состязанием, единодушны во мнении: все участники показали себя высококлассными специалистами в своей области.
В номинации «Классный руководитель» каждый продемонстрировал свое неповторимое самобытное мастерство. Каждый индивидуален, каждый непохож. Однако среди лучших всегда оказываются самые лучшие, а среди последних – самые-самые. Нет предела совершенству.
Блестяще провела свою самопрезентацию учитель музыки и мировой художественной культуры школы №46 из Челябинска Ирина Котова. Она проявила свои актерские и музыкальные данные на уровне хорошего профессионала. Чувствовалось, что с нею детям всегда интересно. Своим оптимизмом, восторженным отношением к жизни Ирина заряжает и воспитанников. В оркестре жизни класса она умелый дирижер. В основе ее воспитательной системы – четыре нотки: удачи и неудачи, взлеты и падения. Удач и взлетов больше.
Не менее яркой оказалась и ее кладовая педагогического мастерства. Тема классного часа «Я – лидер? Я лидер… Я лидер!». Занятие проводилось с восьмиклассниками гимназии №4 Владикавказа. Создавалось впечатление, что Ирина и ребята давно знают и хорошо понимают друг друга. Они быстро настроились на ее волну и начали исследовать понятие «лидер». Ребята пришли к выводу, что лидеру необходимы качества: уверенность, пунктуальность, трудолюбие, настойчивость, общительность, воля, умение вести за собой. Затем Ирина Леонидовна поделила класс на три группы и дала каждой задание: назвать лидера в любой среде – в человеческом обществе, в животном или растительном мире и затем нарисовать его. Одна группа нарисовала льва, вторая – гору Казбек, третья – национального героя, писателя и просветителя Косту Хетагурова, которого изобразили на коне в национальной одежде на фоне Кавказских гор. Последний рисунок не просто понравился Ирине, а восхитил ее.
Всего 45 минут гостья с Урала и североосетинские ребята работали вместе. И за этот короткий срок успели подружиться. Закончился урок, а им не хотелось расставаться. На прощание восьмиклассники сказали: с вами было очень интересно и весело. Приезжайте к нам еще.
Людмила Белякова, учитель русского языка и литературы школы №35 Рыбинска Ярославской области, воспитывает своих детей, используя музейную педагогику. Она связана с лучшими музеями страны. Ее желание – вырастить людей неравнодушных, духовно развитых, умеющих сострадать, понимать чужую боль, как свою.
На первый план в работе с классом она выдвигает общечеловеческие ценности и принципы, необходимые для нашего общего выживания и свободного развития, в том числе этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чуждым и чужим позициям, иным ценностям и иным культурам. Она учит своих детей толерантности, умению жить в мире разных, непохожих людей и идей.
Иннеса Сабирова, учитель математики из Казани, построила свой классный час на сопоставлении двух знаменитых людей – русского литературоведа и общественного деятеля Дмитрия Лихачева, которого называли совестью эпохи ХХ века, и осетинского поэта, основоположника осетинской литературы, первого осетинского живописца Косты Хетагурова.
Учитель спрашивает ребят: что роднит этих двух деятелей, живших в разные эпохи? Они отвечают: оба творили ауру добра вокруг себя, все они делали от души, им хотелось, чтобы люди любили друг друга, были совестливыми, чтили прошлое.
«Превосходная должность быть на земле человеком».
Максим Горький
Одна из особенностей номинации «Классный руководитель» – участие в ней мужчин: четверо из десяти. Известно, что именно мужского влияния не хватает детям, и не только тем, у кого нет отца.
Ярко проявил себя на конкурсе учитель физики и классный руководитель технологического лицея Сыктывкара Сергей Алешин. Кстати, он вошел в «пятнашку» лучших на конкурсе «Учитель года-2008» и сам старается растить победителей. Его программа «Личность» состоит из четырех этапов: «Делай, как я», «Делаем вместе», «Делай сам», «Делай сам и привлекай других». Самый сложный третий этап, когда выявляются ребята, готовые взять на себя ответственность, в том числе и за возможные неудачи. Именно в этот период формируется уважение к талантам и возможностям каждого.
Чтобы действительно добиться такой удачи, считает Сергей Алешин, надо самому постоянно учиться и совершенствоваться, и ребята это видят и тоже стараются быть лучше. Он много внимания уделяет воспитанию у мальчиков мужественности, у девочек женственности.
В педагогической кладовой Дмитрия Никитченко, учителя из города Ливны Орловской области, есть методы, которые помогают ему формировать личность из каждого ребенка, научить его жить в гармонии с собой и с внешним миром. Уметь оценивать себя, развивать свои способности, самосовершенствоваться. И это он старался показать в работе с классом, в котором проводил свой классный час.
Концепция воспитания современных школьников у Азата Шарафутдинова, учителя английского языка гимназии №65 Уфы, строится на любви к детям. «Ведь каждый ребенок – это личность со своим маршрутом достижения успехов».
Он считает, что именно от педагога зависит будущее России, от того, какие ценности будут в детях заложены. Воспитать гражданственность, патриотизм сегодня сложнее, потому что жизнь полна противоречий. Изменился мир ценностей, обостряются такие проблемы, как подростковая преступность, наркомания, и др.
Чтобы отвлечь детей от всего этого, Азат Шарафутдинов организовал туристскую группу «Навигатор». Вместе с детьми он обошел пешком почти всю Башкирию и Челябинскую область.
В воспитании учеников своего класса Владимир Гуслев из Приморского края успешно использует педагогику сотрудничества. Главное для него – наладить взаимопонимание и уважение между учителем и детьми. Его воспитательная программа начинается с символов, которыми стали солнце и радуга. Солнце – учитель, лучи – его дети. Это одно целое. Солнце – доброе, ласковое. И его тепло и доброта передаются ребятам. Радуга – разноцветная, богатая открытиями и впечатлениями жизнь в классе.
Вот Владимир Александрович ведет классный час у гимназистов шестого класса. Первое его задание – вспомнить, как каждого из детей называли дома, когда они были маленькими. Ребята вспомнили свои имена и прозвища, а потом говорили друг другу теплые и ласковые слова. Что объединяет семью, делает ее крепкой и дружной? Отвечая на этот вопрос, Владимир Гуслев рассказал подросткам китайскую притчу. Жила-была огромная семья из ста человек. Она занимала целое село. Жила дружно и счастливо. Однажды к главе ее приехал правитель страны и спросил, почему они так живут, почему всегда мир в таком большом «доме». И тогда старейшина написал сто раз слово «любовь», сто раз – «прощение», сто раз «терпение».
Этот классный час наверняка шестиклассники запомнят, им понравилось общение с добрым и понимающим учителем.
Члены жюри номинации «Воспитатель детского дома, школы-интерната, детского оздоровительного учреждения, группы продленного дня» остались довольны выступлениями своих конкурсантов. Все они оказались хорошо подготовленными, по уровню мастерства почти не уступали друг другу. Но были и трудности с подведением итогов, потому что в эту номинацию собрали педагогов из направлений, которые сильно отличаются друг от друга. Вместе оказались педагоги, работающие с глухонемыми детьми и воспитывающие здоровых. У каждого своя узкая специфика. Их необходимо разделить по разным номинациям. В жюри тоже нужны специалисты в области коррекционного обучения.
Первое и второе места были определены с большим трудом, потому что разница между ними состояла всего в каких-то сотых балла.
Первое место отдали Ольге Кулаковой, воспитателю кадетской школы-интерната им. Д.М.Пожарского, Владимирская область. Ольга с успехом развивает творческие способности юных кадетов, чтобы в будущем они были всесторонне развиты, а не замыкались в своей узкой военной специальности.
На второе место вышла воспитатель школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Юлия Румянцева (Россошь, Воронежская область). Потомственная учительница в пятом колене, начиная с прапрабабушки, она поистине педагог, как говорится, от Бога, хотя девушке всего 23 года. Любить детей, делать их жизнь ярче – в этом ее призвание. Сначала Юлия преподавала в обычной школе математику, но увидев однажды не по возрасту взрослые, грустные глаза интернатских воспитанников, ушла к ним, чтобы исцелять их души, научить улыбаться, радоваться жизни.
«Прекрасно быть большим человеком и большим гражданином».
Оноре де Бальзак
Конкурсанты и члены жюри номинации «Социальный педагог» оказались в несколько затруднительной ситуации. Участники конкурса, по существу, не имеют специального образования «социальный педагог». Это бывшие учителя-предметники, и в большинстве случаев в работе используют те же приемы. Это не вина конкурсантов, это недоработка местных институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. К тому же были участники, которые готовились к конкурсу самостоятельно, без чьей-то помощи, поддержки.
Но тем не менее все социальные педагоги показали, что они правильно понимают свою роль. Стараются исполнять свои обязанности ответственно и с любовью к делу. Лучшей в этой номинации стала Светлана Моисеева из школы №6 Челябинска. Здесь была видна рука профессионала с научной точки зрения. Интересной оказалась работа Ольги Покидовой из села Большой Хомутец Липецкой области. Хороший потенциал у Ольги Поповой из села Бондари Тамбовской области. Валентина Шадрина из села Майя, Республика Якутия, выбрала свою тему: семейное воспитание на основе национальных традиций.
Правильно поступило жюри, и это оправдало особенность данной номинации: дать возможность участникам сначала провести занятие с группой ребят, а затем рассказать о своем опыте. Показать себя в деле, а потом трактовать свою роль. Жюри пришлось искать и другие нестандартные подходы, чтобы помочь педагогам раскрыться, проявить свой профессионализм.
Конечно, в значительной степени успех соревнующегося зависит и от жюри. Жюри в номинации «Старший вожатый», состоящее из профессионалов высокого класса, постаралось создать на конкурсе атмосферу доброжелательности, даже ощущение праздника, радостного общения. Хотя, конечно, состязательность присутствовала.
В отборе участников финала была определенная трудность: в стране мало осталось старших вожатых. Престиж этой профессии медленно, но все-таки растет, и этому наш конкурс наверняка поспособствовал. Все участницы оказались звездами, но разной яркости. Среди них самой яркой оказалась Елена Коршунова из Сарова Нижегородской области. У нее своя оригинальная система воспитания. Многое может. Замечательно работает с детьми.
Анна Сандый, старшая вожатая из села Сарыг-Сеп, Республика Тыва, покорила осетинских детей, у которых она проводила занятие, своей теплотой и душевностью. Каждого ребенка, входившего в класс, она обнимала и прижимала к сердцу. Все дети приняли эту доброту. Наталья Завьялова из Шишкинской школы Алтайского края облачила ребят в милицейские костюмы, которые привезла с собой, чтобы показать, какие нарушения бывают на дорогах. И это тоже понравилось местным гимназистам.
В номинации «Заместитель директора по воспитательной работе» собрались люди с большим опытом работы в школе. Они в свое время были и старшими пионервожатыми, и классными руководителями, и просто учителями. На конкурсе показали собственные проекты, рассказали о своих идеях. Сюда съехались финалисты, представлявшие разные регионы России: от Калининграда до Камчатки. Все они показали себя людьми творческими, хорошо понимающими сегодняшние задачи школьной жизни. Все выступили интересно, но особо яркое впечатление произвели Ирина Сударушкина из города Канаш Чувашской Республики и Елена Ищук из школы №8 Иванова. Они блестяще показали научно-методический подход к проектной деятельности. Проекты Ирины носили глубоко проблемный характер. Она включила их в свою исследовательскую деятельность. Татьяна Лучевникова из гимназии №1 города Кувандык Оренбургской области предлагала практические задания для осетинских учителей, с которыми работала на конкурсе. Скажем, как организовать и провести юбилей школы. Причем с необходимыми деталями: как использовать каждый класс, целые параллели. Выступление ее было убедительным и запоминающимся.
Половина участников выбрала для демонстрации своего опыта ученическое самоуправление. Проблема актуальная и важная для нынешнего времени. Тема одна, а представлена она была конкурсантами по-разному. Каждый разработал ее глубоко и основательно. И по-своему.
Валерий Гузенко из станицы Азовской Краснодарского края поведал о своем опыте, который тоже произвел хорошее впечатление на экспертов. Он был одним из лучших. Конкурсанты из других номинаций работали с учениками тех школ, где у них проходили соревнования, а заместители директоров проводили занятия с самими осетинскими учителями. И те, можно сказать, прошли своеобразную переподготовку, поэтому жюри предложило выдавать таким педагогам сертификаты по повышению квалификации.
В последний день накануне отъезда участникам конкурса показали мастер-классы учителя учителей: профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Ирина Демакова, президент МОО содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» Наталья Синягина, руководитель психологической службы, доцент Тверского технического университета Светлана Попова, методист Всероссийского детского центра «Орленок» Юрий Беляков.
Для руководителей российских институтов образования, работников региональных органов управления образованием состоялась презентация инновационных программ, и среди них – полилингвальный метод обучения. В школе «Диалог» Североосетинского педагогического института учитель Альбина Газзаева дала показательный урок математики, на котором продемонстрировала особый метод подачи нового материала сразу на нескольких языках. Присутствовавший на занятии президент Академии образования РФ Николай Никандров назвал предложенную модель настоящим прорывом. Теорему Пифагора четвероклассники изучали одновременно на русском и осетинском языках. Здесь в основу обучения и воспитания положен принцип поликультурности, отражающей триаду «Осетия – Россия – Мир». На занятиях по языку тоже выдерживается полилингвальный подход. Один вариант методик по осетинскому языку как родному разработан для осетиноязычных детей, а другой предназначен для учеников, не владеющих осетинским языком.
Этот заслуживающий особого внимания эксперимент проводится в Осетии уже пять лет. О нем мы расскажем в других публикациях.
«Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч.., но худо не быть при этом человеком».
Виссарион Белинский
Еще один «круглый стол» был посвящен итогам конкурса. Его вела Алина Левитская, директор Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ, сопредседатель оргкомитета конкурса. Она призвала организаторов, руководителей органов образования и самих участников развивать и совершенствовать новый конкурс.
Первое, что отметили все выступившие: конкурс получился, и сразу стало понятно, что он необходим. Соревнование проходило в атмосфере сотрудничества и доверия. Участникам было интересно и полезно общаться с коллегами. Конкурс показал: воспитатели сегодня заняты очень важным для страны делом. На конкурсе действительно были лучшие представители учителей, участвующих в воспитательном процессе.
Предлагалось внести некоторые изменения в номинациях: выделить отдельную номинацию для воспитателей, работающих в коррекционных школах, психологов. Не делать самопрезентацию отдельным этапом конкурса и не оценивать ее, тем более что она в чем-то перекликается со следующим – «Кладовая педагогического мастерства». Было высказано предложение ввести детское жюри, чтобы оно со своей стороны оценивало работу педагогов-воспитателей.
Открытие конкурса и его закрытие прошли как праздник, как завершение большого, масштабного действия. На сцене сменяли друг друга настоящие мастера: лучшие воспитатели России и дети, которые снова показали свое высокое танцевальное искусство.
Участников конкурса приветствовали председатель парламента Республики Северная Осетия – Алания Лариса Хабицова, заместитель председателя правительства Северной Осетии – Алании Казбек Пагиев. Были названы имена победителей.
В номинации «Классный руководитель» первое место заняла учитель музыки из Челябинска Ирина Котова. В номинации «Воспитатель детского дома, школы-интерната, детского оздоровительного учреждения, группы продленного дня» лучшей из лучших оказалась Ольга Кулакова из Радужного Владимирской области.
Среди директоров по воспитательной работе названа лауреатом Елена Ищук из Иванова, первое место в номинации «Социальный педагог» заняла Светлана Моисеева из Челябинска. Среди вожатых самой яркой, умелой и затейливой была Елена Коршунова из Сарова Нижегородской области. Всем конкурсантам были вручены памятные подарки и дипломы, статуэтки в форме сердца. Это эмблема конкурса. А пятеро лауреатов получили главные награды – ювелирные украшения в виде ордена «Пламенное сердце», специально подготовленные фирмой «Гуриати».
Самым великим, самым необходимым и самым полезным делом во все времена было и остается воспитание человека, потому что процветание страны, благополучие народа зависят от того, какими вырастут нынешние школьники.
Старт I Всероссийского конкурса «Воспитать человека» показал, что он займет достойное место среди тех, которые уже получили признание и авторитет. Пожелаем ему доброго пути и долгой жизни!
Ирина ДИМОВА, Маргарита КУРГАНОВА
Владикавказ – Москва
Комментарии