Когда на сцене Московского городского Дворца детского и юношеского творчества прозвучало имя победительницы конкурса «Воспитатель года Москвы-2012», обладательница почетного титула Любовь Меньщикова из детского сада №878 заплакала так искренне, так радостно, что всем стало ясно, насколько молода и красива эта воспитательница.
Вот что рассказывает о ней заведующая детсадом Раиса Ивановна Добкина: «Восемь лет назад к нам пришла красивая девушка, почти девочка. Она оказалась человеком редкой души, деликатности и культуры. Такое впечатление она произвела на нас с первых дней. Я не нахожу у нее никаких отрицательных качеств, убеждена, что только таких и надо подпускать к детям. Любовь Викторовна была у нас на практике, да так и осталась. Веселая, жизнерадостная, добрая, не умеет сердиться, она очень понравилась нам, а особенно детям, словно обворожила их. Любовь Викторовна работает с каким-то неистощимым азартом, она мотор нашего садика. Шесть лет назад заняла второе место в конкурсе «Молодой специалист», и вот теперь воспитатель года Москвы».Каким образом человек обретает свою профессию, которая становится его единственной и любимой на всю жизнь? Далеко не всегда это можно понять в детские годы. Призвание может не проявляться до поры до времени. Впрочем, довольно часто детские увлечения и становятся тем любимым делом. Люба в детстве охотно занималась баскетболом. А еще ей нравилось шить. Она даже ходила на курсы кройки и шитья. С каким удовольствием она шила! Скажем, платья, блузки, каких не купишь не в одном магазине. Потому что это эксклюзив, это ее видение фасона как дизайнера. Это пристрастие пригодилось Любе теперь, когда она стала воспитателем. Она шьет красивые костюмы для выступлений на праздниках, причем по-настоящему профессионально. Но у Любы было еще одно детское увлечение – это ее любовь к животным. У нее в доме всегда жили кошки. Она с ними разговаривала, лечила их, кормила. Тут вполне уместно привести слова Артура Шопенгауэра: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». И потому Люба после окончания школы стала поступать в Ветеринарную академию. Но случилось так, что она на вступительных экзаменах не добрала одного балла, и ее не приняли. Куда теперь идти? Дома на семейном совете решили: лучше всего в педагогический колледж. Так Люба и поступила, выбрав педколледж №16. Училась с удовольствием. Но особенно ее обрадовала практика. Это был для нее настоящий праздник. Именно так она воспринимала общение с милыми ее сердцу малышами. Потом окончила вечернее отделение Московского педагогического университета имени Н.К.Крупской. Уже прошло восемь лет, с тех пор как она начала воспитывать детей, помогать расти им умными, веселыми, любознательными. Родители ребят, как говорится, молятся на нее и не без основания побаиваются: вдруг Любовь Викторовна уйдет из этого детского сада. И в самом деле, ее не раз приглашали на более завидные, с точки зрения обычного человека, должности. Но она всегда отказывалась. «У нас прекрасный, просто потрясающий детский сад, – говорит Любовь Викторовна. – Другого такого нет нигде. Мы живем одной большой и дружной семьей – взрослые и дети. А дети у нас удивительные». Хотя, конечно, дети повсюду одинаковые. И здесь тоже – послушные, шаловливые, тихони, спокойные, своенравные, покладистые и даже эгоистичные – из семей, где их считают центром вселенной. А выходят малыши в большую школьную жизнь добрыми, любознательными, умными и, главное, здоровыми. В этот детский сад принимают детей и с нарушениями речи, за несколько лет они выравниваются и уже ничем не отличаются от обычных. В этом заслуга не только логопеда, но и Любови Викторовны, которая для этой цели учит специально подобранные стихи. В общем, все детишки к выпускному времени становятся славными и хорошими. Для Любови Викторовны слово «хороший» не значит удобный, а это особенно важно для любого педагога, любого воспитателя. Дети, которые приходят к Любови Викторовне, словно попадают в мир доброты и истинной любви. Их здесь каждый день ждут, для них придумывают интересные игры, забавы, здесь они развивают свои способности, заложенные природой, о них заботятся, переживают, совсем как дома.Вот впервые в детский сад пришел маленький мальчик. Он растерян, ему неуютно в незнакомой обстановке. Как только ушла мама, малыш горько заплакал. Остаться в чужом доме, среди чужих людей для него стало настоящим несчастьем. Конечно, любой воспитатель попытается успокоить мальчика, но не всегда сможет найти нужные слова, нужный тон. А Любовь Викторовна подошла к нему, присела на корточки, чтобы посмотреть глаза в глаза. И тихо, словно по секрету, поглаживая головку, сказала ему что-то ласковое. И вдруг ребенок успокоился. Он увидел перед собой глаза, пусть незнакомой тети, но полные доброты, тепла и сочувствия, и перестал плакать. И когда она, обняв, повела мальчика в группу, он уже ничего не боялся и охотно шел с ней.Про таких воспитателей от Бога обычно говорят: «Она будто слово какое-то волшебное знает», потому что дети чуть ли не с первых дней начинают доверять ей. Успокоить ребенка добрым словом, вызвать к себе расположение может только истинный воспитатель. Слова у нее, как светильники воспитания. Слово – ласковое, доброе – согревает душу, как молитва, а сказанное с раздражением, в повышенном тоне вызывает стресс, тогда у ребенка появляется страх, и по утрам в садик его ведут насильно.Любовь Викторовна с успехом использует в воспитании детей народную педагогику, которая складывалась веками, а значит, в ней отобрано самое лучшее, самое педагогичное. А еще использует народные традиции, праздники. В этом детском саду по особому встречают Новый год, 8 Марта, а вот Масленицу стараются праздновать, как в старину. К этому событию готовятся особенно тщательно, и потому бывает столько радости и веселья. Тут и народные игры, танцы, веселые скоморохи. Представления проходят на улице, а затем все идут в садик и угощаются чаем, блинами. Эти праздники ждут и любят. Дети хорошо знают русские традиции, обычаи, песни и танцы. Однако садик интернациональный. Здесь, в частности, воспитываются дети из французского и алжирского посольств, разных исповеданий, причем есть дети из исламских семей, с их праздниками, традициями и обычаями, а также культурой ее малыши с удовольствием знакомятся, и все они дружат. Есть здесь еще одна интересная и важная для воспитания программа – экологическая. Воспитанники Любови Викторовны любят все живое, природу, окружающую их, как и она любит животных. Она учит их слушать и кормить птиц, знать и домашних животных, и диких, которые живут в наших лесах.А еще ее детям нравится строить. Это желание как бы врожденное у всех малышей, его умело развивают (если не развивать, оно может исчезнуть). Что особенно хорошо, дети при этом учатся что-то делать руками. Они строят замки, дороги, города, деревни – есть такие наборы-конструкторы. Вот, скажем, деревенский дом обязательно деревянный, должен быть двор, а в нем лошади и другие домашние животные. Дома здесь одноэтажные, а в городе многоэтажные. Каждой стройке предшествует «планерка», на которой все вместе обговаривают, что и как строить, причем дети относятся к этому серьезно, ведь игра – серьезное дело. Любовь Викторовна успешно использует в своей работе и музейную педагогику. Садик №878 географически удобно расположен – в самом центре Москвы, на Петровском бульваре. Он находится в окружении старинных зданий, а сам расположился в здании 1758 года, когда-то принадлежавшем графу Татищеву. И еще садик находится в окружении музеев. Дети любят посещать их, ходят на экскурсии, причем малыши сами выбирают, куда им интереснее на этот раз пойти. Чаще всего они бывают в Музее современного искусства, Музее прикладного искусства, Политехническом. Родители порой сопровождают их. С родителями Любовь Викторовна находит контакт, умеет наладить добрые взаимоотношения с любым из них. Видя, как она общается с их детьми, как играет с ними, как они скучают без нее, когда она уходит, родители и сами хотят чем-то помочь детскому садику. Папы и мамы приходят на утренники, участвуют во многих детсадовских делах. Это и выставки игрушек, которые мастерят родители вместе с детьми, и спектакли, в которых они актеры. Родители очень серьезно относятся к своим выступлениям, перед тем как показать очередное представление, по несколько раз собираются на репетиции. Вот и получается, что театром, так же как и музеями, увлекаются целыми семьями.Дети, узнав, что их любимая воспитательница победила в конкурсе и стала лучшим во всей Москве воспитателем, радовались, пожалуй, больше всех, даже больше самой Любови Викторовны. До этого они знали, что она лучшая, а теперь это знает вся Москва.
Комментарии