Цель: После занятия школьники смогут: объяснить природу происхождения понятия «зависть»; задуматься над влиянием отрицательных качеств личности, на ее самочувствие в обществе.
Французский философ ХVIII в. писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Вы, наверное, уже заметили, что на протяжении всего урока звучит музыка.
Задачи: сформировать неприятие зависти; развить мотивацию к самосовершенствованию личности.
Ход урока
Из всех страстей зависть самая отвратительная…
Гельвеций
Учитель истории: Сегодня у нас необычный урок. На нем мы продолжим разговор о человеческих качествах. Сегодня остановимся на одном из них. А вот о каком, вы сможете ответить, прослушав стихотворение Себастьяна Бранта из книги «Корабль дураков».
Учитель литературы:
Чуть Зависть нас однажды ранит,
Смертельной эта рана станет.
Природа Зависти одна:
Наметит цель себе она –
И чтоб достичь ее верней,
И день и ночь стремится к ней…
Как жалкий пес, завистник бедный
Страдает, отощавший, бедный,
И, задыхаясь в лютой злобе,
На всех он смотрит исподлобья.
Смеется Зависть нам на горе,
Когда корабль потопит в море.
Не станет пищи ей – сожрет
Сама себя, но не умрет.
О чем сегодня пойдет речь на уроке?
(Учитель называет тему урока, его цели)
1. Что такое зависть?
2. Как вы думаете, почему она появляется?
3. Как вы считаете, давно ли зависть стала пороком или только сейчас мы узнали об этой черте человеческого характера?
Сейчас, ребята, я вам прочитаю библейскую историю о Каине и Авеле, а вы попробуйте ответить на очень сложный вопрос:
1. Почему Каин убил Авеля?
(учитель читает библейскую историю)
2. Чему именно позавидовал Каин?
3. Можно ли из-за такой мелочи убить брата?
Доска. Работа с фразами.
«Зависть – яд для сердца», «Зависть – шаг к преступлению».
Какое выражение, по вашему мнению, более полно передает основную мысль услышанного рассказа?
Правильно, завидуя, мы отравляем жизнь себе, зависть может привести к ужасным поступкам.
Задание: Подумайте и запишите слова, которые произошли от имени Каин?
(Окаянный, раскаиваться…)
Что обозначают эти слова? (Работа со словарями)
Вывод: Зависть привела к преступлению, человек, совершивший это, вошел в историю, его имя обозначает вечное страдание, отсутствие покоя.
Ну а как же в реальной жизни?
Учитель истории: Завидуют чужим заработкам. Завидуют соседу, переселяющемуся в другую квартиру. Завидуют родителям ребенка, который в 5-м классе начал сам изучать второй иностранный язык.
Одна из христианских заповедей гласит: «Не завидуй». Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.
Зависть – одно из самых сильных человеческих чувств.
Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его страстью. Он мучается и страдает. И из-за этого совершает очень плохие поступки.
В чем причины зависти?
С исторической точки зрения главная и основная причина – появление неравенства, выделение бедных и богатых, собственников земли и безземельных. Именно тогда, на заре человечества, и появилась зависть, которая приводила к восстаниям, бунтам, неповиновениям, смерти.
Часто завистливый человек начинает искать способы получить то, чему завидует. Хорошо, если он решает сам заработать на нужную ему вещь. А если нет?
На что может пойти человек, чтобы получить желаемое?
(Украсть)
Какое страшное слово. А ведь это и есть преступление – это общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Об этом мы будем более подробно говорить на уроках правоведения в 9-м классе, обществознания в 11-м классе.
Как-то психологи опросили 50 воспитанников детской колонии, совершивших кражи. 42 признались в том, что причиной воровства стала зависть. Захотели иметь то, чего у них не было, а у других было. Но закончилось все приговором суда по ст. 158 УК РФ.
Кража есть тайное хищение чужого имущества. И наказывается в зависимости от тяжести преступления: от штрафов до лишения свободы. Кража в особо крупных размерах наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества. Вдумайтесь в эти слова: 10 лет потерянные, вычеркнутые из жизни. А ведь за это время можно закончить институт, создать семью, растить детей, сделать что-то полезное для блага общества…
Вот такие наказания предусматриваются за совершение преступления, на которое человека может толкнуть зависть.
Люди с древних времен очень не любят завистников.
Французский философ ХVIII в. Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги».
Как вы понимаете эти слова?
А можно ли увидеть по внешнему виду человека – завистливый он или нет? Почему?
(Он не умеет скрывать своих чувств. Они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми очень трудно иметь дело)
Можно ли зависть представить?
Разминка: Закройте глаза, представьте человека доброго, его глаза, походку…
А теперь завистливого. Его выражение лица, жесты…
Откройте глаза. У каждого на парте лежит чистый листок бумаги и карандаши. Нарисуйте зависть, какой вы ее представляете.
(Дети рисуют…)
Часто встречается зависть к чужим способностям и талантам. Это самая черная зависть.
Учитель литературы: Вы, наверное, уже заметили, что на протяжении всего урока звучит музыка.
А вы знаете, чье это произведение? (Моцарт)
Почему на уроке звучит произведение именно этого великого композитора?
(Именно Моцарт, по преданию, стал жертвой зависти из-за своего великого таланта)
Кто из русских поэтов положил в основу своего произведения эту версию смерти Моцарта? (Пушкин)
Как оно называется? («Моцарт и Сальери»)
О чем оно?
Ученик: А ведь Пушкину тоже многие завидовали, и он также оказался жертвой зависти.
Какие еще произведения вы можете назвать, в которых главные герои либо сами завидовали, либо испытывали на себе чувство зависти? (Дети говорят…)
Чем заканчиваются все эти сказки? Почему? (Отрицательные герои наказываются, а зависть осуждается. Зависть отступает перед добротой, любовью, щедростью…)
Как сегодня в нашей жизни обстоят дела с завистью?
Есть ли что-то, что может одолеть зависть?
Учитель истории: Возьмем историю «Не в велосипеде счастье». Я расскажу вам, что произошло…
Поучительная история.
Так что же должно быть главным в жизни?
Вывод: Если будут любовь, понимание, доброта – зависть уйдет, ей не будет места в нашей жизни!
1. Почему страшна зависть?
2. Что нужно сделать, чтобы победить зависть?
3. А как вы боретесь с завистью?
Задание: Перед вами фраза «Если я почувствую, что во мне зародилась зависть, то я…» Продолжите это предложение так, как вы считаете нужным (у каждого ученика листок с этим текстом. Ученики дописывают предложение в этих листах).
Учитель истории: В Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы…), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и… уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.
Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти. Чтобы в нашей семье царили только доброта, любовь и согласие.
(Учителя вместе с учениками рвут рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор складывают в черный пакет)
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: Составить речь-обращение к завистливому человеку (убедить своим обращением в том, что зависть – это зло).
И. АБРАМОВА, учитель истории и обществоведения, Магадан
Комментарии