Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни Руффини
Казалось, все указывало то, что я буду учителем: наша педагогическая династия, имя, которое папа дал в честь своей любимой учительницы. Но в детстве мои мечты были далеки от профессии учителя.
Все решила судьбоносная встреча. Я училась в 4‑м классе, когда на пороге нашего кабинета появилась Любовь Николаевна Назарова, классный руководитель и учитель русского языка и литературы. Она поразила всех нас своими элегантностью и красотой. На ее уроки мы бежали с радостью, так хотелось услышать, как она читает наизусть Пушкина, Лермонтова. С каким энтузиазмом под ее руководством мы готовились к классным и школьным мероприятиям! Пели, танцевали, читали стихи. Любовь Николаевна открыла для нас мир театра, мы впервые увидели балет на сцене. Но через год наше счастье закончилось: Любовь Николаевна уехала. На последнем классном часе я, расчувствовавшись, обещала продолжить ее дело – стать учителем русского языка. По сей день храню книги, подписанные ею: «Гульчачак, лучшей моей ученице».
Учителя русского языка и литературы называют словесником. Но до конца оправдывает он смысл этого звания, когда о нем можно сказать: словесник-кудесник. Таким учителем в старших классах была для меня Любовь Борисовна Белоусова. Она научила нас любить и ценить слово. Какие жаркие споры были у нас на уроках литературы, когда мы обсуждали верность Татьяны Лариной, эгоизм Печорина! Обучаясь в университете, проходила практику в родной школе. Помню, как впервые вела урок литературы, очень волновалась, но потом спокойствие и уверенность Любови Борисовны передались и мне. Она всегда щедро делилась педагогическими материалами, опытом и долгие годы по окончании школы мы все общались с ней. Светлая память светлому человеку, который озарил мою жизнь, как солнечный луч.
Мое становление как учителя состоялось в провинциальном городке Миассе в Челябинской области. Мне снова повезло с учителем русского языка и литературы. Эмма Вячеславовна Степанова, будучи завучем школы, нашла время для начинающего учителя и стала моим наставником. Я с удовольствием посещала ее уроки, которые можно было сравнить с произведением искусства, так четко все было организовано и продумано до мелочей. И особенно приятно было получить от нее похвалу, когда Эмма Вячеславовна, анализируя мои уроки, отметила, что у меня есть удивительная способность видеть и слышать каждого ученика.
Я благодарна своей судьбе за то, что в моей жизни были учителя, которые научили меня не только преподавать, но и уметь учиться у детей быть чуткой, терпеливой и справедливой.
Каждый день я с радостью жду встречи с моими учениками. С замиранием сердца подхожу к школе и знаю, что навстречу сейчас выбегут они – озорные, добрые, лукавые. И я не должна разочаровать их.
В гимназии Миасса работает моя выпускница, преподает русский язык и литературу. Приятно осознавать, что мой труд не напрасен, что я продолжила эстафету учителей. Кто знает, сколько сердец я смогу еще зажечь любовью к своей профессии?
Гульчачак КУВШИНОВА, учитель русского языка и литературы школы №2026
Комментарии