search
main
0

Самая легкая профессия В каждом из нас есть педагогическая жилка

“И какой идиот придумал и сказал, что наша работа трудная. Из всех работ на земле работа учителя самая, самая легкая… Позвольте, я докажу вам это”.
Нет-нет, это не мои слова. Когда-то, еще учась в школе, я прочитала их в повести Галины Щербаковой, к сожалению, уже и не помню ее названия. Не просто прочитала, записала этот монолог директора школы “баушки” Анны Семеновны. Записала потому, что он поразил меня. Воспитываясь в семье сельских учителей, я знала о трудностях учительской профессии не понаслышке. К тому же общественное мнение о жертвенном и подвижническом труде учителя…
Наша с вами работа из всех естественных самая естественная. Ибо каждый человек уже от рождения немного учитель. Когда юная мать дает ребенку первый раз грудь, она не просто его кормит, она дает ему первый жизненный урок. И ей это сладко, как потом будет сладко высаживать сына на горшок, учить пользоваться вилкой, переходить дорогу и так далее.
Как близки и понятны мне, ставшей матерью и учительницей, теперь эти слова!
“В каждом из нас есть изначально педагогическая жилка. Она дана нам как голос, как слух, как способность мыслить. Она – основа человеческого контакта, передающего знания, опыт, мудрость, доброту… Без нее человечество не выжило бы. И вот мы с вами, хитрецы, взяли на себя радость всего-навсего управлять этим прекрасным процессом передачи знания и опыта. Мы взяли на себя труд открывать двери тому, что само уже пришло. И нет на свете ничего легче, чем открывать двери”.
Постигнуть эту мысль о радости управления процессом передачи знаний и опыта, о радости открытия дверей мне помогли труды педагогов-новаторов, психологов А. Маслоу и К. Роджерса.
Чтобы видеть и уважать личность в ученике, прежде всего нужно быть личностью самой, поскольку отношение к другому и отношение к себе взаимно влияют друг на друга. Вера ученика в свои силы зависит от отношения к нему учителя, от принятия учителем ученика таким, какой он есть.
Карл Роджерс поставил перед собой несколько вопросов.
Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, не ролевые взаимоотношения, в которых все участники учатся?
Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам?
Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?
С этими вопросами я впервые вошла в класс. В положительном ответе на них и состоит, пожалуй, весь смысл учительского счастья.
“Обопритесь же на то, что у вас есть от природы. Вы скажете: а педагогический талант? Он должен быть или нет? Отвечаю: педагогический талант – редкость. Он может объявиться сегодня, а может, его время в следующем столетии. А дети рождаются и растут и приходят к нам такими, какие они есть. И тогда каждый из нас должен высвободить из плена ту трепетную жилку, которая есть природный педагогический дар, и пойти у нее на поводу.
И произойдет с вами невероятное – вам станет легко. И вы не будете корчиться в педагогических муках, ибо таковых мук нет. В воспитании есть естественность протянутой на помощь руки. Так освободите из плена эту естественность! Ощутите радость легкой профессии, в которой нет и никогда не будет ничего мертвящего”.
“Естественность протянутой руки” – главный принцип развивающего обучения. Не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. По мнению Л.С.Выготского, “пора поставить ученика на собственные ноги, заставить его ходить и падать, терпеть боль от ушибов и выбирать направление”. Но для этого необходима прежде всего вера ученика в свои силы и возможности – самопринятие. Свою задачу учителя математики я вижу в том, чтобы не диктовать готовое и, возможно, ненужное ученику, а разбудить его собственную познавательную активность. А цель обучения – развитие личности, ее самосознания, ее самореализация. Знания, школьная программа – лишь средство развития. Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего “развивающую помощь”. Меня радует, что мои ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют друг с другом, видят во мне, учителе, источник опыта, знаний, старшего члена группы. А методы, стимулирующие учение, разнообразны: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; использование разных источников знания – людей, опыта, книг; организация работы в группах разного состава; игра, “учебные пакеты”.
“Протянутая рука” – это не только помощь, но и признание, поощрение, и не только оценкой. В кабинете математики мы открыли своеобразную доску почета – “Рядом с великими математиками” – и меняем один-два раза в четверть фотографии, запечатлевшие мгновения успеха учеников на уроках. Ребята знают: все они могут попасть на этот почетный пьедестал, если будут стараться.
“Степень вашего контакта с детьми бесконечна. Любой из уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать.
Ничего не надо в себе ломать, не надо искать костыли и инструкции, надо просто следовать самому себе. Жить естественно и естественно отдаваться свой работе. Без жертвенности, без мук. Вы – люди, которым повезло плыть по реке, когда многие трясутся на ухабах пыльной дороги. Вы – всегда на реке.
Вы со мной согласны?”.
Я согласна. И с благодарностью Галине Щербаковой и ее “баушке” Анне Семеновне осознала и приняла эту педагогическую философию.
Мне повезло во времена путаные и трудные делать человеческую работу – учить и воспитывать, открывать двери и показывать путь.
Елена НАБОКИНА,
учитель математики средней школы N 231
Знаменск,
Астраханская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте