Мы снова переживаем поворотный период в жизни школы. За последние годы мы сделали немало хорошего, но и допустили немало просчетов в образовании и воспитании. Надо честно сказать, что сама проблема воспитания выпала из поля зрения школы. Концепция начала 90-х годов сводилась к тому, что из школы выводится проблема воспитания, а ею займется гражданское общество. Мы школу деполитизировали, по сути прекратили финансировать заместителя по воспитательной работе, и содержание воспитания резко снизилось.
Сейчас начинаем понимать, что школа является единственным институтом в нашем обществе, которая может обеспечить успешную социализацию и сформировать позитивные установки у детей. Отсюда в концепции модернизации образования выделены идеи: усиление воспитательного потенциала в системе образования и усиление внимания к гуманитарным дисциплинам, и прежде всего к праву и экономике. Следующая проблема – социальной справедливости.
В 90-е годы резко расслоилось общество, и проблема социальной справедливости в школе приобрела необычайную остроту. Проблема отсева, беспризорности, проблема поступления в первый класс, в основную школу, проблема приема в вузы стали очень остры.
Сейчас подготовлено первое поколение стандартов, и там впервые усилен воспитательный аспект самих стандартов, выделена система ценностей. Мы можем понимать других людей, если будем знать, что они собой представляют, очень хорошо знать систему ценностей. В стандарты заложена идея ценностей, и мы должны на уроках гуманитарного цикла дать представление, что есть система ценностей человека, семьи, корпорации, социальной группы, этнографической группы, общечеловеческие. Пока мы это не сделаем, наш разговор о толерантности бесполезен.
В последние годы мы сделали очень многое для правового гражданского образования.
Школа не может быть вне государства. Если само государство нарушает часто законы, то и учителя не являются носителями ценностей права, ценностей морали. В стандартах резко сокращается объем материала. Усилено внимание к проблемам компетентности, мы даем сегодня много знаний о праве, о гражданском обществе, но они остаются только знаниями. Они никак не переходят в систему ценностей. А самая главная компетентность – это возможность применить знания за пределами школы. Но у нас нет системы моделирования реального образа жизни в школе, это очень хорошо делают на Западе. Мы перегружаем детей, даем им огромный объем знаний по праву, по обществознанию, не понимая одной вещи, что эти знания не усваиваются. Весь мир удивляется нашему объему знаний. Мы даем их в 2-3 раза больше, чем в других странах. Выход: научить наших учеников находить необходимый объем знаний во всех источниках. Большинство преподавателей этого не понимают.
Самая страшная другая проблема: мы никак не можем перевести теоретические знания в практический аспект. В чем это выражается? Мы не можем решить вопросы школьного самоуправления и участия наших детей в реальной жизни школы.
Что мешает? Конечно, мешает консерватизм самого общества, консерватизм и социальный статус самого учителя, который не может позволить, чтобы дети сами решали все проблемы. У нас много конфликтов с попечителями. Попечители, начинавшие с вопроса финансового обеспечения, постепенно вторгаются в жизнь школы. Они начинают ставить такие вопросы: кого-то надо выгнать, кого-то надо перевести, и не всегда действуют правильно. Это опасно. С другой стороны, общество совершенно не готово к открытости. Школа – открытая система, она государственная общественная система. И рано или поздно, все вопросы жизни школы будут решать все. Сейчас готовится постановление, где расширяется функция попечительских советов.
Следующая проблема – это социальная практика. Наши дети, кроме учебы, которая из рук вон идет плохо, ничего другого не делают. Встает вопрос, как стимулировать общественную деятельность. Вы знаете, что в рамках гражданского образования есть социальные проекты «Я – гражданин России». И все-таки мы пока не создали никакого механизма вовлечения учащихся в социальную практику. Каким он может быть? Кто это будет организовывать? У нас в ближайшие 4-5 лет освободятся 400 тыс. учителей. И нам нужно найти применение им. Потом демократическая ситуация несколько стабилизируется, но нужно будет к этому готовиться. Нам требуется много психологов, социальных работников. С другой стороны, необходимо добиться, чтобы учащиеся были ответственными людьми. Есть новый законопроект об образовании. Там говорится об ответственности родителей более конкретно, об ответственности детей более жестко, в том числе и за правонарушения. О введении характеристик.
В США, например, эти характеристики играют огромную роль: для армии, поступления в вузы. Этот год будет довольно тяжелым. У нас в вузы принимается детей больше, чем их выпускают школы. Работать некому. Надо начинать готовить элиту уже в старших классах. В этом году начинается профильная подготовка в основной школе. В 9-м классе они должны будут попробовать энное количество курсов. Сдать экзамен за пределами тоже будет очень болезненно. Но будут учитываться личные достижения детей. Что это такое: во-первых, будем писать очень честные характеристики, затем будут учитываться дипломы победителя олимпиад, победителя конкурса. Готовим новое положение об олимпиадах, где будем максимально стимулировать, поддерживать детей, занимающих призовые места. Это отчасти связано с нашим ЕГЭ, единым экзаменом, он довольно жесткий. Однако дети талантливые, по-настоящему одаренные не выдерживают такого напряжения. Способный, одаренный ребенок не живет по правилам, по которым живут все остальные. И вот для этих ребят нужно создать особые условия.
Призеры районных конкурсов будут иметь возможность вне конкурса поступить в профильный класс. Если ребенок победил в олимпиаде городского уровня, то он может поступать в учебное заведение городского уровня, если в региональном, то – в региональный вуз.
Все победители всероссийских олимпиад будут зачисляться в вузы без всяких экзаменов. Все это может стать прямым стимулом к участию в них. Ребят будут принимать в вузы, учитывая их социальную активность за пределами школы. Будущие портфолио расширятся значительно, и их роль будет чрезвычайно высока.
Я думаю, что на сегодняшний день проблема адаптации наших детей к жизни будет во многом связана еще и с тем, что мы усиленно дифференцируем стандарты, мы сократим объем знаний в основной школе на 20 процентов. Усилим практическую направленность и, что, конечно, очень болезненно для учителей, резко усилим методологическую подготовку наших учащихся. Если мы идем по пути сокращений простого знаниевого материала, то тем не менее при этом нужно сохранить нашу лучшую в мире систему знаний. При этом намечается увеличение объема знаний гуманитарных дисциплин. Придется идти разными путями. В начальной школе история не будет отдельным предметом, она будет представлена в окружающем мире. Будет резко усилен блок вопросов, связанных с правами ребенка. Это одна из самых болезненных в настоящее время проблем. Не подготовлены сегодня учителя к этому, не подготовлена школа, и поэтому блок «права ребенка» и механизм их обеспечения будут заложены в начальной школе. В основной все-таки мы введем с 5-го по 7-й класс курс обществоведения-граждановедения. Очень тяжелая проблема: кто будет его вести, наши учителя к этому не готовы.
Комментарии