Есть программа, по которой учитель должен учить, а ученики – учиться. Приходя в класс, педагог знает, какую информацию нужно донести и какой практической деятельностью заняться с детьми. Если подходить к своей работе формально, то это верно, но есть ли смысл в таком подходе к делу?
Если С.Моэм сравнивал жизнь с театром, то урок, полагаю, можно сравнить с театральным действом, где учитель – сам себе режиссер, актер и оформитель урока. Мы не слышим аплодисментов, но иногда нам аплодирует тишина и восторженный взгляд детских глаз. Это «браво» без слов – высшая награда для учителя. Момент рефлексии, ситуация успеха – то, для чего стоит работать, изводя, по словам В.Маяковского, «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Если это слово отзовется в детских работах так, как задумаешь, значит, день прожит не зря. Те лишенные смысла уроки рисования в школе, на которых я присутствовала, будучи еще ученицей, казались мне пустой тратой времени. Уроков, на которых дети присутствуют, отсутствуя, просто потому, что так положено, когда работа выполняется ради оценки, быть не должно, ведь время так ценно в наш стремительный век! Я решила на практике показать, что мой предмет необходим, начав с оформления школы к 1 сентября. У детей эта работа вызвала неподдельный интерес, они загорелись, мы знакомились с ними в процессе творчества. Не обошлось без сотрудничества с завхозом: нам выдали краски, оставшиеся от летнего ремонта, большой лист ламината, который потом красовался в виде композиции при входе в школу и даже не остался без внимания именитых гостей. Детей увлекли занятия бумагопластикой (не просто вырезать лист клена, а «оживить» его, придав объем). Наш труд увенчался успехом! Нас не только заметили, а по достоинству оценили. Но теперь мне предстояла задача посложнее – продемонстрировать, как я буду заниматься с детьми, ведь «кухня» художника выглядит далеко не так эстетично, как «блюдо», которое может на ней появиться. Риск – дело благородное, я решила дать открытый урок, на котором детям предлагала «экстремальные», на взгляд неискушенного человека, материалы для творчества: шестиклассники выполняли граттаж по теме «Линия и ее выразительные свойства». Замечу, что дети были полны энтузиазма и предвкушения интересной, новой для них работы, ведь накануне они сами грунтовали листы под свой будущий рисунок, им предстояло изобразить мир экзотической природы. Когда я показала приемы и дала установку на самостоятельную работу, директору и завучу было от чего схватиться за голову: мои юные художники напоминали чумазеньких чертят из скороговорки, а разостланные на столах клеенки – миниатюрные угольные разработки. Но какие же удовольствие и увлеченность были написаны на их лицах! Пусть не все работы были достойны восхищения, главное – каждый ребенок испытал момент собственного успеха и успеха нашего общего – на этом уроке мы обрели союзников, да еще таких значимых. Со словами «Вот вам хоромы. Кудесничайте!» директор «основала» в школе кабинет изобразительного искусства. Прошло почти три года, сейчас его шутливо называют «изба-художка», так как мы с ребятами оформляем его в народном стиле.Успех приходит к ребенку тогда, когда есть интерес к процессу творчества и видимый положительный результат. Чтобы достичь этого, я решила увлечь ребят коллективным творчеством, которое по тематике вплотную соприкасается с программой, и в то же время работу можно было бы продолжать в кружках после уроков. Педагогу важно иметь прямую связь с семьей ученика, с самыми близкими ему людьми. Не секрет, что порой приходится пытаться наставить на путь истинный самих родителей, помогая им услышать и понять своего ребенка. В связи с этим я внесла предложение создать на базе нашей школы Клуб выходного дня, где родители вместе со своими детьми имели бы возможность заниматься изобразительным искусством (по большей части декоративно-прикладным). В программу деятельности клуба должна войти организация семейных и народных праздников (и не только русских, так как состав учеников школы многонационален). Мое предложение рассмотрели, одобрили дирекция, родительский комитет школы, обсудили на общешкольном родительском собрании, где многие семьи изъявили свое желание посещать занятия такого клуба. Дети с удовольствием посещают студию «Волшебный мир народного творчества». Сейчас я занимаюсь созданием программы работы будущего клуба и надеюсь, что он станет связующим звеном на пути взаимодействия учитель + ученик + семья.Маргарита КАРИМОВА, учитель изобразительного искусства Центра образования №1464
Комментарии