Конвенция о правах ребенка закрепляет право каждого ребенка на безопасную окружающую среду (Конвенция о правах ребенка, 1989). Подтверждает эти нормы и доклад Всемирной организации здравоохранения, описывая сохранение жизни детей как «самую неотложную моральную дилемму нового тысячелетия» (доклад ВОЗ, 2009 г.).
По статистике Департамента образования за 2014 год зафиксированы 2630 несчастных случаев с воспитанниками и учащимися образовательных организаций. 64% травм произошли во время образовательного процесса, при этом 39% – на уроках и переменах, 24% – на уроках физической культуры. К транспортному травматизму, который составил в 2014 году 22%, добавились такие несчастные случаи, как езда детей на подножках и наружных выступах транспортных средств, катание на поездах.За каждой цифрой – здоровье ребенка, здоровье его родителей и ответственность нас, взрослых. Однако часто со стороны и педагоги, и родители, которые в силу своего опыта понимают, что может быть несчастье, но ошибочно полагают, что обойдется, проявляют беспечность. Почти половина всех случаев детского травматизма – следствие беспечности или халатности взрослых. «Наша задача – попробовать снизить частоту этого травматизма, уменьшить тяжесть детской травмы и, конечно, проанализировать и попробовать понять, какие же меры приводят к положительному результату», – считает главный детский травматолог Москвы Размик Кешишян.Чтобы понять, как снизить частоту травматизма, надо четко понимать, где, как говорят водители, наша «слепая зона». Ведь каждая школа в начале учебного года проводит большую работу по подготовке спортивных площадок и залов к работе с ребятами, списывает старое оборудование, закупает новое, приводит в соответствие с требованиями инструкции и наглядный материал, в течение учебного года проходят беседы, встречи, обсуждения по безопасности и предупреждению травматизма. Где эта система дает сбой?При анализе работы в лицее по охране труда и обеспечению безопасности мы сделали несколько выводов.Зачастую дети осведомлены о возможной опасности, но пренебрегает ею. Наша задача – культивирование здорового образа жизни, правильного питания, воспитание ответственности за свое безопасное поведение и безопасное поведение сверстников. Где могут быть наши резервы? В этом учебном году мы вступили в проект Департамента образования «Медицинский класс в московской школе», родители-медики тоже очень активно включились в работу этих классов. Мы привлекаем их для бесед не только с лицеистами, но и с родителями, а ребята из наших медицинских классов работают в качестве волонтеров – рассказывают малышам о здоровом образе жизни. Культ здорового тела, здорового питания, увлечение спортом – все это надо воспитывать.Дети не подозревают, какие опасности их могут ожидать при играх на площадках, в школьных коридорах. Шалости не порок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Работа по разъяснению правил поведения должна идти постоянно. Обеспечение безопасности – это не только работа учителя физической культуры или заместителя директора по безопасности. Это работа каждого из учителей, воспитателей, сотрудников школы. Когда в лицее 5 лет назад выделили места для парковки велосипедов, появилось новое направление в профилактической работе – работа с юными велосипедистами, приезжающими в лицей. Сейчас эта работа продолжается – мы ведем разъяснения о необходимости специальных шлемов. В лицее не разрешено приезжать на велосипеде и скейте учащимся младше 14 лет без заявления родителей, без шлема.Сегодня у нас каждый ученик в течение учебного года выполняет проект по какому-либо предмету в формате презентаций, видеороликов или клипов. Эти проекты учителя используют на уроках как методические пособия. Один из клипов – «Утренняя гимнастика» – сейчас идет по утрам на плазменных панелях для разминки. Выполнили его ученицы 9-го класса – подобрали комплекс упражнений, записали на видео. Наша задача разнообразить проектную работу – анимировать инструкции, перевести их в такие живые картинки, чтобы было понятно: «Не влезай – убьет». Дело в том, что многие дети, даже зная об опасности, уверены: с ними-то уж точно ничего не случится. Чтобы до них достучаться, нужен особый подход. Это работа не одного дня и даже не одного года, к ней надо привлекать всех: и учителей, и детей, и их родителей. Некоторое время назад в нашем Северо-Западном округе был реализован проект «Безопасная среда», инициатором которого было окружное управление образования. Проект получил поддержку префектуры СЗАО. Тогда были изучены все маршруты, по которым дети ходят в школы. Итог – только по нашему маршруту «дом – лицей – дом» уложены 6 «лежачих полицейских» на самых опасных участках дорог плюс установлены новые светофоры на перекрестках. Тогда же у нас в лицее обновили калитки, оборудовали удобные подходы. Колоссальная работа была проведена. Мы все надеемся на ее продолжение.Среди мер по профилактике травматизма, которые мы для себя наметили:- формирование у детей безопасных алгоритмов поведения в разных жизненных ситуациях;- популяризация здорового образа жизни силами волонтеров, культивирование физического здоровья среди ровесников и малышей, обучение управлению своим телом;- вовлечение членов родительской общественности в мероприятия по созданию безопасной среды не только в лицее, но и по пути следования – проект «Безопасная среда»;- совместная работа с ребятами по созданию мультимедийных пособий, отражающих правила безопасности.Надеюсь, что к этой работе подключатся и другие образовательные организации не только нашего межрайонного совета директоров Митино – Строгино, но и Москвы.
Татьяна СМИРНОВА, директор лицея №1564 имени Героя Советского Союза А.П.Белобородова
Комментарии