Пока обсуждали вопрос о том, нужны ли округа вообще, со времени создания первого из них – Юго-Западного – незаметно прошел год. И пора начинать говорить о том, насколько прижилась такая система организации территорий. Первый самарский округ вобрал в себя сразу шесть административных единиц – пять сельских районов и один город – Чапаевск.
По сути своей округ является новой формой управления системой образования области. То есть границы образовательного пространства теперь расширились до границ округа. Вместе с этим от глав районной администрации “уплыли” и некоторые полномочия. Ни для кого не секрет, что влияние главы района на развитие подведомственной ему территории огромно. Иногда это переходит все границы. Муниципалитет становится государством в государстве, где действует правило: что хочу, то и ворочу. В случае же вхождения в округ, влияние местной администрации на образование сильно уменьшается. На ней остается ответственность за содержание и ремонт зданий школ и детских садов. Кадровую координацию осуществляет теперь непосредственно руководство округа.
С созданием округа у школы появилась большая возможность самостоятельного плавания. Охватить неусыпным контролем все шесть подведомственных территорий очень сложно, да и не нужно.
– Передо мной не стоит задача постоянно проверять деятельность школы. И люди к этому привыкают, – рассказывает Владимир Пылев, руководитель управления Юго-Западного образовательного округа, – хотя до сих пор я слышу вопросы: “Вот мы вчера ремонт в школе доделали, когда вас ждать?” Я спрашиваю, зачем? И мне отвечают: “Ну как же? Разве вы не будете проверять?” Нет, не буду. Вашей школе требовался ремонт, вы его сделали. Если он устраивает вас и, главное, ваших учеников, вопрос исчерпан.
В условиях округа школе предоставлена свобода выбора. И сегодняшний директор – это в первую очередь хозяйственник, менеджер образования. Перед которым стоит задача сделать так, чтобы в его школу пришло как можно больше учеников.
– В таком случае каковы ваши функции как руководителя округа?
– В первую очередь это создание условий для реализации максимальных возможностей каждого образовательного учреждения округа. И контроль за качеством оказываемых учреждением услуг. То есть функции руководителя округа заключаются не в том, чтобы управлять учреждением и ежесекундно контролировать сам процесс образования, это и не требуется, а в том, чтобы принять конечный продукт, удостовериться в его добротности. Если говорить о механизме контроля, то одним из них является единый государственный экзамен.
Несколько лет назад образовательные учреждения Самарской губернии перешли на “подушное”, или нормативное финансирование. Школа стала финансово независимой, поскольку получила возможность тратить деньги на те направления, на которые считает нужным. Только с одной оговоркой, которую директора школ понимают очень хорошо: тратить так, чтобы завтра к тебе пришло больше, а не меньше детей.
Отсюда и потребность в новом типе руководителя образовательным учреждением – директоре-менеджере. Наверное, это звучит несколько ново. Более того, встает вопрос, а как он разберется в образовательном процессе? Тогда встречный вопрос: а надо ли ему это? Для этого в школе есть заведующий учебной частью, это его полномочия. Конечно, быть совсем далеким от школьных проблем директор не может, и его функция не сводится только лишь к обеспечению образовательного учреждения “благами цивилизации”, однако если не он, то кто сделает учебное заведение привлекательным для новых учеников?
Нарушители границ приветствуются
Всего в Юго-Западном образовательном округе 32 тысячи детей. 26 тысяч – школьники. И только представьте себе – практически каждого десятого, а суммарно это 2,7 тысячи, привозят в школу на автобусе. Некоторым приходится ездить и за 30 километров, но это уже их выбор, и в школу, что поближе, уже не всякий поедет. Потому что появилась возможность обучаться в любом образовательном учреждении шести вошедших в округ территорий. А вот школы оказались поставленными в трудное положение: если раньше в районе была школа-фаворит, то с “открытием границ” ей пришлось подтверждать свое звание. Возникла реальная конкуренция и реальная угроза авторитету. Что, согласитесь, очень даже полезно для наших школ.
Как выяснилось, за ходом эксперимента внимательно следят не только “местные” родители, но и соседи из Саратовской области. Уже семь саратовских школьников каждый день нарушают областные границы и ходят учиться в Пестравский и Хворостянский районы Самарской области.
– Сегодня на территории округа действует уже более 60 маршрутов подвоза, самый длинный – 30 километров, в основном расстояние колеблется от 10-12 километров, – продолжает раскрывать нюансы “окружной” системы Владимир Пылев. – Некоторые школы осуществляют подвоз детей из трех-четырех населенных пунктов. Это явная заявка на создание образовательного центра.
Для многих детей реализация программы “Школьный автобус” – единственный шанс получить хорошее образование. И уже сегодня можно отметить две тенденции: в сельской местности между школами начинается конкуренция, складывается образовательный рынок, и, во-вторых, по качеству образования сельская школа начинает подтягиваться к массовой городской. Например, в ходе единого государственного экзамена по физике дети из Чапаевска и близлежащих территорий показали результаты не ниже большинства районов города Самары.
Концентрация школ
Было бы неправильным предположить, что создание округа закончится простым устранением границ и расширением образовательного пространства. Оно предполагает и реструктуризацию системы школ, создание образовательных центров. В идеале это должно выглядеть следующим образом: в каждом селе, независимо от количества детей, функционируют детский сад и начальная школа, а среднее и старшее звено сконцентрировано в одном из сел, куда дети доставляются на автобусах. В Юго-Западном округе планируется создать порядка 30 образовательных центров. Это будут не искусственные образования, такими центрами станут те школы, которые уже сейчас сумели заполучить к себе учеников из других школ. То есть предложили им более качественные образовательные услуги. Для сельского ребенка ежедневное путешествие на автобусе в результате оказывается выгоднее, чем сидение в “родной” школе, где физику, математику и английский преподает один и тот же человек.
Кстати, решив проблему с подвозом детей, в округе решили проблему и с наполняемостью класса. Ряд психологических исследований свидетельствует о том, что есть “критическая масса” сверстников, необходимая для успешного развития школьника: класс не менее 15 человек, школа не менее 100 человек. Уже сегодня средняя наполняемость класса в округе – 16,5 человека, и это при том, что демографическая ситуация на селе очень сложная.
Одним из предполагаемых образовательных центров станет Красноармейская средняя общеобразовательная школа.
– Сейчас у нас обучаются 919 детей, – говорит Владимир Николаевич Хрестин. – Мы так или иначе уже являемся образовательным центром: осуществляем подвоз 49 ребят из поселка Любицкий на школьном автобусе. В этом селе у нас есть филиал – начальная школа, где учатся 22 ребенка. Выпускники девятилетних школ из двух соседних деревень могут доучиться в нашей школе. Пока, правда, не организован их подвоз, но те, у кого родственники живут в нашем селе, уже учатся.
– Вы работаете на базе школы-новостройки?
– Что вы! Зданию, в котором мы находимся, уже 38 лет. Но строительство ведется: полтора года назад был сдан отдельный корпус.
– С какими проблемами вам приходится чаще всего сталкиваться?
– В первую очередь они касаются материально-технической базы. Хотелось бы дать детям большее. Надеемся, с присвоением нам статуса образовательного центра ситуация изменится. Конечно, сильно волнует ситуация со здоровьем детей: количество тех, кому нужно коррекционно-развивающее обучение, увеличивается, а общее количество детей падает. За последние 10 лет к нам не пришли 80 детей, которые просто не родились.
Кадровый вопрос все испортил?
Но, наверное, самый обсуждаемый при создании округа вопрос – это вопрос кадров. Раз будут закрыты школы, значит, учителя пойдут по миру – такой аргумент “против” приводится чаще всего. Скажем сразу, школы не закрываются, они становятся филиалами более успешных образовательных учреждений. Так произошло со школой номер 16 города Чапаевска. В 2002-2003 году ей не удалось набрать ни одного первого класса. Более того, ученики стали целыми классами переходить в две соседние школы. Последней каплей стали результаты ЕГЭ, которые оказались более чем низкими. Ясное дело, что родители постарались оградить своих детей от такого качества образования. Встает вопрос, что случилось с учителями и что будет с ними происходить в аналогичных ситуациях. Ответ руководитель Департамента науки и образования администрации Самарской области Ефим Коган дает простой, но жесткий:
– Те учителя, качество преподавания которых устраивает заказчиков – родителей и учащихся, – легко найдут себе место в другой школе, те же, чья работа не удовлетворяет требованиям, предъявляемым заказчиками, не найдут себе нового места. Это рынок. Вы же не будете держать в фирме сотрудника, который плохо работает. Почему в школе должны быть такие учителя?
– А как быть “качественным” сельским учителям?
– Они могут устроиться в образовательный центр.
– И ездить туда на автобусе?
– Конечно. Ведь дети-то ездят. Например, в Масленниковской школе директор уже давно осуществляет “подвоз” учителей. В настоящее время в Юго-Западном округе более пятидесяти педагогов ездят таким образом на работу. И тратят на дорогу меньше времени, чем городские. Разве есть проблема в том, чтобы проехать 15 километров?
Кстати, решение кадрового вопроса началось с несвойственного для нашей страны сокращения единиц аппарата управления. Если количество работников аппарата и прочих служб до объединения было 294, то после объединения осталось 252, что вылилось в кругленькую сэкономленную сумму – 850 тысяч рублей в год.
Где брать ресурсы
И еще одно нововведение постигло объединенные территории – был создан ресурсный центр. Понять, чем он занимается, легче методом от противного, то есть уяснить, чем не занимается. Не занимается содержанием образования, а вот научно-методической, материально-технической и социально-психологической его частью – пожалуйста. Поскольку ресурсный центр находится в стадии становления всех своих направлений, то уяснить его работу можно, сравнив ее с работой супермаркета, где есть все, что нужно, и в достаточном количестве. Главное же то, что у школьного учителя появилась возможность выбирать ту методическую помощь, которая ему нужна. И обратиться за ней не к марьиванне из методкабинета, которая просто не может знать всего, а непосредственно в центр, где библиотека и кадровый ресурс богаче.
Когда в Самарской области затевались округа, на федеральном уровне об этом ничего не знали. Идея могла не оправдать себя, оказаться “воздушным замком” или просто остаться на бумаге. Ничего этого не произошло. Зато три месяца назад вышло постановление правительства о проведении в области федерального эксперимента “По организации управления образованием на основе создания образовательных округов”. Эксперимент пройдет в три этапа и завершится в 2005 году. Если он будет признан удачным, то в “окружение” попадет теперь уже вся страна.
Наталья УШАКОВА
Самара
Статфакт
Юго-Западный образовательный округ – это
Пять сельских районов: Безенчукский, Пестравский, Приволжский, Хворостянский, Красноармейский и один город – Чапаевск
Площадь округа – 95 000 квадратных километров, то есть территория Кипра
Население – 243,3 тысячи человек
Обучаются – 32050 детей
Обучают – 2572 педагога
Из 240 образовательных учреждений 200 расположены в сельской местности
97 учреждений дошкольного образования
96 образовательных школ и 70 филиалов ОУ
18 учреждений дополнительного образования
2 интернатных учреждения
6 учреждений начального и среднего профессионального образования.
Комментарии