В Самарской области прошла Всероссийская конференция «Модернизация образования и управление образовательными системами». Устроенная федеральным и областным Министерствами образования и науки, а также рядом фондов, конференция ставила своей целью проанализировать результаты эксперимента в области управления образованием, который Правительство России проводит на территории Самарской губернии с 2001 года.
Новая модель управления, которая работает на базе специально созданных образовательных округов, запущена по инициативе губернатора Константина Титова и при поддержке Президента РФ Владимира Путина.
«К модернизации, – рассказывает заместитель министра образования Самарской области В.А. Прудникова,- мы приступили еще в 1998 году, и сегодня уже очевидно – новая схема позволяет улучшить материальное положение образовательных учреждений и решить вопрос выравнивания возможностей доступа детей к образовательным услугам, существенно сократив разрыв в результатах ЕГЭ между детьми из сельской местности и больших городов. Схема уменьшила дисбаланс между потребностями работодателей и предложениями начальных и средних профессиональных школ. И профессиональные и общеобразовательные школы стали более самостоятельными в распоряжении средствами; появилось больше муниципальных программ, например, программа поддержки молодых учителей. Переход на новую модель управления позволил охватить большее количество детей системой дошкольного образования – в каждом селе Самарской области сегодня действует как минимум один детский сад. Дети старшего возраста занимаются в хорошо оснащенных школах и образовательных центрах, куда их доставляют специальным транспортом. В Самарской области лучше, чем во многих других регионах страны, развита и система дополнительного образования: более 80 процентов детей посещают соответствующие учреждения. Так работает модель у нас. И есть основания предполагать, что ее возьмут на вооружение в других регионах. В администрациях Астраханской, Кировской и Сахалинской областей уже приняли решение о вхождении в эксперимент».
По некоторым данным, примеру названных территорий готовы последовать в Ульяновской области и в Татарстане. Но очень может быть, что и этими регионами список не ограничится. В конференции приняли участие представители 30 субъектов РФ, и включала она не только теоретическую часть. Людей не просто убеждали в необходимости создания системы образования, адаптированной к новой политической, экономической и социокультурной ситуации, но и предоставили им возможность посмотреть, как такая система функционирует: как структурированы и работают территориальные управления областного Министерства образования, как организована деятельность входящих в округ образовательных учреждений, как строятся отношения с потребителями образовательных услуг, муниципальными властями и общественностью. Такой регламент форума воодушевил директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Исаака Калину на комплимент региону. «В России немного проходит конференций, где обсуждается не только идеология, но и технологии. Где отвечают не только на вопрос «что делать?», но и «как?». Самарской области удается проводить такие конференции, с удовлетворением отметил гость в приветственном слове.
Специалист в области образовательных инноваций Т.Н. Трофимова, делегированная на конференцию Национальным фондом подготовки кадров, придерживается аналогичного мнения. «Самара, – призналась она, – это та среда, в которой очень просто говорить о модернизации управления. Здесь уже сформировался корпус управленцев на всех уровнях, от учебного заведения до областной администрации, которые не по наслышке, не из теоретических публикаций, а из собственной практики знают, что такое реформа управления образованием, зачем ее начинают, какие проблемы подстерегают на этом пути и как их можно преодолеть».
С управленцами нового типа участники конференции знакомились в трех образовательных округах – Поволжском, Юго-Западном и Юго-Восточном.
Комментарии