«Дорогая Саша!» Хотя кто знает, как будут обращаться ко мне в будущем. Впрочем, в данном случае это не важно. Важно другое: для чего я, крайне занятой, уставший молодой учитель, решила написать письмо самой себе в будущем? Чтобы оставить в памяти то, что мне всегда казалось самым важным в жизни учителя: живое, непосредственное впечатление от своей работы, от школы, от учеников. Окрыленность и наивность первых шагов, которые ведут не только к ошибкам, но и к озарениям, к тем вдохновенно проведенным урокам, которые навсегда остаются в памяти учителя и детей.
Год назад я окончила педагогический колледж и через несколько месяцев впервые вошла в класс как учитель. И не просто учитель, а первая учительница для мальчиков и девочек, которые с испугом, ожиданием и доверием смотрели на меня. Вот это выражение доверчивости на их лицах и стало главной помощью мне в первые дни. Не подвести их, сделать их первые шаги в школе радостными, интересными стало главным для меня в тот год. «Саша, я надеюсь, что и там, в будущем, именно это главное для тебя!». Так мои первоклассники научили меня стараться. Каждое утро моего рабочего дня начинается в 5.30. И как бывает непросто встать, собраться в хорошем настроении! От усталости иногда мне кажется, что ничего не хочется, ничего не получится. Но когда я прихожу в школу, уже с порога слышу: «Здравствуйте, Александра Владимировна!», вижу улыбки ребят, настроение меняется, проблемы не кажутся такими страшными. В классе ребята показывают мне свои работы, достижения, начинают рассказывать свои истории… Звенит звонок. И я чувствую, что нужна здесь и сейчас. Кто же, если не я? Появляются силы и радость. Так мои ученики научили меня радоваться каждому дню. Шли дни. Я узнала, что мои ученики могут опоздать, заговорить прямо на уроке, подраться на перемене… Злая и уставшая, я сказала маме, что у меня опустились крылья, пропало вдохновение. В ответ мама сказала мне: «К детям нужно идти честно и прямо, точно зная, чего ты хочешь, какая цель у каждого твоего урока. А вдохновения ищи не у себя, а у них. Дети – твои учителя так же, как ты – их учитель. Так же, как отец и мать не только растят своих детей, но и растут вместе с ними». Так мои дети научили меня терпению. В конце первого учебного года я мечтала об одном: отдохнуть от школьного шума, от ежедневной ответственности… А к концу июля поняла, что мне снятся мои ученики, что представляю, как много они расскажут мне первого сентября, как изменятся они, повзрослеют. Оставшееся время отпуска я старалась набраться как можно больше новых впечатлений, внимательно слушала интересные передачи, вчитывалась в методическую литературу, чтобы вырасти вместе с моими учениками за лето. Так мои ученики научили меня расти над собой. «Я уже заканчиваю свое письмо, Саша. Письмо к себе в будущем. И знаешь, на что я крепко надеюсь? На то, что ты учитель. Что ты с радостью идешь в класс, где ждут тебя твои ученики. Что они с доверием и интересом слушают тебя, не важно, первоклассники они или выпускники. Надеюсь, что ни один твой ученик не услышал от тебя хамского замечания, грубого окрика, пошлости». Я хочу запомнить то, что сказала мне мама: «Наши ученики – это и наши учителя». Меня они учат главному в этой жизни, тому, что требует старания, терпения, работе и росту над собой, и что в ответ дарит нам вдохновение и радость, когда все получается: они учат меня любить… Хочу запомнить то родительское собрание, которое было дано мне как поддержка, как знак, что я на верном пути. В тот вечер родители моих первоклассников, поздравляя с окончанием первого учебного года, неожиданно для меня начали аплодировать. Мне трудно было совладать с эмоциями. Ни разу на протяжении трудного первого года я не чувствовала настоящего удовлетворения от своей работы. И теплая, так ярко выраженная благодарность родителей, которой я не ожидала, явилась для меня важной поддержкой. Так мои ученики научили меня доверять. Уже светает. Скоро звон будильника скажет мне: «Пора собираться в школу!» В который раз проверю свой портфель, книги в нем, проверю аккуратность прически, костюма. Ведь я учитель. И я иду учиться. Александра МИХАЙЛОВА, учитель начальных классов школы №1284
Комментарии