В целом к идее «школы полного дня» я отношусь положительно. Но считаю, что такие школы должны создаваться там, где в них возникает острая необходимость. Пребывание в такой школе не может быть, на мой взгляд, обязательной составляющей обучения для всех – у родителей должно быть право решать, где ребенок будет находиться во второй половине дня: дома, в школе, в каких-то учреждениях дополнительного образования.
Что касается введения «школ полного дня» в Москве, то я расцениваю это пока только как региональный эксперимент, подкрепленный финансированием из регионального бюджета.
Работа по созданию «школ полного дня» имеет много плюсов. Например, в подростковом возрасте ученик начинает чувствовать себя относительно независимо, а если учесть, что родители в основной массе большую часть своего времени заняты на работе, то, конечно, очень важно сконструировать в школе некий оазис, где ребенок будет чувствовать себя комфортно, создать обстановку, в которой можно будет защитить его права.
Но тут возникает логичный вопрос: а насколько полно изучены интересы ребенка, не получится ли, что ему навязывают то, что считают необходимым взрослые, не сведется ли все только к выполнению домашних заданий, к пресловутой «продленке»? Иными словами, нам еще предстоит выстроить оптимальную модель «школы полного дня». Убежден, что Москве такая задача по силам.
Столица пытается соединить образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования в одной «школе полного дня». На мой взгляд, это оправдано, потому что многие учреждения дополнительного образования, даже если они сохранились, находятся часто на периферии интересов детей. Ребенку проще прийти на такие занятия в школу, где он бывает каждый день, где у него есть друзья, где он знает педагогов, где нет никаких внешних преград, которые бы могли сдерживать его творческое развитие. В этом смысле «школа полного дня», на мой взгляд, вполне пригодная форма самовыражения и самоутверждения для каждого ученика.
Что я считаю минусом в такой школе, так это форму выполнения хорошо поставленных задач. Иными словами, нужно оценивать, насколько выбранные формы выполнения поставленных задач смогут «привязать» ребят к школе, насколько те смогут реализоваться как личности, насколько адекватно и быстро каждый из них найдет занятие, интересное только ему. Сказать, что все это будет достигнуто сразу, я не могу. Все это может получиться только в результате очень напряженной, планомерной, длительной работы, экспериментальной работы.
Есть и еще один важный момент: сокращается количество детей, обучающихся в школе, в связи с демографической ситуацией, высвобождается значительное число учителей. Хорошо известно, что учителя во многом привязаны к учебным часам, а найти дополнительные часы в рамках учебного времени сегодня невозможно, значит, мы должны помочь им, сориентировать их, найти эти часы во второй половине дня, которые помогут сохранить учительский состав. Мне кажется, что в ближайшем будущем все же демографический кризис будет преодолен, снова потребуются учителя в значительном количестве, нам важно не потерять их сегодня, сохранить до лучших времен.
Сама форма «школы полного дня» потребует совершенно иного педагога. Поэтому мы должны соответствующим образом готовить к работе в такой школе студентов педвузов, но главным образом массово переподготовить учителей, повысить их квалификацию. Нам придется предложить совершенно иные формы переподготовки учителя, поскольку мы должны будем работать с теми учителями, которые имеют опыт работы, вводить какие-то новые специальности в педвузах под потребность в них учебных заведений, в частности, таких, как «школа полного дня».
Но нам надо будет и по-другому строить работу с родителями. Родители должны четко представлять, зачем ребенок остается в «школе полного дня». Если опять мамы и папы окажутся не включенными в эту систему, успеха не будет. Включение родителей в образовательный и воспитательный процесс, кстати, значительно отстает от этого процесса в развитых странах, где родителей вовлекают в эту работу значительно интенсивнее.
Комментарии