search
main
0

«Сам себе юрист». Образовательная игра

I конкурс «Школьное право». Команды получают «Контрольные листы», разделенные на две части: 1. Решают учащиеся и (или) родители (необходимо их согласие; имеют право выбора). 2. Решают (имеют право требовать) педагоги, педагогический коллектив, администрация школы.

А) выбор формы обучения;

Б) создание в школе организационных структур политических партий;

В) занятия по военной подготовке;

Г) перевод ученика в специальный (коррекционный) класс для учащихся с отклонениями в развитии;

Д) составление учебных программ (набор изучаемых предметов, количество часов на их изучение);

Е) выбор методик (методов) обучения и воспитания;

Ж) выбор учебников и учебных пособий;

З) сбор денег на проведение ремонта школы;

И) выбор учителя или классного руководителя;

К) посещение учениками учебных занятий (уроков);

Л) участие учеников во внеклассных мероприятиях;

М) привлечение учащихся к уборке кабинетов, школы, субботникам;

Н) вступление учеников в общественные организации;

О) желание родителей присутствовать на уроке;

П) желание родителей присутствовать на педсовете.

Командам необходимо вписать в столбики буквы (от «А» до «П»), которым соответствуют права, перечисленные в таблице: в первый столбик – права учащихся и родителей, во второй столбик – права учителей, педагогического коллектива, администрации школы. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждую правильно вписанную букву команда получает 0,5 балла. За каждую неверно вписанную букву из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в задании 15 букв (прав). Одно право (под буквой «Б») не вписывается ни в один столбик, так как создание в школе организационных структур политических партий вообще запрещено российским законодательством. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 7 баллов.

Ответ. 1 столбик: А, В, Г, З, Л, М, Н; 2 столбик: Д, Е, Ж, И, К, Н, О, П.

II конкурс. «Может – не может»

Команды получают карточки, на которых напечатаны различные правомочия гражданина. Необходимо выбрать карточки с теми действиями, которые по закону имеет право совершать 16-летний гражданин без согласия родителей. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 0,5 балла. За каждую неверно выбранную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в наборе присутствует 12 карточек, из них «правильных» – 8 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4 балла.

Действия:

1) купить мотоцикл;

2) продать мотоцикл;

3) прогулять стипендию с друзьями;

4) заложить в ломбард свои золотые сережки;

5) продать свой CD-плейер;

6) открыть счет в банке;

7) зарегистрировать авторское право на компьютерную программу;

8) заключить авторский договор на публикацию своих стихов и получить за это гонорар;

9) быть председателем кооператива;

10) вступить в брак;

11) работать по трудовому договору;

12) обучаться вождению автомобиля на дорогах.

Ответ: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

III конкурс. «Права призывника»

Команды получают набор карточек с категориями граждан. Необходимо выбрать те из них, которые не подлежат призыву на военную службу (освобождены от призыва на военную службу). Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждую правильно выбранную карточку (категорию граждан) команда получает 0,5 балла. За каждую неверно выбранную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в наборе присутствует 20 карточек, из них «правильных» – 12 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 6 баллов.

Категории граждан:

1) граждане старше 25 лет;

2) граждане старше 27 лет;

3) граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья;

4) граждане, прошедшие военную службу в Российской Федерации;

5) граждане, прошедшие военную службу в другом государстве;

6) граждане, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

7) граждане, обучающиеся в высших учебных заведениях;

8) граждане, окончившие высшие учебные заведения;

9) граждане, заключившие брак;

10) граждане, имеющие ученую степень кандидата наук;

11) граждане, имеющие ученую степень доктора наук;

12) граждане, являющиеся сыновьями военнослужащих, погибших при исполнении военной службы;

13) граждане, являющиеся братьями военнослужащих, погибших при исполнении военной службы;

14) учителя и врачи, работающие в сельской местности;

15) граждане, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет;

16) граждане, имеющие двух и более детей;

17) граждане, воспитывающие ребенка без матери;

18) граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

19) граждане, в отношении которых ведется следствие;

20) граждане, имеющие неснятую судимость за совершение преступления.

Ответ. 2, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 20.

IV конкурс. «Нарушение общественного порядка»

Команды получают карточки с правовой задачей. После описания ситуации следуют три вопроса, на которые командам необходимо письменно ответить. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильные ответы команды получают: вопрос № 1 – 1 балл; вопрос № 2 – 1 балл; вопрос №3 – 2 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4 балла.

Задача. В день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина и Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждения прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурной бранью, оскорбляли людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в районный отдел милиции и составил протокол, указав, что они нарушали в общественном месте общественный порядок и спокойствие граждан.

Вопросы:

1) Какое правонарушение совершили ребята?

2) К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

3) Будет ли одинаковой для всех мера наказания?

Ответы:

1) Мелкое хулиганство.

2) Административная ответственность.

3) Нет, мера наказания будет разной. Хисмеев будет нести ответственность в полной мере, так как достиг возраста наступления административной ответственности (16 лет).

V конкурс. «Гражданство»

Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо ответить на вопрос: «Являются ли гражданами России следующие люди?» – выбрав соответствующие карточки, отвечающие на поставленный вопрос. Время на выполнение задания – 2 минуты. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. За каждую неверно выбранную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 1 балл. Всего «правильных» карточек – 2. Команда может получить дополнительно 3 балла, если правильно обоснует свой ответ. Таким образом, максимальное количество баллов, которые команды могут получить в этом конкурсе, – 5.

Ситуации (карточки):

1) Немцы, проживавшие в Саратовской области и в 1987 году выехавшие в Германию на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.

2) Украинцы, проживавшие в Татарстане и в 1990 году выехавшие в Украину на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.

3) Грузины, проживавшие в Астраханской области и в 1992 году выехавшие в Грузию на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.

4) Евреи, проживавшие в Краснодарском крае и в 1995 году выехавшие в Израиль на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.

Ответ: Карточки №3 и №4. Согласно Закону РФ «О гражданстве» от 28 ноября 1991 года гражданами России признаны все граждане СССР, постоянно проживавшие в России на день вступления в силу Закона «О гражданстве», если в течение 1 года после этого дня они не заявляли о своем нежелании состоять в гражданстве РФ).

VI конкурс. «Исчезновение денег»

Команды получают карточки с правовой задачей. После описания ситуации следуют три вопроса, на которые командам необходимо письменно ответить. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильные ответы команды получают: вопрос №1 – 1 балл; вопрос №2 – 1 балл; вопрос №3 – 2 балла; вопрос №4 – 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которые команды могут получить в этом конкурсе, – 5 баллов.

Задача. Метелин и Зайцев, купив спиртные напитки, пришли к Перепелицыну. После их ухода Перепелицын обнаружил исчезновение денег, которые находились в кармане пальто, и сообщил в милицию. Метелин и Зайцев были задержаны. При личном обыске у Зайцева был обнаружен бумажник с деньгами, который Перепелицын опознал как свой. В процессе следствия выяснилось, что Зайцев, когда один выходил на лестничную площадку покурить, в прихожей обшарил карманы пальто, нашел бумажник с деньгами и забрал его, предполагая позднее поделиться с Метелиным.

3) Будет ли одинаковой для обоих мера наказания?

4) Есть ли в их действиях предварительный сговор?

1) Кража.

2) Уголовная ответственность.

3) Нет. К уголовной ответственности будет привлечен только Зайцев. Метелин не совершал преступления.

4) Предварительного сговора не было.

VII конкурс. «Зачеркни лишнее»

Командам предлагаются листочки с текстом, в котором представлены варианты ответов на вопросы:

Кого и что защищает международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта?

Какие ограничения оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны? В ответах на эти вопросы (вторая колонка) необходимо зачеркнуть те варианты, которые не соответствуют сущности международного гуманитарного права. Время на выполнение задания – 2 минуты. За каждую правильно зачеркнутую категорию команда получает 0,5 балла. За каждую неверно зачеркнутую категорию из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в таблице упомянуто 12 неверных категорий. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 6 баллов.

Международное гуманитарное право

Защищает:

раненых, военнопленных, потерпевших кораблекрушение, медицинский персонал, священнослужителей, гражданское население;

Больницы, военные госпитали, жилые дома, школы, церкви, мечети.

Запрещает:

виды оружия: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, противопехотные мины, бактериологическое оружие, токсинное оружие;

методы ведения военных действий: вероломство.

VIII конкурс. «Мое и наше»

Командам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо за 2 минуты разложить эти карточки в две стопки: 1) имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно – «наше»); 2) имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно – «мое»). За каждую правильно разложенную карточку команда получает 0,3 балла. За каждую неверно разложенную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,3 балла. Всего 16 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4,8 балла.

Карточки должны быть разложены следующим образом:

«Наше»:

доходы супруга от трудовой деятельности во время брака;

доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака;

гонорар за опубликованную книгу супруга во время брака;

пенсия супруга во время брака;

пособие по уходу за ребенком во время брака;

денежный вклад на имя супруга, открытый во время брака;

доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака;

соболья шуба жены, приобретенная во время брака;

бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака.

«Мое»:

машина, приобретенная супругом до вступления в брак;

фирма супруга, основанная до вступления в брак;

телевизор, полученный супругом в подарок во время брака;

дом, полученный супругом по наследству во время брака;

электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака;

туфли супруга, приобретенные во время брака;

пальто супруга, приобретенное во время брака.

IX конкурс.

«Вставь пропущенное слово»

Команды получают карточки с отрывком из труда Джона Локка «О правах человека и гражданском обществе», в котором пропущено слово. Необходимо вписать пропущенное слово. Время на выполнение задания – 1 минута. За правильный ответ команда получает 3 балла.

Текст. «Если человек в естественном состоянии так свободен, если он абсолютный господин своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный, то почему расстается он со своей свободой, почему отказывается он от этой империи и подчиняет себя власти и руководству какой-то другой силы?

Потому-то великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ________» (Джон Локк «О правах человека и гражданском обществе»).

Ответ: собственность.

X конкурс. «Детектив»

Перед командами разыгрывается сценка с участием детектива Мегрэ. Затем командам выдаются карточки с рисунком и вопросом. Время на обсуждение – 1 минута. За правильный ответ команды получают 2 балла.

Сценка.

– Наконец-то вы пришли, господа! – воскликнул Барбье, увидев входящих Мегрэ и Люкаса. – Умоляю, освободите меня поскорее! Мои силы уже на исходе… Какой-то негодяй ворвался ночью в квартиру, связал меня и похитил все драгоценности жены. О, бедняжка этого не перенесет! Правда, мы застрахованы, но как хотелось бы, чтобы вы нашли все похищенное до ее приезда… Бедняжка…

– Она давно уехала? – спросил Мегрэ.

– Вчера… О, какой это будет для нее удар!

– Люкас, развяжи, – буркнул Мегрэ. Освобожденный Барбье взволнованно заходил по комнате.

– Это было ужасно! Представьте себе, комиссар, мое положение… Проходил час за часом – и никого, кто бы пришел на помощь! Рано утром я услышал, как почтальон просунул газету в дверную щель… Я крикнул ему, чтобы он позвонил в полицию. К счастью, он не забыл это сделать…

Мегрэ осмотрелся, затем выбил трубку о каблук и хмуро произнес:

– Вам известно, Барбье, что полагается за попытку обмануть страховую компанию? Наказание понесете не только вы, но и ваша жена, которая так тщательно привязала вас к стулу.

Почему Мегрэ пришел к такому выводу?

Ответ: Если бы почтальон просунул газету в дверную щель, она бы не оказалась на тумбочке у входа. Ситуация явно инсценирована.

Айдар АМИНОВ, учитель истории и обществознания, Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте