I конкурс «Школьное право». Команды получают «Контрольные листы», разделенные на две части: 1. Решают учащиеся и (или) родители (необходимо их согласие; имеют право выбора). 2. Решают (имеют право требовать) педагоги, педагогический коллектив, администрация школы.
А) выбор формы обучения;
Б) создание в школе организационных структур политических партий;
В) занятия по военной подготовке;
Г) перевод ученика в специальный (коррекционный) класс для учащихся с отклонениями в развитии;
Д) составление учебных программ (набор изучаемых предметов, количество часов на их изучение);
Е) выбор методик (методов) обучения и воспитания;
Ж) выбор учебников и учебных пособий;
З) сбор денег на проведение ремонта школы;
И) выбор учителя или классного руководителя;
К) посещение учениками учебных занятий (уроков);
Л) участие учеников во внеклассных мероприятиях;
М) привлечение учащихся к уборке кабинетов, школы, субботникам;
Н) вступление учеников в общественные организации;
О) желание родителей присутствовать на уроке;
П) желание родителей присутствовать на педсовете.
Командам необходимо вписать в столбики буквы (от «А» до «П»), которым соответствуют права, перечисленные в таблице: в первый столбик – права учащихся и родителей, во второй столбик – права учителей, педагогического коллектива, администрации школы. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждую правильно вписанную букву команда получает 0,5 балла. За каждую неверно вписанную букву из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в задании 15 букв (прав). Одно право (под буквой «Б») не вписывается ни в один столбик, так как создание в школе организационных структур политических партий вообще запрещено российским законодательством. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 7 баллов.
Ответ. 1 столбик: А, В, Г, З, Л, М, Н; 2 столбик: Д, Е, Ж, И, К, Н, О, П.
II конкурс. «Может – не может»
Команды получают карточки, на которых напечатаны различные правомочия гражданина. Необходимо выбрать карточки с теми действиями, которые по закону имеет право совершать 16-летний гражданин без согласия родителей. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 0,5 балла. За каждую неверно выбранную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в наборе присутствует 12 карточек, из них «правильных» – 8 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4 балла.
Действия:
1) купить мотоцикл;
2) продать мотоцикл;
3) прогулять стипендию с друзьями;
4) заложить в ломбард свои золотые сережки;
5) продать свой CD-плейер;
6) открыть счет в банке;
7) зарегистрировать авторское право на компьютерную программу;
8) заключить авторский договор на публикацию своих стихов и получить за это гонорар;
9) быть председателем кооператива;
10) вступить в брак;
11) работать по трудовому договору;
12) обучаться вождению автомобиля на дорогах.
Ответ: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12.
III конкурс. «Права призывника»
Команды получают набор карточек с категориями граждан. Необходимо выбрать те из них, которые не подлежат призыву на военную службу (освобождены от призыва на военную службу). Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждую правильно выбранную карточку (категорию граждан) команда получает 0,5 балла. За каждую неверно выбранную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в наборе присутствует 20 карточек, из них «правильных» – 12 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 6 баллов.
Категории граждан:
1) граждане старше 25 лет;
2) граждане старше 27 лет;
3) граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья;
4) граждане, прошедшие военную службу в Российской Федерации;
5) граждане, прошедшие военную службу в другом государстве;
6) граждане, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
7) граждане, обучающиеся в высших учебных заведениях;
8) граждане, окончившие высшие учебные заведения;
9) граждане, заключившие брак;
10) граждане, имеющие ученую степень кандидата наук;
11) граждане, имеющие ученую степень доктора наук;
12) граждане, являющиеся сыновьями военнослужащих, погибших при исполнении военной службы;
13) граждане, являющиеся братьями военнослужащих, погибших при исполнении военной службы;
14) учителя и врачи, работающие в сельской местности;
15) граждане, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет;
16) граждане, имеющие двух и более детей;
17) граждане, воспитывающие ребенка без матери;
18) граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
19) граждане, в отношении которых ведется следствие;
20) граждане, имеющие неснятую судимость за совершение преступления.
Ответ. 2, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 20.
IV конкурс. «Нарушение общественного порядка»
Команды получают карточки с правовой задачей. После описания ситуации следуют три вопроса, на которые командам необходимо письменно ответить. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильные ответы команды получают: вопрос № 1 – 1 балл; вопрос № 2 – 1 балл; вопрос №3 – 2 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4 балла.
Задача. В день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина и Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждения прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурной бранью, оскорбляли людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в районный отдел милиции и составил протокол, указав, что они нарушали в общественном месте общественный порядок и спокойствие граждан.
Вопросы:
1) Какое правонарушение совершили ребята?
2) К какому виду ответственности относится данное правонарушение?
3) Будет ли одинаковой для всех мера наказания?
Ответы:
1) Мелкое хулиганство.
2) Административная ответственность.
3) Нет, мера наказания будет разной. Хисмеев будет нести ответственность в полной мере, так как достиг возраста наступления административной ответственности (16 лет).
V конкурс. «Гражданство»
Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо ответить на вопрос: «Являются ли гражданами России следующие люди?» – выбрав соответствующие карточки, отвечающие на поставленный вопрос. Время на выполнение задания – 2 минуты. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. За каждую неверно выбранную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 1 балл. Всего «правильных» карточек – 2. Команда может получить дополнительно 3 балла, если правильно обоснует свой ответ. Таким образом, максимальное количество баллов, которые команды могут получить в этом конкурсе, – 5.
Ситуации (карточки):
1) Немцы, проживавшие в Саратовской области и в 1987 году выехавшие в Германию на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.
2) Украинцы, проживавшие в Татарстане и в 1990 году выехавшие в Украину на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.
3) Грузины, проживавшие в Астраханской области и в 1992 году выехавшие в Грузию на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.
4) Евреи, проживавшие в Краснодарском крае и в 1995 году выехавшие в Израиль на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства.
Ответ: Карточки №3 и №4. Согласно Закону РФ «О гражданстве» от 28 ноября 1991 года гражданами России признаны все граждане СССР, постоянно проживавшие в России на день вступления в силу Закона «О гражданстве», если в течение 1 года после этого дня они не заявляли о своем нежелании состоять в гражданстве РФ).
VI конкурс. «Исчезновение денег»
Команды получают карточки с правовой задачей. После описания ситуации следуют три вопроса, на которые командам необходимо письменно ответить. Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильные ответы команды получают: вопрос №1 – 1 балл; вопрос №2 – 1 балл; вопрос №3 – 2 балла; вопрос №4 – 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которые команды могут получить в этом конкурсе, – 5 баллов.
Задача. Метелин и Зайцев, купив спиртные напитки, пришли к Перепелицыну. После их ухода Перепелицын обнаружил исчезновение денег, которые находились в кармане пальто, и сообщил в милицию. Метелин и Зайцев были задержаны. При личном обыске у Зайцева был обнаружен бумажник с деньгами, который Перепелицын опознал как свой. В процессе следствия выяснилось, что Зайцев, когда один выходил на лестничную площадку покурить, в прихожей обшарил карманы пальто, нашел бумажник с деньгами и забрал его, предполагая позднее поделиться с Метелиным.
3) Будет ли одинаковой для обоих мера наказания?
4) Есть ли в их действиях предварительный сговор?
1) Кража.
2) Уголовная ответственность.
3) Нет. К уголовной ответственности будет привлечен только Зайцев. Метелин не совершал преступления.
4) Предварительного сговора не было.
VII конкурс. «Зачеркни лишнее»
Командам предлагаются листочки с текстом, в котором представлены варианты ответов на вопросы:
Кого и что защищает международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта?
Какие ограничения оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны? В ответах на эти вопросы (вторая колонка) необходимо зачеркнуть те варианты, которые не соответствуют сущности международного гуманитарного права. Время на выполнение задания – 2 минуты. За каждую правильно зачеркнутую категорию команда получает 0,5 балла. За каждую неверно зачеркнутую категорию из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,5 балла. Всего в таблице упомянуто 12 неверных категорий. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 6 баллов.
Международное гуманитарное право
Защищает:
раненых, военнопленных, потерпевших кораблекрушение, медицинский персонал, священнослужителей, гражданское население;
Больницы, военные госпитали, жилые дома, школы, церкви, мечети.
Запрещает:
виды оружия: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, противопехотные мины, бактериологическое оружие, токсинное оружие;
методы ведения военных действий: вероломство.
VIII конкурс. «Мое и наше»
Командам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо за 2 минуты разложить эти карточки в две стопки: 1) имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно – «наше»); 2) имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно – «мое»). За каждую правильно разложенную карточку команда получает 0,3 балла. За каждую неверно разложенную карточку из зачета команды (набранного количества баллов в данном конкурсе) вычитается 0,3 балла. Всего 16 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4,8 балла.
Карточки должны быть разложены следующим образом:
«Наше»:
доходы супруга от трудовой деятельности во время брака;
доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака;
гонорар за опубликованную книгу супруга во время брака;
пенсия супруга во время брака;
пособие по уходу за ребенком во время брака;
денежный вклад на имя супруга, открытый во время брака;
доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака;
соболья шуба жены, приобретенная во время брака;
бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака.
«Мое»:
машина, приобретенная супругом до вступления в брак;
фирма супруга, основанная до вступления в брак;
телевизор, полученный супругом в подарок во время брака;
дом, полученный супругом по наследству во время брака;
электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака;
туфли супруга, приобретенные во время брака;
пальто супруга, приобретенное во время брака.
IX конкурс.
«Вставь пропущенное слово»
Команды получают карточки с отрывком из труда Джона Локка «О правах человека и гражданском обществе», в котором пропущено слово. Необходимо вписать пропущенное слово. Время на выполнение задания – 1 минута. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Текст. «Если человек в естественном состоянии так свободен, если он абсолютный господин своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный, то почему расстается он со своей свободой, почему отказывается он от этой империи и подчиняет себя власти и руководству какой-то другой силы?
Потому-то великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ________» (Джон Локк «О правах человека и гражданском обществе»).
Ответ: собственность.
X конкурс. «Детектив»
Перед командами разыгрывается сценка с участием детектива Мегрэ. Затем командам выдаются карточки с рисунком и вопросом. Время на обсуждение – 1 минута. За правильный ответ команды получают 2 балла.
Сценка.
– Наконец-то вы пришли, господа! – воскликнул Барбье, увидев входящих Мегрэ и Люкаса. – Умоляю, освободите меня поскорее! Мои силы уже на исходе… Какой-то негодяй ворвался ночью в квартиру, связал меня и похитил все драгоценности жены. О, бедняжка этого не перенесет! Правда, мы застрахованы, но как хотелось бы, чтобы вы нашли все похищенное до ее приезда… Бедняжка…
– Она давно уехала? – спросил Мегрэ.
– Вчера… О, какой это будет для нее удар!
– Люкас, развяжи, – буркнул Мегрэ. Освобожденный Барбье взволнованно заходил по комнате.
– Это было ужасно! Представьте себе, комиссар, мое положение… Проходил час за часом – и никого, кто бы пришел на помощь! Рано утром я услышал, как почтальон просунул газету в дверную щель… Я крикнул ему, чтобы он позвонил в полицию. К счастью, он не забыл это сделать…
Мегрэ осмотрелся, затем выбил трубку о каблук и хмуро произнес:
– Вам известно, Барбье, что полагается за попытку обмануть страховую компанию? Наказание понесете не только вы, но и ваша жена, которая так тщательно привязала вас к стулу.
Почему Мегрэ пришел к такому выводу?
Ответ: Если бы почтальон просунул газету в дверную щель, она бы не оказалась на тумбочке у входа. Ситуация явно инсценирована.
Айдар АМИНОВ, учитель истории и обществознания, Казань
Комментарии