search
main
0

Сам себе воспитатель,. или Стимулирование самовоспитания юного исследователя

Существенным аспектом воспитания юного исследователя должен стать аспект стимулирования его самовоспитания. Ребенок, только научившийся говорить, одним из первых слов говорит: «Я САМ!» У подростков – вообще повальное (но, увы, стихийное) увлечение самоусовершенствованием. Нередко оно начинается с неудовлетворенности своим «я». В юношеском возрасте наступает период системного, целенаправленного саморазвития.

Здесь очень важно обратить внимание на позитивную сторону «я», чтобы вызвать к жизни потребность развивать свои потенциальные возможности. «Уважаю себя, ибо считаю себя человеком интеллектуально развитым, общительным, духовно богатым и стремящимся развивать себя» (Лена Л.).Научению воспитанников приемам самопознания способствует использование многообразных методик: анкет, опросников, тестов, различных методов эмпирического изучения учащихся. При этом все они естественно «вплетаются» в ткань учебно-воспитательного процесса.Очень важно научить взрослеющего человека постановке цели самовоспитания: составлению конкретной программы на месяц, год, несколько лет, на всю жизнь; очерчиванию круга идеалов; составлению своих правил, которым следую. Рефлекс цели – одно из ярко выраженных человеческих проявлений. Особенно когда возникают препятствия к достижению цели. При этом формируется характер. Достигнув цели, человек получает истинное удовлетворение и наслаждение.Обучение методам и приемам самовоспитания предполагает научение воспитанников составлению собственной программы саморазвития. Ведению дневника и календаря-ежедневника (записи о событиях, их анализ, задания самому себе, их выполнение, анализ хода самовоспитания). Составлению самообязательств на месяц, год, несколько лет (как своеобразные ступеньки восхождения к саморазвитию). Написанию «писем самому себе».Развитие воли как задача методики самовоспитания предполагает психологический настрой: «Я могу. У меня получится. Это надо сделать. Я способен». Упражнения в преодолении трудностей – осознанные, требующие волевых усилий. Внедрению этих приемов способствует и стимулирование самостоятельной научно-исследовательской работы.Обучение воспитанников конкретным приемам самовоспитания: самонаблюдение, самоопределение, самооценка, самоотчет, самовнушение, самоорганизация, самонастрой, самоприказ, саморегуляция. И как итог – самоконтроль и самоанализ. Анализ прожитого дня, недели, месяца, года; отношений с людьми; самооценка самовоспитания, его корректировка и подкрепление.Есть приемы воздействия на себя, которые могут использовать руководители юных исследователей. Жадность жизни (не денег, а духовного – книг, картин, музыки, природы, общения с людьми). «Удивленность» (любые явления жизни воспринимать с удивлением и восторженностью). Взращивание любви к себе как ценности. Оптимизация (себя, своих дел, окружающих явлений…), авансирование своих возможностей, положительное подкрепление.В практике работы со старшеклассниками (в том числе и в МАН «Интеллект будущего») пользуется востребованностью авторский курс «Человековедение» как руководство по самопознанию и самовоспитанию.Людмила МАЛЕНКОВА, профессор, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте