search
main
0

Сам себе сказочник. Детскую литературу хоронить рано

Воспоминания о дореволюционной и советской школе остались с нами навсегда. Бессмертие им обеспечили замечательные писатели: Елизавета Водовозова и Александра Бруштейн, Валентин Катаев и Леонид Пантелеев, Виктор Драгункин и Владислав Крапивин. О чем думали и мечтали подростки ушедших времен, сегодня известно наверняка благодаря свидетельствам современников, не считавших зазорным вслух размышлять о таких «пустяках», как дружба и предательство, первая любовь и первая ненависть.

А что же современная школа? Неужели единственным художественным памятником ей останется одноименный сериал и через века  потомки будут искренне полагать, что в начале XXI столетия нашу страну населяли исключительно Богом обиженные извращенцы и наркоманы? Нет, конечно, все не так мрачно. Чудесные рассказы и повести о школе пишут и сегодня. И зрелые авторы, и совсем еще молодые, но уже достойные наследники пантеона детских классиков.Елена ГАБОВА. «Двойка» по поведению.  Школьные рассказы о любви и не только. Аквиллегия-М. Москва, 2012.Елена Габова вышла из литературной семьи:  дед ее известный коми писатель Николай Попов. Окончила сценарный факультет ВГИКа, переводила с коми на русский сочинения местных авторов, свои же повести и рассказы печатала в «Юности» и других прогрессивных по тем временам журналах. Судьба и критики всегда были к ней благосклонны: у Елены Васильевны множество литературных премий и наград. Сборник «Двойка» по поведению» – это одиннадцать рассказов и повесть «Зануда Дема», ровно дюжина живых картинок, выхваченных из потока повседневности. Все истории эти, как правило, о первой любви, несчастной в большинстве своем, потому как первой любви быть счастливой и не положено. Она может быть жадной, слепой и глухой, жестокой, легкомысленной, смелой и откровенной, но счастливой – почти никогда. Таков закон взросления. Чтобы узнать цену искренним отношениям, первым, с таким трудом добытым и отвоеванным, чувством скорее всего придется пожертвовать. Поначалу  кажется, что все эти Кати и Сережи, Игори и Леры, представленные нам как современные подростки из соседнего двора, на самом деле родом из далеких уже 70-х, а то и 60-х. Причиной тому, с одной стороны, авторский язык – образный, правильный, каким сегодняшнюю реальность описывать весьма затруднительно. С другой – сама атмосфера историй – чистая, прохладная, в стиле ретро. По настроению рассказы Елены Габовой близки мелодраме «Школьный вальс», если помните такую. Для 1977 года это было очень смелое кинематографическое высказывание, теперь же на фоне накрывших нас куда более серьезных проблем ничего, кроме лирики, мы в нем уже и не замечаем. И все-таки многие герои сборника действительно наши современники. И не потому, что в карманах у них звенят мобильные телефоны, это как раз условность, мало к чему обязывающая деталь. Просто на мир они смотрят с той рациональностью, о которой не имели ни малейшего понятия их предшественники,  охотившиеся «за туманом и за запахом тайги». Ромка из рассказа «Золушка из семьи многодетных» долго мечется между двумя огнями: хорошенькой обеспеченной Танчей  и «неблагополучной» Райкой. Встречи с Танчей одобряет мама, дружбы с Райкой не понимает никто – «она же из этих, из многодетных алкоголиков». И Ромка сдается. И в отличие от Гоши Кораблева из «Школьного вальса» ни минуты об этом не жалеет. Потому что Танча – это рационально, объяснимо и правильно, а Райка – необъяснимо и абсурдно,  с такой безбедное будущее не построишь.  А Ромка, хоть и учится только в девятом классе, правила большой игры уже усвоил. В отличие от Кольки, одного из героев рассказа «Кое-что о телепатии», или Грея, мчащегося за автобусом в новелле «До завтра!». Те ничего не просчитывают. Они просто живут, дышат и любят. Как и положено в пятнадцать лет. Вне зависимости от того, при какой экономической системе их угораздило родиться. Анна ИГНАТОВА. Верю – не верю. Аквиллегия-М. Москва, 2012.Говорят, все хорошие сказки уже написаны. Анна Игнатова, в прошлом учитель русского языка и литературы, а нынче популярный детский писатель, поэт и страстный путешественник, взялась доказать обратное. Скорее всего, цели такой она себе не ставила, просто дала волю буйной фантазии, но вышло здорово. И смешно, и грустно, и в меру поучительно. Одним словом, настоящая сказочная повесть в лучших традициях жанра. Когда-то Джанни Родари придумал Джельсомино, мальчишку с необычайно громким голосом, попавшего в Страну лжецов. А Лешу Никитина, обычного питерского школьника, невесть каким ветром забросило в загадочный город Семи Сов, где все и всегда говорят только правду. О том, что такое ложь, обман, хитрость, здесь знать не знают, такая вот нравственная «мутация». И как, оказывается, это сложно – всегда называть вещи своими именами, не преувеличивать и не приукрашивать.  Леша чуть с ума не сошел, пока привыкал. Но в то же время это так прекрасно, когда тебе все верят, когда не надо доказывать, что ты – это ты, когда любое слово служит и справкой, и документом, и свидетельством! Поступив в местную школу, семиклассник Никитин едва тянет программу четвертого класса: с такой скоростью здесь учат и учатся. И не потому, что все вундеркинды, просто честные очень: «А ведь верно, сколько времени уходит у наших учителей на проверку домашнего задания. Каждый норовит сказать, что он все учил и готов к уроку, даже если не раскрывал учебника. Надеется на подсказку, тянет время до звонка. А здесь все просто. Учил? Да – да. Нет – нет. И учителя своим прямым делом занимаются, а не всякой фигней отчетной». Однако недоумение Леши ничто по сравнению с тем шоком, который испытала его новая подруга Ива, отправившаяся с ним в наш мир. Привыкнуть к правде можно, к бесконечному обману – куда сложнее. По мнению Анны Игнатовой, хорошая книга та, которую ребенок прячет под подушку, потому что читает допоздна. «Верю – не верю» именно такая, «подподушечная». Оторваться невозможно, честное слово. Потому что все тут удачно сошлось: безграничная выдумка, приключенческий сюжет, нужный градус чувствительности, едва заметные, но все же различимые тени писателей и литературных героев прошлого.  Кира Булычева и его Алисы Селезневой, например. И глубокая сказочная философия, конечно же: обман обману рознь. И ложь во спасение иногда может оказаться весьма кстати.Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ. Бамс! Сказка на ночь, или Пособие для начинающих сказочников. Самокат. Москва, 2012.Эта книга не совсем для детей. Хотя местами и для них тоже. Но ученый, писатель, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Анатолий Цирульников изначально посвятил ее все-таки родителям. Настоящим и будущим. Что нужно, чтобы отношения отцов и детей складывались сказочно? Правильно, с первых же дней не лениться и каждый вечер рассказывать чадам  сказки. Желательно собственного сочинения. Лучше смешные и нелепые, где принцы на березах мед собирают, а Баба-яга по кличке Зеленая, переодевшись Красной Шапочкой, доводит до белого каления Волка по имени Вэ. Тот аж решает из сказки уволиться. Наиглавнейшим героем этих небылиц обязательно должен быть сам ребенок. Чтобы за ним всегда последнее слово оставалось, последнее решение. Ведь именно так и зарождается в маленьком человеке вера в то, что выход даже из самых непростых ситуаций есть всегда. Автор, не скупясь, делится с читателями теми историями, что сам когда-то придумывал для своей дочки Юли. А попутно ищет ответ на вопрос, откуда берутся великие сказочники. Что за «бамс!» случился в жизни важного сановника при французском дворе Шарля Перро, домохозяйки Астрид Линдгрен, простой школьной учительницы Джоан Роулинг, серьезного переводчика Корнея Чуковского. Что оторвало их от земли, запустило в бескрайний космос выдумки и фантазии. Единого рецепта, конечно, нет. Кому-то помогли вечно крутившиеся под ногами любопытные дети, другим – воспоминания об одиноком, бесприютном прошлом, когда на помощь приходили лишь вымышленные друзья. Но в любом случае способность творить волшебные миры тихо дремлет в каждом из нас. Не у всех получится создать книги, выдерживающие миллионные тиражи. Но подружиться с собственным ребенком, убедить, что вы его надежная опора и защита, под силу каждому. Всего-то и нужно – смешная сказка перед сном. «Каждого из нас ожидает Ночь, такая темная и длинная. Но пока она не наступила, эта ночь без зажженных фонариков на снегу, без золотого июля с жужжанием пчелы, – будьте веселы и мудры, принимая с благодарностью, как подарок, эту сказку на ночь…»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте