search
main
0

Сам себе программист. Ученики 7-й копейской школы становятся IT-специалистами уже в 15 лет

У копейской средней школы №7 репутация самой продвинутой в округе в информационных технологиях. Во-первых, она давно является региональной апробационной площадкой для учебных материалов нового поколения, во-вторых, школа – ресурсный центр «Школьного университета» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. В-третьих, здесь постоянно придумывают что-то новое, связанное с использованием техники. В этом году они открыли свое школьное телевидение – первыми в округе.

Они вообще во многом первопроходцы – может быть, потому, что работают в самой молодой школе города (ей 15 лет). А еще учителя, несомненно, берут пример с главного двигателя прогресса, своего директора – Виктора Ивановича Яшукова. Так же мобильно, как он менял специализации – от музыки (13 лет проработал учителем музыки и сейчас еще играет на баяне) до технологии (Яшуков просто «прикрыл собой амбразуру», потому как не задерживаются в школе мужчины-технологи), директор решил обучить своих педагогов информационным технологиям. Сам он компьютер освоил в 1992 году, когда в ходу еще были громоздкие и несообразительные IBM-86, и практически сразу попытался заразить своим увлечением остальных. Был 1993 год – когда никаких ММЦ не было в помине и учителя не знали, как подойти к диковинной машине под названием ЭВМ. Педагоги поддались обаянию машин не сразу, так что директору пришлось сделать перерыв в несколько лет и повторить попытку с уже более совершенной техникой (кстати, собранной из запчастей, купленных на барахолке самим директором!).

Яшуков повторно посадил за парту всех «молодых» – педагогов до 45 лет, собрал все сведения из доступных тогда книг по информатике и стал читать лекции. Учителя все послушно записывали, как усердные ученики, в тетрадки. Постепенно прониклись, как утверждает Виктор Иванович. Скорее всего, поняли, что назад с таким директором пути нет. Тем более что как раз в это время Министерство образования объявило конкурс на участие в эксперименте по апробации новых электронных материалов. С тех пор педагоги 7-й школы где только не учились (похоже, они просто получают удовольствие от самого процесса познания) – в частности, на спецкурсах в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРе).

С ТУСУРом школа начала сотрудничество в 2004 году, а в этом году стала ресурсным центром для сетевого взаимодействия школ Копейска с образовательным центром «Школьный университет» для обучения учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов по информационно-технологическому профилю. На практике это означает, что ребята начиная с 8-го класса получают базовую специальность «пользователь ПК» и «оператор ПК». Дальше они уже выбирают специальности в зависимости от предпочтений – «программист», «менеджер электронного офиса» или «компьютерный дизайн». Успешно сдав все сессии – а ребята учатся по вузовской системе, – они получают соответствующие сертификаты и уже могут зарабатывать деньги сами (старшеклассники из 7-й устраиваются на лето в офисы, магазины)!

Школа не ставит своей целью готовить поголовно одних программистов и системных администраторов (хотя, несомненно, это очень популярные ныне специальности). В 7-й школе уверены, что знание компьютерных технологий пригодится всем ребятам и в обычной жизни – сделать презентацию к юбилею мамы или выстроить дизайн квартиры еще до ремонта…

Не говоря уж об очевидном и уже избитом, что без свободного владения компьютером сегодня просто никуда. Как и без знания иностранных языков. Кстати, их здесь изучают опять-таки с помощью вычислительной техники. С 2005 года школа очень активно апробирует цифровые образовательные ресурсы (из 5 инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые взялась проверить область, они работают с 4!). Необычное обучение – при помощи проекторов, интерактивных досок и ПК – захватило как начальную школу (там с малышами успешно работают учителя Юлия Демова и Виктория Рюб), так и средние, и старшие классы.

Взять хотя бы уроки иностранного языка: в прошлом учебном году восьмиклассники школы под руководством учителя английского языка Натальи Тиуновой апробировали ИУМК «Английская грамматика в упражнениях и диалогах», разработанный Марийским государственным техническим университетом в 2007 году (оцените свежесть методики!). Уроки проходят за компьютерами. Дети надевают наушники, просматривают и прослушивают «мультфильм» с различными персонажами, построенный в виде диалога. Затем они выполняют упражнения, по одному или в паре – между собой ребята общаются в чате (оказывается, и чатиться можно с пользой!), проверяют друг друга и отсылают выполненное задание на проверку учителю. Все плюсы таких уроков очевидны: ребятам интересно выполнять задания, они максимально погружаются в языковую и виртуальную среды и при этом общаются друг с другом, для учителя комплекс тоже очень удобен – весь материал уже подобран, продуман, кроме того, все ребята задействованы и занимаются в индивидуальном режиме.

В общем, не приходится удивляться, почему основное направление профильного обучения в старших классах здесь информационно-технологическое. Но про «лириков» в школе тоже не забыли – есть социально-гуманитарное направление, а также общеобразовательный класс. А как же – у детей должен быть выбор.

Это ключевое понятие для 7-й школы: в 10-11-х классах обучение детей в «Школьном университете» строится на основе индивидуальных учебных планов. Это необычная система организации рабочего процесса, позволяющая в режиме одного класса реализовать сразу 3 профиля. На отдельные предметы, например, на русский язык, дети расходятся по разным классам. Если ребенку нужен базовый уровень – он идет к одному учителю, если профильный – к другому. То же самое касается других предметов – математики, информатики и т.д.

– Это очень трудоемкий процесс в плане составления расписания, но мы идем на это, чтобы обеспечить ребенку выбор – он выбирает и учителя, и уровень, – пояснила замдиректора по информатизации Людмила Ердакова.

Но и помимо уроков у ребят здесь масса возможностей для самореализации. Можно, к примеру, попробовать себя в качестве ведущих и репортеров на школьном телевидении. К этому проекту школа подбиралась давно. Ведь директор увлекается не только компьютерами, но и видеосъемкой – он лично создал огромный к настоящему времени архив школы, да что там – он даже фильмы об учителях делал! Но Яшукова не устраивали их недостаточные технические возможности. Так что как только школа получила за инновационную деятельность грант президента в 1 миллион рублей, для будущей телестудии было закуплено необходимое полупрофессиональное оборудование. Творческие помощники Виктора Ивановича – Елена Рубинская (главный режиссер) и Галина Янбаева (редактор) – тут же подхватили и развили идею со школьным ТВ.

– Идея нашла горячий отклик у ребят, – поделилась с нами Елена Рубинская. – Мы провели опрос и выяснили, что им хотелось бы увидеть на своем ТВ те же передачи, которые волновали и нас, – КВН, «Любовь с первого взгляда». Плюс мы попробуем сделать «Мужской клуб», «Женский клуб», дискуссионную передачу о самых острых проблемах общества. Да у нас еще много идей и планов!

Как вам, к примеру, такой: в будущем директор мечтает наладить контакт с местным кабельным телевидением и передавать школьные передачи на свой микрорайон.

– Я думаю, родителям будет интересно посмотреть на своих детей дома, сидя у телевизора, – говорит Яшуков.

«Четвертой власти» – как одной из составляющих открытого информационного пространства – в 7-й школе вообще уделяют повышенное внимание. В школе создан свой издательский центр (есть даже ризограф), где печатается методическая литература, обобщающая их опыт, и газета «Счастливая семерка». «Семерка» – от порядкового номера школы, а «счастливая» (помимо народного поверья в удачливость этого числа) – потому что их школа делает все, чтобы ребята, которые здесь учатся, нашли свое место в современном мире, а значит, были счастливы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте