search
main
0

Сам себе… одиннадцатилетка

Энергия сотрудников Министерства образования по созданию новых документов, разработке концепции 12-летки и нового содержания образовательных областей летом пошла на спад. Последний “залп” – методические письма к новому учебному году. Они создавались весь год, и в них нет практически ничего нового. Зато эти рекомендации аккумулируют все, что учителям необходимо знать по поводу преподавания того или иного предмета. Не все науки оказались в поле внимания федерального министерства. Приоритеты объяснимы. Об истории и обществознании необходимо сказать, потому что в последние годы, по мнению работников Министерства образования, выстроилась стройная система: определено содержание исторического и обществоведческого образования, создано учебно-методическое обеспечение, продуманы критерии оценки знаний. Приведены примеры учебных комплектов, в которых впервые можно найти законченные содержательные линии с 5-го по 11-й класс. Внимание к изучению права тоже понятно – это требование времени. Биология – часть воспитания общей культуры, а главное, это предмет, формирующий представление о здоровом образе жизни. “Долой перегрузку!” – лозунг дня. Информатика и предпринимательство необходимы сегодня, как чтение и письмо. Правда, основы предпринимательства предлагается изучать факультативно – учебный план не резиновый. Письмо “Об изучении основ военной службы” вызвано необходимостью еще раз (в 101-й!) разъяснить, что НВП никто не возвращал, эти самые основы изучаются в рамках ОБЖ, учебные сборы для десятиклассников обязательны, а вот оружие в школе держать запрещено.

Немного странно, что ни в одном письме нет ни слова о 12-летке, которую Минобразование активно пропагандировало в последнее время. На августовских педчтениях предлагается обсудить новую концепцию содержания образовательной области “Обществознание”. И все. В остальных случах фигурирует 11-летка.

Задумав дать рекомендации на целый год, министерство не предполагало, что российское правительство скоропалительно запустит реформу образования. Увы, в письмах нет и не может быть ссылок на программу Правительства РФ на 2000-2010 годы и тем более не учтен план мероприятий на ближайший год. А между тем педагогам придется пересмотреть, например, систему подготовки к государственному экзамену. Видимо, будут откорректированы традиционные сборники “Оценка подготовки выпускников” по различным предметам, отменены или модернизированы примерные билеты для экзаменов. Утопией станет право на выбор формы экзамена – устная, письменная или в виде теста, которое существует сейчас по многим предметам. Потому что сейчас мы живем в преддверии единого экзамена. Правительство намерено начать эксперимент по его введению уже в январе 2001 года.

Что ж, все методические письма можно считать устаревшими? Нет. По крайней мере год российская школа будет жить по-прежнему. И в состоянии эксперимента. Скорее всего апробирование затянется на несколько лет. Так что читайте, изучайте письмо Минобразования по биологии на стр. 15. Штудируйте письма об экологии, истории и обществознанию, информатике, изучении основ военной службы и картографическом обеспечении школ в приложении “Сто друзей” и “Об изучении основ предпринимательской деятельности” в приложении “Открытый урок”.

В ближайшее время будет, вероятно, пересмотрено и новое Положение об экстернате, которое мы сегодня публикуем. На первый взгляд оно никак не противоречит правительственной программе реформирования образования. Если бы не одна строчка: “Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителями”. Команда Грефа функции итоговой аттестации делегирует вовсе не школе, а третьей, независимой организации, как это, кстати, предусмотрено в Законе “Об образовании”. Читаем программу правительства: “Аттестация должна проводиться независимо от конкретных учебных заведений общего и профессионального образования…”

Но, повторимся, пока нам жить по этим документам. И есть что обсудить на августовских совещаниях.

Отдел школ

Министерство образования Российской Федерации

Приказ

от 23.06.2000 N 1884

Об утверждении Положения о получении общего

образования в форме экстерната

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации на выбор формы получения общего образования

Приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение о получении общего образования в форме экстерната (приложение N 1).

1.2. Форму справки о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф.Киселева.

Министр В. Филиппов

Приложение N 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о получении общего образования в форме экстерната

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок получения общего образования в форме экстерната, предусмотренного п.1. ст.10 Закона Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N3, ст.150; 1997, N 47, ст. 5341).

1.2. Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Экстерн – лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.3. Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.5. Для получения общего образования в форме экстерната в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования действует единый государственный образовательный стандарт.

1.6. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.

1.7. Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем.

1.8. Общеобразовательное учреждение по желанию экстернов может оказывать дополнительные платные образовательные услуги.

II. Порядок зачисления и отчисления экстернов

2.1. Зачисление в общеобразовательное учреждение в качестве экстерна совершеннолетних граждан производится по их личному заявлению, несовершеннолетних – по заявлению родителей (законных представителей).

2.2. Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.

Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документа, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) зачисление в общеобразовательное учреждение в качестве экстерна производится после установления уровня освоенных поступающим общеобразовательных программ в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.

2.3. Сроки подачи заявления в общеобразовательное учреждение о зачислении в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.

2.4. При зачислении в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов.

2.5. Экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

2.6. Экстерны, не прошедшие промежуточную аттестацию по двум и более предметам, не явившиеся на государственную (итоговую) аттестацию без уважительных причин, отчисляются из общеобразовательного учреждения и уведомляются об этом письменно (заказным письмом) либо лично, что подтверждается подписью в приказе об отчислении.

III. Аттестация экстернов

3.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением и отражаются в его уставе.

3.2. Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

3.3. Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей “Искусство”, “Физическая культура”, “Технология”, если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе.

Выбор иностранного языка осуществляется экстерном и указывается в заявлении о зачислении.

3.4. По решению руководителя общеобразовательного учреждения экстерну могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом образовательном учреждении.

3.5. Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год.

Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.

3.6. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации экстернов отражаются в протоколах экзаменов с пометкой “Экстернат”, которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения. К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.

3.7. По окончании учебного года или при отчислении из общеобразовательного учреждения экстерну выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

3.8. Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Приложение N 2

СПРАВКА

о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении

(фамилия, имя, отчество)

в

(наименование общеобразовательного учреждения, адрес)

в учебном году пройдена промежуточная аттестация

класс

(Ф.И.О. обучающегося) (продолжит обучение, переведен)

Директор общеобразовательного учреждения

(Ф.И.О.)

(М.П.)

” ” г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте