В Петербурге образовательных учреждений, ведущих самостоятельный баланс, не так уж много. Первопроходцем среди них считается школа №314 Фрунзенского района. Буквально через два месяца после выхода известного приказа №45 Минобразования (1990 год), где образовательным учреждениям разрешается самостоятельное ведение бухгалтерии, эта школа начала активный поиск банка, который помог бы ей открыть расчетный счет. Обретя необходимое в лице банка «Санкт-Петербург», школа перешла на самостоятельное ведение баланса. Таким образом, тринадцать лет она движется в направлении нового экономического сознания. О том, каковы плюсы и минусы хозяйственной самостоятельности, о причинах принятия революционного решения и о перспективах рыночных отношений в образовании рассказывает директор школы Ирина Вячеславовна ФРАНЦУЗОВА.
Комментарий «УГ»Вера ПОНКРАТОВА, юрист Профсоюза работников народного образования и науки:- Хорошо, если можно вести самостоятельный баланс. Это в определенной степени свободная жизнь. Во многих образовательных учреждениях расчеты идут через Централизованные бухгалтерии (ЦБ) при органах управления образованием. Если в школе и есть свой бухгалтер, то он часто работает также по договору с ЦБ. Здесь – свои люди, знающие сферу образования. Они начисляют зарплату, открывают реестры и т.д. Но ЦБ не является юридическим лицом, то есть его положение не соответствует законодательству. У этой структуры нет прав вмешиваться в расходование средств образовательными учреждениями, хотя это и делается.Но теперь многие школы переходят на казначейское исполнение бюджета. И сразу становится заметной разница. Перед казначейством все равны, и отчетность становится более жесткой, особенно, когда деньги перекидываются с одной статьи расходов на другую – все эти случаи нужно заранее согласовывать с казначейством. Иначе виноватых ждет наказание – эта организация лишь исполняет нормы законодательства и никак «не входит в положение».
– Никто не сомневался, что, переходя на самостоятельное ведение баланса, мы рискуем, но риск был оправдан. Тенденции, что происходили в экономике 90-х годов, ясно указывали на «задворки», где должна была остаться школа. Мы поняли: система образования должна стать частью рыночной системы и восприняли самостоятельный баланс как возможность привлечения внебюджетных средств. Практика, кстати, показала, что родители приемлют принцип «открытой экономики» и более склонны помочь школе, если у нее есть свой расчетный счет.
Конечно, на первых порах было очень трудно. Ситуация начала 90-х поставила нас в положение «кинутых» – родителей отпугнула вечная просьба о деньгах, а государство в лице исполнительной власти заявило: «Денег не дадим». Как быть? Как развиваться?
С 1992 года школа начала работать на контрактной основе. Самостоятельное ведение баланса предполагало, что каждый должен иметь в закрепленном, документальном виде свою учебную нагрузку и зарплату.
С 1995 года мы перешли на договорные отношения с родителями, причем договор у нас заключается каждый раз при переходе ребенка на новую ступень обучения.
Почему я, говоря об экономических отношениях, упоминаю и правовые? Это взаимосвязано. Реформирование данных отношений должно выводить нас в итоге на ответственность каждого участника образовательного процесса за конечный результат своей деятельности. В то же время какой объем прав и свобод дать школе? Как сделать ее частью рыночной экономики? С одной стороны, это может быть путь платных образовательных услуг, аренды, а с другой – школе необходимо оставаться школой, но в таком случае ей требуется самостоятельность в решении своих финансово-хозяйственных вопросов. По этой дороге мы попробовали пойти и благодаря профессионализму администрации и бухгалтерии сумели не только стабилизировать положение, но и выполнить важные, социально значимые функции. Например, у нас имеются доплаты для работников школы, мы можем чаще, чем другие, поощрять их за разовые мероприятия, оказывать материальную помощь целевым назначением. Был период (1993 – 1996 годы), когда мы давали премию детям за хорошую учебу. Второклассники, выигравшие «Веселые старты» в школе, получали по 25 рублей в то время, когда зарплата их родителей составляла 100 рублей в месяц. У нас практически нет текучести кадров. Введя доплаты всем работникам образовательного учреждения, школа поддержала и сохранила коллектив.
Еще один плюс самостоятельного ведения баланса – это учет собственных материальных ресурсов. Каждая хозяйка должна видеть, сколько денег у нее в кошельке. Руководитель школы обязан знать не только смету, но и все привлеченные средства, тогда можно грамотно планировать управленческую деятельность.
При ведении самостоятельного баланса возможна в целом оперативность решения вопросов в рамках Бюджетного кодекса. В нем, кстати, есть статья, где говорится, что бюджет одного уровня может помогать бюджету другого. Таким образом, нам не возбраняется привлекать средства депутатов местного самоуправления. Они охотно соглашаются помогать, если деньги будут целевого назначения и попадут в «карман» нашего образовательного учреждения, а не «осядут» в недрах системы образования Петербурга. Но для этого опять же нужен свой расчетный счет.
Обращение к самостоятельному балансу научило нас рационально и бережно расходовать деньги. Администрация школы получила необходимые экономические знания на различных курсах, каждый из работников имеет свой функционал: от планирования деятельности до анализа работы, и свою степень ответственности перед финансовыми органами. Надо заметить, что эта ответственность очень серьезная. За некачественно проведенный педсовет, урок никто никого еще не наказал, а вот за несвоевременно сданный баланс или несоответствие в цифрах можно сильно пострадать. Что это дает? Я считаю, при самостоятельном балансе администрация работает профессиональнее, грамотнее, ответственнее. Бухгалтерия научила нас правильно писать приказы, своевременно исполнять бюджет, целевым назначением расходовать средства.
О проблемах
Научиться можно всему, и на базе одной конкретной школы создать почти утопическую модель самостоятельной хозяйственной деятельности, при которой довольны все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя. Однако есть проблемы, касающиеся в целом реформирования экономических отношений в образовании. Не обозначая их, нельзя двигаться вперед. По мнению Ирины Французовой, первая «рытвина» на пути – отсутствие у школы права собственности:
– Почему мы не можем быть собственниками школьного здания? Речь идет не о приватизации, а о том, что люди должны чувствовать: здание и участки, прилегающие к нему, – их земля. Они не только пользуются ими, обустраивают и берегут, но и уверены, что не придет кто-то и не выгонит их отсюда. Несовершенство законодательной базы не позволяет нам в течение года оперативно управлять зданием и земельным участком, то есть быть фактическим собственником.
Вторая проблема заключается во взаимоотношениях образовательных учреждений, ведущих самостоятельный баланс, с казначейством. Если раньше существовало два расчетных счета (бюджетный и внебюджетный), и я, как директор, знала, что все привлеченные деньги потрачу у себя и оперативно, то теперь об оперативности можно только мечтать. Второй год бюджетные и внебюджетные средства попадают в один общий котел – казначейство. Оттуда деньги вынимаются через организации, выигравшие тендер. Пусть бы это касалось бюджетных денег, но почему внебюджетные, добытые мною, ждет такая же участь? Все средства становятся, по сути, бюджетными. Получается, что внебюджетка покрывает недостаток бюджетных средств. Но такого не должно быть. Если бюджет в лице конкретных учредителей недофинансирует образовательное учреждение: более 10 лет не обновляется мебель, не оплачивается косметический ремонт, а я привлекаю средства и хочу их потратить на эти цели, то пусть это и будет моим правом. Возможности школы сейчас расширяются: при ней создаются центры дополнительного образования, спортивно-оздоровительные клубы, и если мы идем по пути поиска ресурсов (бюджетных средств все равно не будет хватать), то должны знать, что все заработанные нами деньги останутся у нас.
Сама процедура прохождения документов в казначействе довольно долгая. Причем сдавать, получать, пересылать их надо в строго определенные дни. Понятно, что структура казначейства подразумевает контроль за расходованием бюджетных средств, но процедура контроля нуждается в упрощении. Проблема обостряется в конце финансового года, когда вдруг всплывают остатки накопленных денег. Их нужно быстро потратить, но при существующем механизме это невозможно. За неисполнение бюджета следует наказание. Неистраченные средства переводятся в бюджет нового года. К тому же, пока мы проходим систему комиссий, товар может измениться в цене. И тогда все начинай по новой. Не говоря уже о том, что зачастую выигравшие фирмы предлагают школе дешевые и некачественные товары. В идеале школа должна самостоятельно выходить на казначейство, минуя районные структуры.
Еще одна неразрешенная проблема – отсутствие реальной самостоятельности. Государство должно нас своевременно финансировать, чтобы мы могли рассчитываться с такими колоссами экономики, как Ленэнерго, Водоканал, поскольку штрафные санкции у них очень высокие. У школы, кстати, был прецедент: мы выиграли процесс в арбитражном суде у Ленэнерго. В течение двух лет нас не финансировали, и Ленэнерго школе как юридическому лицу предъявило претензии. Нам удалось доказать, что задолженность случилась не по нашей вине, но таких прецедентов в принципе быть не должно.
Резюме
Заключая рассказ, Ирина Вячеславовна задает вопрос:
– Какая выгода в течение 13 лет работать в режиме самостоятельного баланса?
И отвечает:
– Прежде всего я получаю моральное удовлетворение от того, что сама пользуюсь своим «кошельком». Во-вторых, я владею всеми аспектами управления. В-третьих, это новая система отношений между учредителем и образовательным учреждением. Новая и перспективная. Реформирование экономических отношений однозначно должно привести к омолаживанию управленческого звена образовательных учреждений, а это, в свою очередь, приведет к тому, что система образования наконец двинется вперед.
Санкт-Петербург
Комментарии