Рейтинги бывают разные. И хотя лидерство в большинстве из них воспринимается как положительный факт, быть, к примеру, самым взрослым и самым опытным педагогом на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2014» непросто. По крайней мере Ирина РУБЦОВА, учитель математики из Калининградской области, ощущала скорее большую ответственность, нежели гордость: 25 лет стажа ко многому обязывают! Да и вообще минувший год для Ирины Геннадьевны был знаменательным – за несколько дней до начала конкурса она отметила свой юбилей, круглая дата ознаменовала и семейную жизнь четы Рубцовых… Так что право попробовать свои силы на финальных мероприятиях конкурса в какой-то мере воспринималось как подарок.
Спросите любого учителя, и скорее всего услышите: эту профессию выбирает не человек, человека выбирает профессия. И обязательно где-нибудь фоном мелькнет позитивный пример, или детские неоформившиеся мечты, или педагогическая романтика, почерпнутая из добрых книжек… Но Ирина Рубцова здесь скорее исключение. По ее собственному признанию, она никогда не мечтала стать учителем. Карьера отца-летчика сделала школьную жизнь юной Ирины весьма изменчивой: переезжать и менять место учебы приходилось часто. Кто не знает, как в классе относятся к новичкам. Да еще и к отличникам… Но, может быть, именно эти перемены и сформировали характер Ирины Рубцовой, придали уверенности, научили не сгибаться перед трудностями. В памяти хорошо отложилось почти математическое наставление мамы: «!» Собственный опыт и память о школьном времени потом пригодились: новички в классе – ее негласная ответственность. Нужно помочь им влиться в коллектив, чтобы они скорее стали «своими среди своих».Аттестат с отличием, красный диплом Калининградского университета – Ирина Рубцова училась с полной отдачей и по окончании математического факультета всерьез хотела заниматься прикладной наукой. Получив приглашение занять должность младшего научного сотрудника на кафедре в университете, она, честно признается, считала это достойным вознаграждением за труды. Многих ее однокурсников направили в сельские школы, и эта перспектива в начале 90-х не казалась ей такой радужной. Правда, в это время нельзя было, пожалуй, найти ни одну тихую гавань.Вскоре в университете прошла череда сокращений, и, с одной стороны, она не затронула Ирину Рубцову, но распределенная на оставшихся сотрудников нагрузка стала непосильной и нередко совсем не относилась к научной сфере. Спасала и поддерживала интерес к работе лишь открывшаяся возможность заниматься со студентами – вечерниками и заочниками… Здесь Ирина Геннадьевна и получила свой первый педагогический опыт. Теперь уже, наоборот, школа начинала казаться достойным местом работы, островком спокойствия…Произошедшая переоценка ценностей сопровождалась и появлением в ее жизни настоящего наставника. Им в калининградском лицее №18, куда Ирина Геннадьевна пришла преподавать математику, стал его научный руководитель Юрий Конаржевский. За шесть лет на своем посту Юрий Анатольевич, по словам Ирины Рубцовой, помог ей не только понять, что такое настоящий педагог. Его лекции и беседы, посещения уроков и анализ работы помогли молодой учительнице выстроить четкую систему накопленных теоретических знаний, разрешили мучительные вопросы и противоречия, которые неизбежны для начинающего специалиста.Даже сегодня, когда за плечами уже 25 лет стажа, у Ирины Геннадьевны есть повод вспомнить своего учителя. Казалось бы, в ее предмете немного места, для того чтобы говорить о вечных человеческих ценностях, но она стремится делать это на каждом уроке. Ведь сколько бы ни утверждали, что педагогика – такая же сфера услуг, но она создает человеческий капитал. Если уж кому-то очень хочется использовать однокоренное слово, то пусть это лучше будет «служение». Это звучит гораздо возвышеннее, чем принято говорить сегодня, зато, по мнению Ирины Рубцовой, гораздо правдивее. О том, какой не должна быть сегодняшняя школа, лучше всего, как считает Ирина Геннадьевна, еще в XX веке сказал швейцарский педагог Адольф Ферьера:«Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл,поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности.Он любит говорить – ему приказали молчать.Он стремится понять – ему велели учить наизусть.Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях.Они научились лгать и притворяться…»Налицо классический кризис, от которого дети бегут, правда, не на улицу, как раньше, а в виртуальное пространство. Естественно, с этим нужно что-то делать. Ирина Рубцова нашла решение этой проблемы… в китайском языке. Здесь слово «кризис» передается иероглифами, один из которых значит «опасное время», а второй – «шанс». Как просто! Значит, кризис – это, по сути, время возможностей, шанс превратить минусы в плюсы. Если Интернет – это место, где ребята проводят большую часть времени, значит, нужно перевести туда и образование. Сейчас есть столько сайтов, благодаря которым можно общаться с детьми не только на жизненные темы, но и на учебные, столько дистанционных олимпиад и конкурсов, которые, как и очные соревнования, могут помочь завоевать награды, но по формату оказываются гораздо интереснее…От каких еще кризисов пытаются укрыться современные школьники? Конечно же, многих пугают ОГЭ и ЕГЭ, поэтому нужно показать ребятам, что они могут достойно преодолеть и этот рубеж. Напряженность возникает чаще всего тогда, когда неясны правила игры и критерии оценки. Многолетний опыт экспертной работы в составе предметных экзаменационных комиссий помог Ирине Геннадьевне решить и эту задачу. Оказалось, что самое необходимое здесь – развить навыки самооценки. Так был придуман урок «Сам себе эксперт!».Но самая главная проблема современных школьников, как показывает практика, – это попытка убежать от жизненных проблем. И в какой-то мере это упущение школы: откуда взять знания о том, как решить сложный вопрос, если ты привык, что многое делается для галочки?Так не должно быть. Именно поэтому в лицее №18 в начале 90-х стали осваивать систему развивающего обучения Эльконина – Давыдова. А 2005 году Ирина Рубцова уже давала открытый урок для Бориса Эльконина, который приезжал в лицей в качестве научного руководителя сетевой федеральной экспериментальной площадки «Подростковая школа».С чего начинается урок в обычной школе? Нередко с повторения пройденного. У Ирины Геннадьевны на этом этапе – актуализация знаний: вспоминается именно то, что поможет освоить новое, а не просто информация с последнего занятия. Дальше ставится учебная задача нового урока. Причем теперь, по словам Ирины Рубцовой, ребята делают это гораздо охотнее и самостоятельнее: они видят – есть то, чего они еще не знают. На третьем этапе – решение учебной задачи – они даже сами пытаются выработать способ освоения нового. Здесь особенно полезен знаменитый прием «мозговой штурм». Штурмовать новые вершины в математике можно всем классом, а можно и в группах. Понятно, что сделать самостоятельное открытие могут лишь единицы, но, когда что-то открывается в ходе совместной работы, никто не чувствует себя обделенным. И тогда прекрасное и сейчас даже, пожалуй, забытое слово «мы» снова входит в обиход.«Я не могу это сделать, потому что…», «Я не могу это сделать, но смогу, если…», «Я попробую!», «Я смогу!» – именно такие стадии проходит школьник на пути к получению знаний, и, по мнению Ирины Рубцовой, нужно просто поддержать ребенка, а не пытаться сделать всю работу за него.Когда на конкурс собирается молодой педагог, его все опекают, дают советы, пытаются что-то подсказать… Что можно подсказать сверхопытному коллеге? Оказывается, педагог остается один не только за закрытыми дверями класса, но и тогда, когда уже многое знает и умеет.На конкурсе Ирина Геннадьевна тут же вовлекла класс в научный поиск по теме «Решение уравнений, сводящихся к линейным».- Да здесь просто институт фундаментальной науки! – вскоре прозвучал комплимент в сторону группы, которая быстрее всего справилась с заданием.Но нужно не только делать научные открытия, но и доступно их оформлять. Этому Ирина Геннадьевна тоже решила научить подмосковных семиклассников, предложив им организовать полученную информацию в блок-схеме… За время урока ребята успевают поработать с документ-камерой, несколько раз поучаствовать в решении задач в группах. На каждый вопрос урока им приходится самостоятельно искать ответ – ничего не дается по учебнику, ничего не формулируется и не постулируется как окончательная истина.Обычно у Ирины Рубцовой именно такая, весьма гибкая, поисковая структура урока. Это даже скорее и не привычное занятие, а нечто вроде мастерской, лаборатории, в крайнем случае это урок-консультация. Быть может, поэтому ребятам, привыкшим к традиционному обучению, новый для них способ организации не только занятия, но и учебного пространства показался необычен. По крайней мере у Ирины Геннадьевны остались сомнения в том, насколько плодотворно прошел конкурсный урок.Учителю всегда нужно совершенствоваться. К этому, по словам Ирины Рубцовой, подстегивает нежелание остаться на задворках стремительно меняющегося мира, да и сами дети, которые тоже очень быстро становятся другими. Сегодняшние школьники достаточно сложные, они очень мало принимают на веру, их непросто заинтересовать, учебные знания в информационном потоке, который их окружает, составляют лишь малую толику… Да и нередко мозг в целях самосохранения отсекает ненужную информацию. Что остается? Только то, что ребенок сам постиг и понял, только то, что прошло путь исследования, добывания, получения.Ирина Рубцова старается, чтобы на каждом уроке ее ученики проходили весь этот путь от начала до конца, чтобы не ждали, пока им укажут пальцем и заставят зазубрить. Это доверие и побуждение к знаниям дает свои плоды – они уже сами торопятся решить задачу и сформулировать правило раньше, чем это предложит учитель.Методический материал Ирины Рубцовой читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/183.Конкурсный урок смотрите на сайте http://www.ug.ru/toy_video/29.Калининград
Комментарии