search
main
0

Сам себе ЕГЭ. Электронный контроль знаний по физике

Актуальность исследования. Сегодня в России идет процесс становления системы тестирования в области образования, а тестовые технологии рассматриваются как одно из средств контроля качества подготовки и уровня предметных достижений учащихся. На мой взгляд, для электронной системы контроля тестов характерны следующие противоречия:

– необходимость повышения качества подготовки учеников в соответствии со структурой требований государственных образовательных стандартов, включая их федеральный и региональный компоненты, и отсутствие научно обоснованных педагогических тестов и тестовых систем;

– необходимость автоматизации рутинных процессов контроля и незаинтересованность в этом педагогов, привыкших к традиционной самооценке результатов своей работы.

Для решения этой проблемы необходимо автоматизировать контроль знаний учащихся. Это особенно актуально на уроках физики.

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать электронную систему контроля усвоения знаний учащихся.

Объект исследования: образовательная среда (процесс контроля за усвоением теоретического материала, умением решать задачи, пользоваться измерительными приборами, читать электрические схемы и графики).

Предмет исследования: особенности конструирования и использования электронной системы тестирования как средства эффективного управления качеством образования.

Гипотеза исследования: электронная система тестирования станет реальным средством эффективного управления качеством образования, если будет:

– разработана электронная система текущей проверки знаний, обеспечивающая возможность автоматизировать процесс формирования заданий;

– обеспечены соблюдение и реализация в процессе контроля следующих условий:

а) учет и анализ результатов тестирования;

б) корректировка знаний.

Задачи исследования:

1. Выяснить особенности системы электронного контроля как обязательного условия результативности учебного процесса.

2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить основные педагогические условия успешного внедрения системы электронного тестирования как одного из средств эффективного управления качеством образования.

3. Разработать практические рекомендации учителю по использованию тестирования в сочетании с другими методами проверки знаний.

Ведущие методы исследования – теоретический анализ педагогической, психологической литературы; анализ и синтез данных, полученных в ходе исследования; методы эмпирического уровня: изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, изучение документации, анкетирование, наблюдение, беседа, взаимо- и самооценка.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

– выявлены цель, направления деятельности учителя, владеющего методикой составления тестов и методологией организации массового тестирования школьников, аттестации учеников школ;

– разработана программа тестирования учеников, реализация которой обеспечивает эффективное управление качеством образования;

– выявлены необходимые педагогические условия успешного применения технологии электронного тестирования как средства эффективного управления качеством образования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования программы электронного тестирования в практике проведения текущей и итоговой аттестации учеников. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике аттестации учащихся общеобразовательных школ.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 рабочего поселка (пгт) Прогресс Амурской области».

Основные этапы исследования

Первый этап (2005-2006 годы). Изучение научной и учебно-методической литературы, определение основных подходов к теме исследования, обоснование, актуальность и практическая значимость проблемы исследования, формулирование рабочей гипотезы.

Второй этап (2006-2007 годы). Разработка программы электронного тестирования и тестов за курс физики 8-го класса.

Третий этап (2007-2008 годы). Опытно-экспериментальная проверка гипотезы, анализ полученных данных, обработка материалов исследования.

Форма внедрения результатов эксперимента в практику работы: открытые мероприятия (мастер-классы, семинары по проблемам компьютерного тестирования), промежуточные и итоговые отчеты, методические рекомендации для учителя.

О программе

UNITEST ver1.0

1. Рецензия

Данная программа предназначена для проведения тестов по проверке усвоения учебного материала в школах. Она проста в обращении и требует лишь начальных навыков владения компьютером (набор текста, манипуляции мышью). Тесты (вопросы и ответы) заполняются в специальных графах преподавателем и легко редактируются впоследствии. После прохождения учеником теста данные о результатах вносятся в специальные протоколы, что позволяет учителю успешнее контролировать ход проверки знаний учащихся (на какие вопросы ученик ответил правильно, на какие – нет).

2. Описание установки

1) Для начала установки откройте файл «UniSetup».

2) В открывшемся окне введите установочный пароль.

3) Выберите в строке адреса (кнопка «Browse» – «Обзор»), директорию, в которую будет устанавливаться программа (по умолчанию «С:Program Files»).

4) Нажмите кнопку «Install» – «Установить». Программа распакует рабочие файлы.

5) После распаковки автоматически создастся ярлык на рабочем столе с именем «UniTest».

3. Работа с программой

1) Запустите программу «UniTest».

2) В открывшемся окне (рис. 1) необходимо заполнить графы инициализации.

Учителя могут написать только слово «учитель» (строчными буквами) в графу «Фамилия» и нажать кнопку «Готово». Ученики вводят свою фамилию, имя, класс (номер и литер) и название теста, указанное учителем.

3) Действия после того, как открылось главное окно программы (рис. 2). Ученик с помощью кнопок «Предыдущий» и «Следующий» пролистывает вопросы и ставит пометку рядом с верным ответом.

4) После того как он ответит на все вопросы, он нажимает кнопку «Проверить работу». Высветится окно результатов теста.

5) Далее ученик нажимает кнопку «OK» и закрывает программу.

6) Учитель кнопкой системного меню «Меню. Изменить вопросы» может открыть окно редактора вопросов (рис. 3). Высветится окно ввода пароля. По умолчанию пароля нет и можно нажимать кнопку «OK». В случае изменения пароля пользователем необходимо ввести текущий пароль.

7) Редактор вопросов позволяет изменять вопросы теста, сохранять новые тесты, загружать тесты.

7.1. Чтобы изменить вопросы текущего теста, изменяются тексты вопросов и ответов, а также ставится пометка напротив верного ответа. Верный ответ может быть только один. Обязательно убедитесь, что пометка стоит напротив верного ответа. Номер вопроса выбирается кнопками “«“ и “»“. Вопросов должно быть пять. После заполнения пятого вопроса появится кнопка «OK», сохраняющая результаты редактирования и закрывающая окно редактора вопросов.

7.2. Чтобы сохранить новый тест, необходимо изменить вопросы и ответы какого-нибудь теста (не забывайте отмечать верные ответы) и нажать кнопку системного меню редактора вопросов «Файл. Сохранить как…». В появившемся окне ввести название теста (например, «Термодинамические законы. Вар. I») и нажать кнопку «Сохранить». Сохраненный тест становится активным. Исходный тест в этом случае остается неизменным.

7.3. Чтобы загрузить тест, нужно нажать на кнопку системного меню редактора вопросов «Файл. Загрузить». Появится окно загрузки файлов. В этом окне следует выделить загружаемый тест и нажать на кнопку «Загрузить». Если тест необходимо удалить, то в окне загрузки файлов нужно выделить удаляемый тест и нажать на кнопку «Стереть».

8) Чтобы проверить работы учащихся, нужно нажать на кнопку системного меню главного окна «Меню. Открыть результаты». Откроется окно загрузки (рис. 4). В этом окне нужно выделить файл результатов ученика и нажать кнопку «Открыть».

Ольга СМЫКОВА, учитель физики средней школы №4, р. пос. Прогресс, Амурская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте