search
main
0

Сам не погибай и товарища выручай. или Как тушить горящую одежду

Положение «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного постановлением Правительства РФ №547 от сентября 2003 года требует проводить учения по гражданской обороне в образовательных учреждениях ежегодно. В нашем училище мы решили такие тренировки проводить ежеквартально (после окончания каждой четверти). В таком ключе мы действуем вот уже 6 лет.

Я как начальник штаба гражданской обороны училища разрабатываю план учений и веду их подготовку. Вся страна видела по телевидению, читала в газетах, слышала по радио

жуткие известия о пожарах в образовательных учреждениях Сыдыбыла, Махачкалы, Москвы. Детям, на которых загорелась одежда, никто не мог помочь. Почему так происходило? Я вижу здесь две причины:

1-я – люди не знают, как действовать в такой ситуации.

2-я – психологическая. Люди, может быть, и знают, как действовать теоретически, но побороть в себе страх, что могут

сами пострадать, не могут.

Я решил включить в план учения такой элемент, как тушение горящей одежды на воспитаннике. Для этого пришлось разработать специальную методику.

Тушение горящей одежды на воспитаннике – это наиболее сложный и небезопасный элемент учений, и он сопряжен с определенным риском для спасателей. Поэтому он отрабатывается даже не во всех военных училищах страны.

Необходимый реквизит:

– манекен человека (изготавливается из ветоши) – 2 штуки;

– факел – 1 штука;

– дизельное топливо – 0,5 литра;

– спички – 1 коробка;

– накидки из плотной ткани (старые куртки, пальто) – 4 штуки (2 – для работы спасателей, 2 – для страховки).

Успех выполнения элемента заключается не в скорости действий, а в их продуманности, четкости и точности. Это достигается заблаговременной теоретической подготовкой воспитанников, просмотром учебного видеофильма, психологической подготовкой, практической отработкой действий без применения открытого огня. И только после уяснения воспитанниками алгоритма действий и доведения их до автоматизма можно приступать к отработке норматива с применением открытого огня.

Две команды воспитанников стоят в одной шеренге. Перед строем на земле лежат два манекена. Руководитель учений вызывает на исходную позицию по одному воспитаннику от каждой команды, которые берут в руки накидки из плотной ткани (старые куртки, пальто) и становятся лицом к манекенам.

Руководитель учений выливает на каждый манекен примерно по 50 граммов дизельного топлива и факелом поджигает манекен.

После этого руководитель спрашивает поочередно каждого спасателя: «Готов?» и только после получения ответа «Готов!» отдает команду: «Потушить горящую одежду на воспитаннике!».

По этой команде спасатели подходят к пострадавшим (манекенам), разворачивают накидки, держа их двумя руками перед собой на уровне плеч, «прицеливаются», затем набрасывают накидки на горящие манекены и своим телом прижимают их (накидки) к очагу воспламенения. При этом руками спасателей накидки подбиваются под бока «пострадавших», исключая доступ воздуха к огню.

Огонь потушен.

ПОМНИТЕ! Чтобы не допустить ожогов открытых участков тела спасателей (кисти рук, лицо), необходимо рядом с каждым из них поставить еще по одному спасателю с накидкой в руках, которые обеспечат безопасность при выполнении этого элемента учений.

Сергей КУДРЯ, учитель ОБЖ, Кострома

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте