Как ни странно, космическая история долгие годы в нашем кино практически не затрагивалась. Хотя, казалось бы, более благодатную, зрелищную и, не побоюсь этого слова, патриотичную тему трудно, пожалуй, и найти. И вот на космическом «кинобезрыбье» возникают сразу два аналогичных фильма, схожих очень во многом, как бы ни открещивались от этого авторы. В апреле вышла картина «Время первых» с Константином Хабенским и Евгением Мироновым, рассказывающая о серьезной исторической вехе космической эры – выходе человека в открытый космос. А сейчас в прокате появился фильм режиссера Клима Шипенко «Салют‑7», где повествуется о напряженном эпизоде, связанном с советской орбитальной станцией «Салют‑7», и рассказывается о рабочем подвиге наших космонавтов.
Когда продюсеру «Салюта» Сергею Сельянову задали неизбежный вопрос о сравнении со «Временем первых», он ответил на него философски. Мол, никого же не шокирует, что снимается, к примеру, сразу несколько фильмов о войне. Нет такой установки – сняли один военный фильм, а потом надо ждать пять лет, прежде чем браться за следующий. И никто не удивляется – «надо же, в этом году вышло сразу три фильма о любви». В сущности, он, конечно, прав. И если будут больше снимать картин про космос, возвращая нам подзабытый интерес к этой теме, все от этого только выиграют. И все бы было ничего, не будь два этих фильма – «Время первых» и «Салют‑7» – так удивительно похожи друг на друга. Говорят, конкуренты во время работы над картинами ознакомились со сценариями друг друга. Как теперь очевидно, сделали они это напрасно.Итак, «Салют‑7». История основана на реальных событиях. В 1985 году космическая станция, находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестала отвечать на сигналы Центра управления полетами. Было принято решение об отправке на орбиту спасательной экспедиции. Космический экипаж должен был найти «мертвую» станцию и впервые провести стыковку с 20‑тонной глыбой неуправляемого железа. На станцию отправились космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. С риском для жизни они выполнили огромную работу и устранили неполадки.«Считается, что это самая героическая и напряженная страница в истории освоения космоса, которая к тому же увенчалась успехом», – справедливо отмечает Сергей Сельянов. Но фильм не документальное воспроизведение реальных событий. Как сказал второй продюсер «Салюта» Бакур Бакурадзе: «Это кино о последних романтиках XX века, и наш сценарий имеет и вымышленные элементы, он лишь основан на реальных событиях. Поэтому изменены и имена героев». Владимир Вдовиченков играет космонавта Владимира Федорова, а героя Павла Деревянко зовут Виктор Алехин. «Людям, не знающим тонкости космической тематики, а таких среди нас большинство, сложно разобраться во всех деталях, и поэтому какие-то вещи мы упростили, а какие-то, наоборот, усилили для нашего понимания», – объясняет Бакур Бакурадзе.Резонно в принципе. Но остаются вопросы. Правда ли, к примеру, что на орбите космонавты могут себе позволить «хлопнуть по рюмашке»? В фильме это выглядит очень смешно – когда содержимое бутылки летает в виде пузыря и выпивающие космонавты по очереди эти пузырики заглатывают. Впрочем, это, конечно, детали и не самое главное. Важны действительно интересные съемки космических эпизодов (оператор Сергей Астахов), драматический сюжет. Но опять же – вышедший за полгода до этого фильм «Время первых» все это показал нам более наглядно и сильно. Некоторые сцены кажутся просто калькой с первого фильма. Как, например, эпизоды из Центра управления полетами, где атмосфера не менее напряженная, чем в космосе. А пожалуй, и более, ведь основные решения принимаются именно здесь. Только во «Времени первых» мурашки шли по коже от блистательной игры Владимира Ильина (Сергей Королев). А в «Салюте‑7» актер Александр Самойленко достойно играет руководителя полетом в ЦУПе, но такого мощного эмоционального воздействия эти эпизоды, увы, не имеют. И опять же невольно в эти моменты вспоминается «Время первых», хотя и пытаешься гнать от себя прочь эти воспоминания, чтобы сосредоточиться на том, что смотришь в данный момент.Тем не менее создателям «Салюта 7», так же как и авторам «Времени первых», хочется сказать спасибо уже за то, что они нарушили своеобразный заговор молчания вокруг этой темы, за то, что они своими картинами могут подогреть интерес к этим достойным страницам нашей истории. И еще за то, что сделано все и в том и в другом случае без ура-патриотизма и назидательности, а довольно честно и по-человечески. И посмотреть оба этих фильма в любом случае стоит. И лучше всего, конечно, в кинотеатре на большом экране. Кстати, «Салют‑7» выходит и в формате IMAX, что, безусловно, даст зрителям иллюзию почти полного погружения в космическую атмосферу картины.
Комментарии