search
main
0

Сальто-мортале,

или Тройной аксель на пути к целевой модели?

Дополнительное образование 72 регионов страны с 2017 года постепенно встало на рельсы целевой модели. В рамках нацпроекта «Образование» все 85 регионов к 2024 году перей­дут на новые механизмы учета охвата детей, персонифицированного финансирования программ, межведомственной и межуровневой координации регионального и муниципального управления в сфере дополнительного образования детей. Дополнительное образование Москвы в ареале образовательных комплексов и формульного финансирования претерпело радикальные изменения с 2014 года. Доступность кружков, секций и студий в школе для максимального развития детей достигнута?

Когда ты живешь в пределах МКАД, а работаешь в пределах Садового или хотя бы Третьего транспортного кольца, образовательная практика кажется совершенно далекой и неактуальной. Ну правда, зачем московским руководителям и педагогам знать про проблемы территорий Крайнего Севера или высокогорных кавказских аулов?

Однако сегодня стратегия образовательной политики движется такими вулканическими рывками опережающих проектов и программ развития, что столичные решения могут показаться местечковыми урывками. И понимать, почему целевая модель обрела повсеместную прописку, кроме московской, сегодня не только полезно, но и необходимо, ведь новые приоритеты коснутся каждой образовательной организации любого региона, поскольку в концепции развития ДОД до 2030 года целевая модель стала архитектурной основой.

Идеология целевой модели сформировалась на доказательности многолетних мониторинговых, социально-экономических, социологических и педагогических исследований, которые показали многочисленные разрывы и проблемы в дополнительном образовании в период 2000‑х, затем 2014‑2018 годов. Ослабевшие ресурсы и устаревшая инфраструктура, архаичные программы, клиен­тоориентированность частного сектора и неконкурентоспособность муниципальных УДОД, размагниченные финансовые механизмы уравниловки и отсутствие ориентации на рынок, пассивность выбора и отсутствие мотивации к развитию.

Основные тезисы прозвучали в 2013 году в концепции развития ДОД до 2020 года, которую в народе прозвали асмоловской. Была она взывающей песней буревесника и просто взахлеб интересным чтивом. Все ждали и воспевали бурю в ДОД, а она явилась в 2017 году приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей». В 2019 году оформилась приказом Министерства просвещения РФ №467, утвердившим Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей. Теперь это каркас, укрепленный в 2020 году паспортом федерального проекта «Успех каждого ребенка» и в 2022 году планом мероприятий по реализации концепции ДОД- 2030.

Но весь этот корпус задач вырос на фундаменте президентских указов об охвате детей дополнительным образованием, что постепенно из номинации занятости и вовлеченности преобразовалось в статусную заботу о создании эффективных образовательных условий для успеха каждого ребенка. На уровне государственной ответственности в процентах и показателях к 2030 году максимально приблизил каждый регион к удержанию заботы о не менее 80% всех детей, зарегистрированных и проживающих на территориях муниципалитетов. А это деревни, села, поселки, города. И мегаполисы, между прочим.

«Зачем эти сальто-мортале?» – спросит обыватель и диванный эксперт. А мы ответим с позиций тройного акселя: да потому что дополнительное образование – это модель необязательного, но желательного образования для ребенка с сохранением образовательного права выбрать или отказаться. Но государство и профессиональное сообщество совместно должны построить современную и гибкую модель вариативного содержания с учетом потребностей, возможностей и вызовов для каждого. Целевая модель агрегирует в себе вертикальные и горизонтальные линии связей и влияния на региональную систему образования: организация, координация, финансирование и управление.

Целевая модель, по тезисам исследований И.В.Абанкиной и Т.В.Абанкиной, включает «модернизацию организационно-экономических механизмов». Межведомственный совет ДОД, объединяющий сферы образования, культуры и спорта, должен стереть межведомственные разногласия. Региональный модельный центр «как ядро региональной системы ДОД», по определению С.Г.Косарецкого, призван преодолеть разрывы и дефициты «межведомственной разобщенности, эффективности использования бюджетных средств, повышения доступности ДОД».

В каждом муниципалитете сформирован муниципальный опорный центр. Сарафанное радио сменил региональный навигатор ДОД – окно в мир дополнительного образования региона. В навигаторе представлен реестр поставщиков – перечень всех образовательных организаций во всех муниципалитетах, реализующих дополнительное образование детей. Через навигатор осуществляется персонифицированный учет детей на основе цифровой реестровой записи, предоставляется возможность выбора любой из программ ДОД в любой организации в муниципалитете, которая реализуется как по муниципальному или государственному заданию, так и посредством сертификата персонифицированного финансирования.

На самом деле это все наша с вами профессиональная риторика. Ребенку и семье все равно, из какой части бюджетного финансирования возникает самая интересная и нужная программа. Это задача целевой модели – разобраться и организовать финансовые механизмы: перераспределенного из муниципального задания или из региональной субвенции, гранта или иной дополнительной субсидии на сертификаты ПФДО. Все вышеперечисленное – это механизмы целевой модели, открывающей доступное и бесплатное для ребенка дополнительное образование.

Что ж тут удивительного, скажут москвичи-перфекционисты, работавшие все эти годы в условиях профицита бюджетного финансирования и несопоставимых с другими регионами зарплат. Московские школьники могут бесплатно освоить далеко не одну программу дополнительного образования. Главное, чтобы времени детства хватило на те программы, которые выберет семья.

Глядя на московское образование глазами как дотационных, так и экономически устойчивых регионов, могу с гордостью высветить один важный незамеченный успех. Мало кто в московском образовании может оценить гармонию формул ученико-часов и расчетов динамики результативности, заложенных в приказе Департамента образования Москвы №922 от 2014 года, ведь, как известно, лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Москва еще не в целевой модели, но управленческая система организации и контроля доступности и качества дополнительного образования в рамках обновляемого ежегодно 922‑го приказа с 2014 года – приведенная к абсолюту целевая модельная! И портал мос.ру с доступностью записи на любые программы ДОД нацелен на охват и выполняет функции персонифицированного учета. Родители единожды дают согласие на персональную обработку данных, и системы госуслуг и мос.ру агрегируют все опции социальных услуг. Это удобно, выгодно, понятно, прозрачно.

Вся инфраструктура Москвы как на ладони, все столичные межведомственные проекты всех ведомств (образования, культуры, спорта, соцзащиты, здравоохранения), развернувших городскую среду и инфраструктуру для дополнительного образования детей – формального, неформального и информального, – мощная агломерация! В Москве, как и в Санкт-Петербурге, Севастополе – городах федерального значения, нет и не будет муниципальных опорных центров, ведь все в ведении региональных органов исполнительной власти в сфере образования. Организация предоставления дополнительного образования детей в государственных (бюджетных или автономных) образовательных учреждениях – предмет региональной компетенции, обязанности и ответственности.

Так что же, целевая модель несостоятельна в Москве или состоялась инкогнито? Близка кульминация сальто-мортале. Обеспечение доступности ДОД в государственной системе образования Москвы состоялось в полной мере. Однако есть маленькая и незаметная по процентам (всего-то 25% от общего контингента) на первый взгляд задача – переход на сертификаты персонифицированного финансирования ДО. Не сомневаюсь, что авторы самого гармонизированного и прозрачного в стране московского приказа №922 о дополнительном образовании детей найдут формульный подход и к ПФДО. Ведь московский принцип нормативного подушевого финансирования «деньги идут за учеником» формирует объем государственного задания государственных бюджетных или автономных учреждений образования.

Да. Но мы не забыли, что Москва является лидером по количеству частных школ? В том числе маленьких и удаленных территориально, в Новой Москве. В том числе религиозных: православных, еврейских, буддийских, мусульманских, работающих на средства общин. Частных школ для особо одаренных и талантливых детей, работающих за счет средств родителей, учредителей и инвесторов этих талантливых детей в искусстве, спорте, науке. Мы не забыли, что в Москве много центров соцзащиты, где живут и учатся дети-инвалиды? Для них дополнительное образование – это свет. Просто свет.

Мы не забыли, что именно в Москве самое большое количество детей, не зарегистрированных в Москве, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения, больницах? Просто напомню про ежедневный подвиг проекта «УчимЗнаем». Мы не забыли про детей в хосписах? Которым дополнительное образование может продлить если не годы, то минуты, дни, недели, месяцы жизни, достойной человека! Мы должны думать про детей-беженцев, которые независимо от наличия гражданства должны иметь прямые механизмы доступа к дополнительному образованию.

Мы не забыли, что в Москве самый широкий пул частного сектора дополнительного образования? Включая репетиторство в форме дополнительных занятий и платных образовательных услуг, где вообще все перемешано и круто взнуздано ценником. И среди частного сектора – лидеры цифровых платформ и онлайн-обучения. Инструмент сертификата ПФДО должен упростить отношения в конкурентной среде, открыть прозрачные лакуны с позиций интересов детей с разными потребностями, возможностями и находящихся в разных условиях.

В этих учреждениях образования есть финансирование дополнительного образования? Если нет государственного бюджетного финансирования, значит, нет дополнительного образования? Целевая модель открывает те механизмы, которые нужны каждому конкретному региону. Сила нужна слабым. Сильным нужна гибкость. И наступает день, когда нужно сделать управленческий тройной аксель ради тех детей, кто еще не в дополнительном образовании. Потому что это и есть социальное благополучие благополучателей.

Лариса ЛЬВОВА, заместитель директора по научно-методической работе Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте