Взглянем на территорию России ХIХ в. как бы сверху, из космоса. Огромная держава площадью более 18 млн. кв. км раскинулась от границ с Германией до Тихого океана. Она вобрала в себя Восточную Европу с царством Польским, Украиной, Белоруссией, Великороссией и Северную Азию, необъятную Сибирь и Дальний Восток. Имела Россия и владения в Северной Америке – Аляску и Алеутские острова. Размеры страны сопоставимы только с Британской колониальной империей времен расцвета. В 1850 г. население ее около 40 процентов составляли так называемые инородцы.
Многонациональность – черта, присущая становлению и развитию российской государственности. А. Пушкин писал о России как о “семье народов”, отмечал, что “лишь в империи россиянин может быть свободным”. Можно ли оспаривать пушкинские слова, вспоминая иную оценку, данную В. Лениным: “Россия – тюрьма народов”?
Одной из главных особенностей нашей страны можно назвать меньшую плотность населения по сравнению с Европой.
Маркиз Астольф де Кюстин так описывает Россию: “В России – деспотизм – на троне, но тирания везде… Где нет свободы, там нет души и правды”. То есть французский путешественник говорит, что Россия ХIХ в. безразлична к жизни человека.
И тем не менее сильным преувеличением было бы говорить о социальной нестабильности в русской дореформенной деревне, многие историки, напротив, отмечали, что русскую деревню можно было бы назвать оазисом закона и порядка.
И тем не менее примерно раз в столетие русские крестьяне выходили из себя и принимались убивать помещиков и чиновников, грабить и жечь имения. Такова удивительная парадоксальность социального поведения русского крестьянина.
Россию лучше понимать или лучше в нее верить? Ее следует знать: ее историю, традиции, особенности, уклад. Только так, а не иначе сможем мы с уверенностью смотреть в будущее, проводить успешные реформы, цена которых не слишком велика. Ключ от тайны по имени Россия – ее прошлое.
Память – это генетический код цивилизации, культура – это связь поколений ушедших и живущих.
Многое увидели и подметили у нас иноземцы. Англичанин Дж. Биллингтон написал книгу, посвященную четырем сакральным символам России:
Что значит “сакральный символ”? Чем он отличается от герба, например, флага? Известный русский деятель-предприниматель А. Энгельгардт запишет в своих “Письмах из деревни”: “В каждом русском крестьянине сидит кулак: каждый гордится быть щукой и стремится пожрать карася”. Чем же объясняется двойственность поведения русского крестьянина: его коллективизм, стремление все делать миром и делить на всех поровну, и его индивидуализм, с другой стороны?
Русский крестьянин имел веру в “доброго “царя-батюшку”, “надежу-государя”. В своей социальной политике самодержцы всероссийские всегда рассматривали крестьян как свою опору.
Значительным влиянием в России пользуется бюрократический аппарат. Английский историк Р. Пайпс, сравнивая тенденцию развития государственности в России с Западной Европой и Северной Америкой, отмечает неуклонное тяготение России к центризму и бюрократизации. Одной из ведущих проблем в российской истории является закрепощение крестьян.
Р. Пайпс связывает этот процесс с формированием служилого дворянства. “…крепостной не имел права владеть собственностью, на самом деле он обладал ею на всем протяжении крепостничества”. Другой зарубежный историк, английский путешественник Роберт Бриннер, пишет: “…русский крестьянин груб и темен, подвергается дурному обращению со стороны вышестоящих… однако он никогда не знает нищеты, в которой прозябает ирландский крестьянин…”.
Итак, промышленная Англия и лапотная Россия, а уровень жизни российского крестьянина выше, чем английского, но у него нет никаких прав. Что ценнее для человека: свобода или хлеб? Ведет ли обретение свободы к обретению хлеба?
Россия всегда имела свои символы. Это топор и икона в деревне, колокол и пушка в городе. В этой символике заложена наша гражданственность и зашифрована душа нашей страны и ее народа. С топором русский мужик защищал свое жилище от врагов, топор служил орудием труда. С топором мужик поднимался на лихой бунт за волю. Молодые интеллигенты, недовольные реформами Александра II, бросали лозунг: “К топору зовите Русь!”, не задумываясь, что это страшно и разрушительно – “русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.
Икона – сакральный смысл земли русской. Иконой освящался брак, последний вздох умирающего. Икона – извечный и верный собеседник россиянина, кому можно открыть сердце, поведать самое сокровенное. Образы иконописи отражали политическую жизнь, традиции русской земли. Этот символ мы можем не только увидеть, но и услышать.
Слышите, это звонят к “заутрене”. Это самый громкий символ. Он имеет свой голос. Это голос народа, земли. Колокол символизировал собой права и вольности народа, он говорил от его имени с властью.
Колокола “ссылали” и “пороли”, им вырывали язык, и не было горшей утраты у горожанина, чем утрата колокола (Иван III вывез из Новгорода Великого в Москву вечевой колокол, что свидетельствовало о присоединении последнего оплота сепаратизма, вольности к царству).
Тревожный набат колокола извещал о пожарах, нападении врагов, поднимал граждан на восстание против князей и бояр, устраивались торжественные приемы гостей. С помощью колокола происходило венчание на престол. Колокола являлись и являются сегодня символами Вести, Знания и Веры в русской земле. Пока звенят колокола над Русью – она жива, это ее песня.
А может быть, есть у нашего многострадального и терпеливого народа голос? Вспомним, чем завершается пушкинский “Борис Годунов”? Ремаркой “Народ безмолвствует”. Справедливо ли это?
Россияне имеют и свои официальные государственные символы, без которых не может состояться человек как гражданин. Это герб, флаг, гимн. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.
Большую роль в символике играют цвета. Славянские народы предпочитают красные, белые, синие, зеленые краски.
Синий считался цветом славянской взаимности, неба, верности, целомудрия.
Голубой – считался цветом Богоматери.
Одним из любимых цветов великороссов был
Красный – (красные – солнышко, девица, изба, угол, крыльцо, товар, словцо, “прекрасный”).
Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения мира:
внизу – физический, плотский (Вера);
выше – небесный (Надежда);
на самом верху – божественный (Любовь).
Позже, в ХIХ в., полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов – белорусов, украинцев, русских.
25 апреля 1883 г. Александр III при своей коронации отдал предпочтение петровскому флагу. Трехцветный флаг очередной раз родился в 1989 г. (12 марта 1989 г. впервые взвился над площадью в самом центре Москвы и у Казанского собора в Ленинграде) на митингах памяти Февральской революции.
21 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР постановил “считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации”. Через три дня он был поднят над русской святыней – Кремлем. Так прошло третье рождение трехцветного символа Петра Великого.
Государственным символом россиян является также и гимн, торжественная песнь, призванная сплачивать нацию. Официальное его исполнение сопровождается вставанием гражданских лиц и отдаванием чести военнослужащими.
Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества. Ныне гимны разделились на религиозные, государственные, военные, революционные, партийные.
Большинство европейских гимнов ведет свое начало со второй половины ХVIII в. – первой половины ХIХ века, т.е. со времени образования современных наций.
Какая музыка символизировала государство на разных этапах истории России?
Вплоть до ХVII в. в России функционировала религиозная символика. Хор пел православные духовные песнопения во время церковных праздников. Петр Великий открыл путь светской музыке: “Виват, Россия, именем преславна”, “Радуйся, Орле двоеглавой” и т.д., прославлялись успехи молодой державы.
В ХVIII веке применялся средневековый общеевропейский гимн “Тебе, Бога, хвалим”, который исполнялся под гром пушек во время Северной войны и во время триумфов. На коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора его пел Петр I после заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. Вплоть до 1790 г. при выходах императора, на парадах, приемах послов исполнялся старейший русский “Преображенский марш”. Во времена русско-турецкой войны 1787-1791 гг. появился марш “Гром победы”, когда русская армия взяла турецкую крепость Измаил (11 декабря 1790 г.). Одновременно с “Громом победы” возник русский духовный (нецерковный) гимн “Коль славен наш Господь в Сионе” (автор – русский композитор Дмитрий Бортнянский, 1751-1825 гг.).
С 1856 г. по октябрь 1917 г. главная башня Московского Кремля – Спасская – тридцатью семью колоколами вызванивала гимн Бортнянского ежедневно в 15 и 21 час (в 12 и 18 часов оттуда разносились звуки “Преображенского марша”).
С августа 1918 г. эти мелодии были заменены международным пролетарским гимном “Интернационал” (“Вставай, проклятьем заклейменный…”) и траурной песней “Вы жертвою пали”. Первым официальным государственным гимном России была “Молитва русских”, слова поэта В.А.Жуковского (1783-1852).
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю.
Слабых хранителю.
Всех утешителю
Все ниспошли.
25 декабря 1833 года стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917 г. (до отречения Николая II от престола). Мелодия была написана культурнейшим и высокообразованным человеком А. Львовым (1798-1870). Эту несложную хоральную мелодию называли одной из красивейших в мире, а состоял гимн всего из шести строк:
Боже, царя храни,
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, царя, царя храни.
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин, Кемерово
Комментарии