Еще в 5 лет Александра Парийчук, учитель года-2018 Сахалина, дала сама себе обещание, что непременно исполнит свою мечту: стать первым учителем – первым для детей и первым в семье. Откуда взялась эта мечта, она теперь не помнит. Но очень благодарна маме за то, что не помешала ее исполнению, хотя окружающие старательно отговаривали.
Оканчивая последний курс педагогического колледжа при Дальневосточном федеральном университете, Александра надеялась отправиться в глубинку Приморского края, хотя выпускнице-отличнице предлагали остаться во Владивостоке. Все сложилось, но чуть иначе: получив диплом, улетела на Сахалин, в город Оху. Этот город для Александры не чужой, здесь родилась ее мама, здесь она сама жила в детстве, именно тогда, когда родилась мечта. В 2011 году начался ее педагогический путь в маленькой городской школе.
– Наверное, никогда не забуду сильное волнение, перед тем как войти в класс, – признается Александра Михайловна Парийчук, учитель начальных классов. – Как примут меня ученики, родители? Будут ли мне доверять? Как поставить себя так, чтобы уважали ученики? Конечно, давала знать нехватка практического опыта: малышам очень трудно усидеть на месте, а мне – удержать их внимание. Зачастую не хватало на все времени, умение распределять его грамотно приходит с годами. Спасибо за поддержку моему наставнику, коллеге, педагогу с большим опытом работы Елене Витальевне Финенко, учителю начальных классов начальной школы №2 города Охи. Благодарна Наталье Николаевне Кобылкиной и Елене Валерьевне Лариной за помощь и возможность раскрыть все свои творческие педагогические задумки. Но очень задевало непонимание окружающих людей: «Ты учитель? Зачем тебе это?» Сложно объяснить, что такое целый класс, который в полной тишине ловит каждое твое слово, за какие-то сорок минут открывая для себя новые, неизведанные ранее знания, удивляется и радуется своим успехам. Я с самого начала поставила перед собой цель – детям должно быть интересно. Это довольно трудно, но без этого нельзя. Невозможно просто распланировать урок, логично выстроить последовательность его этапов и излить на своих учеников все то, что требует программа.
А чтобы стало интересно детям, по ее мнению, нужно прежде всего, чтобы было интересно самому учителю. Она быстро поняла, что цели традиционной педагогики, ориентированные на передачу знаний, вступают в противоречие с целями, которые ставит сегодня перед образованием общество, – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Александра Михайловна стала искать и остановилась на технологии кейс-стади, которая позволяет каждому ученику проявить инициативу, почувствовать самостоятельность.
– Сегодня с системой образования связывают надежды на возрождение культурных и нравственных ценностей развивающегося общества, на воспитание творческой личности, способной к самоопределению в динамичном мире, – говорит она. – Использование технологии кейс-стади делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным. Акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Преодолевается сухость в изучении сложных вопросов, ребята получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теорию с реальной жизнью, у них развиваются умения слушать и понимать других людей, работать в команде. Результат своей деятельности я вижу в росте интереса учеников к обучению, в их творческой самостоятельной активности на уроках, в стремлении к умению самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Но, конечно, эта технология требует серьезной работы учителя: много времени уходит на основательную методическую подготовку, нужно подготовить обучающие материалы, описывающие конкретные ситуации. Чтобы создать кейс и подготовить вопросы для его анализа, нужно быть и исследователем, и методистом, и организатором, и сценаристом, и артистом: выступить с вступительным и заключительным словом, организовать малые группы и дискуссию, поддерживать деловой настрой, оценить вклад каждого в анализ ситуации. Получается, что кейс-стади способствует развитию личности не только учеников, но и педагогов. Происходят осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства.
Метод ситуационно-ролевых игр, который применяет на уроках Александра Михайловна, тоже относится к технологии кейс-стади: предлагается ситуация, которую необходимо инсценировать, после чего дети должны ее оценить, выявить проблему и найти решение. А с помощью метода игрового проектирования ученики при поддержке педагога создают и совершенствуют проекты. Однажды, например, на уроке литературного чтения, изучая русскую народную сказку «Кому горшок мыть», ребята нашли диковинные слова, значение которых им было неизвестно. Пришлось лезть в словари Ушакова, Даля, Ожегова. Стали вспоминать и другие устаревшие слова и незаметно для себя с осторожной подачи учителя придумали проект «Устаревшие слова в речи литературных героев». Александра Михайловна предложила ученикам понаблюдать за речью литературных героев на уроках в рамках кружка «Юный читатель» и во время домашнего чтения. Ребята разделились на три группы, которые соревновались между собой по количеству найденных устаревших слов. Подводя итоги работы, организовали литературный совет из представителей групп, каждая из которых презентовала свой словарь. Проект вызвал такой интерес, что стал долгосрочным, ребята захотели продолжить работу.
– Порой только для одного урока, который ты хочешь сделать особенно интересным, требуется немало сил и времени, – рассказывает Александра Михайловна. – Читаешь, спрашиваешь, консультируешься, сравниваешь… Педагог должен уметь отдавать. Отдавать свои знания, энергию, опыт и не истощаться при этом, потому что это надо любить. Я заметила, что если какая-то тема интересна мне, то уроки и для меня, и для учеников проходят незаметно. Поэтому для каждого я стараюсь искать то, что заинтересует меня, ведь для учителя его ремесло – постоянная учеба. Главное – понимать, что все ученики разные. Шумные, веселые, активные, постоянно что-то ищущие и находящие, но каждый по-своему уникален, каждый интересен. Они сразу чувствуют обман или скрытность, с ними нельзя казаться кем-то, лицемерить. С ними нужно быть настоящим…
Лучший способ объяснить – дать возможность сделать самому – такой вывод она сделала через пару лет работы. Причем, по ее мнению, это относится и к работе педагога: только самостоятельная деятельность может дать драгоценный опыт. Методы, приемы, технологии, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, участие в конкурсах – все это помогает совершенствоваться и идти в ногу со временем. Уже в 2013 году Александра Парийчук рискнула принять участие в городском туре «Учителя года». Стала не только победителем в «Педагогическом дебюте», но и выиграла в номинациях «Педагог-лидер», «Вдохновение, креативность, молодость», на областном этапе конкурса получила из рук губернатора Сахалинской области приз «Надежда»-2013. Впрочем, главным призом она считает приглашение в 2015 году на работу в школу-интернат… села Некрасовка Охинского района. Принять решение было трудно – сложно было покинуть детей, которые на тот момент были в 3‑м классе. Но в день, когда ее приняли на работу, Александра сказала директору школы-интерната, что исполнилась ее вторая мечта – жить в школе. Вспоминает:
– Мне выделили комнату в интернате. Домой, в город, я приезжала только на выходные. Я получала удовольствие от того, что можно было жить на работе и полностью посвящать себя ей. Я могла воплощать все идеи, которые приходили мне в голову, так как детей было в классе 11, а времени 24 часа в сутки 5 дней в неделю! Переодевания в процессе урока в разных героев, занятия на ковриках… Могла говорить весь урок стихами, могла зайти в класс и начать петь, танцевать, чтобы утро было действительно добрым. Когда проходит несколько лет, а дети припоминают уроки первого класса, которые им понравились больше всего, я испытываю удовольствие. Разве не это показатель нашей работы?! В силу своей эмоциональности всегда была за то, чтобы дети выражали свои эмоции, какие бы они ни были. А ведь это и артистизм, и уверенность в своих силах, и выразительность в чтении, и нестандартность в подходе к учебному процессу. Такая обстановка способствует раскрепощению. Мы развиваем творческое мышление, ученики начинают проявлять креативность. Часто мои коллеги говорили, что дети все больше похожи на меня. Жесты, мимика, интонации… Здесь пришло осознание, какое сильное влияние мы имеем.
В классе оказалось двое русских детей, остальные представители коренных малочисленных народов. Труднее всего было поймать ритм друг друга: Александра очень энергичная, эмоциональная, а в традициях Сахалина вдумчивость, основательность. Приходилось подстраиваться под них, хотя она не привыкла работать медленно. Однажды, зайдя в кабинет, не увидела класса на месте. Сердце дрогнуло, но тут ребята выпрыгнули из-за парт и закричали: «Сюрприз!» Так они хотели порадовать и удивить любимую учительницу. Александра хохотала и радовалась: они стали чувствовать друг друга. Самым важным из того, что она оставила после себя в Некрасовской школе-интернате, Александра Михайловна считает детский коллектив, в котором не стало равнодушных, в котором каждый заинтересован в успехе другого. Закономерно, что в школьном конкурсе «Лучший класс» ее ученики заняли первое место.
На региональном этапе конкурса «Учитель года» в Южно-Сахалинске Александру Парийчук прозвали «ракета». И не только потому, что она заставила и детей, и членов жюри изображать летательные аппараты на физминутке, но и за энергию, решительность, уверенное движение к цели…
Комментарии