Важнейшей инвариантной составляющей Базисного плана является образовательная область “Технология”, цель которой – заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу ее самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.
Государственная программа предполагает обучение предмету “Технология” с 1-го по 11-й классы.
На первой ступени (1-4-е классы) ученики знакомятся с миром труда и профессий, овладевают основными элементарными умениями и навыками труда в быту.
На второй ступени (5-7-е классы) происходит знакомство с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту, их свойствами, техникой и технологией обработки, а также необходимо сформировать элементарные умения, осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
На третьей ступени (8-11-е классы) в зависимости от направленности трудового и профессионального обучения осуществляется углубление практических умений и соответствующих им знаний, полученных на 2-й ступени. Усиливаются творческая, конструкторская, технологическая, практическая направленности, допрофессиональное знакомство и профессиональное самоопределение.
Материально-техническая база в большинстве школ региона не позволяет реализовать допрофессиональное обучение в 8-9-х классах. Поэтому нами разработана программа “Культура дома с учетом региональных особенностей” для учеников 5-9-х классов общеобразовательных учреждений.
Опираясь на свой многолетний опыт преподавания предмета, мы представили адаптированный вариант программы интегрированного курса “Технология” с блочно-модульным обучением.
В основу положена федеральная программа “Технология” по специализации “Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов” и дополнена региональным содержательным компонентом. Данный курс рассчитан на 5 лет обучения (в 5 – 9-х классах) по 2 часа в неделю (68 часов учебного времени в каждом году обучения).
Программой предусмотрено изучение элементов машиноведения с целью приобщения детей к техническим знаниям, которые они могли бы применять в различных производственных условиях.
Политехнический принцип в трудовом обучении предъявляет к учителю определенные требования, что вызывает сложность у некоторых учителей в преподавании данного раздела, как того требует минимальный образовательный стандарт. Поэтому в помощь учителю предлагаем методическую разработку блока-модуля “Элементы машиноведения в 5-9-х классах”.
ПРОГРАММА
5-й КЛАСС – 10 часов
1-е занятие – Из истории швейной машины. Общие сведения о машинах.
Конструктивные особенности швейной машины 22М – класса ПМЗ.
Детали машин и их соединения.
Лабораторная работа “Определение типовых специальных деталей и видов соединений”.
2-е занятие – Конструктивные особенности ручного привода. Понятие о ведущем и ведомом звене. Кинематика и их кинематические пары. Правила ТБ при работе на швейной машине. Практическая работа “Упражнение в работе на швейной машине с ручным приводом без заправки нитей по прямым, ломаным и овальным линиям”.
Закрепление материала.
Лабораторная работа “Устройство ручного привода”.
3-е занятие – Организация рабочего места, правила подготовки машины к работе. Устройство иглы, подбор игл и ниток.
Заправка верхней нити.
Практическая работа “Заправка швейной машины верхней нитью”.
4-е занятие – Классификация машинных швов.
Подготовка технической документации стачного машинного шва (технический рисунок, технические условия, технологическая последовательность).
Практическая работа. Выполнение образца стачного шва.
5-е занятие – Подготовка технической документации машинного шва в подгибку с закрытым срезом.
Практическая работа: Выполнение образца шва. Тестовый контроль.
6-й КЛАСС – 8 часов
1-е занятие – Виды приводов швейной машины (ножной, электрический).
Принцип действия приводов.
Ведущее, ведомое, передаточное звено, передаточное отношение.
Закрепление нового материала.
“Ролевая игра”.
Лабораторно-практическая работа “Изучение устройства ножного и электрического приводов”.
Практическая работа: “Упражнение в работе на швейной машине с ножным и электрическим приводом”.
2-е занятие – Устройство и принцип действия моталки.
Регулятор натяжения ниток.
Неполадки в работе швейной машины, связанные с регулировкой натяжения ниток, и их устранение (таблица).
Регулятор строчки.
Практическая работа. Регулировка длины стежка.
Таблица “Подбор игл и ниток в соответствии с тканью”.
3-е занятие – Машинные швы (бельевые). Подготовка технической документации соединительного двойного шва. (Технический рисунок, тех.последовательность ТУ).
Практическая работа. Выполнение образца двойного шва.
4-е занятие – Подготовка технической документации запошивочного шва. (Технический рисунок, технологическая последовательность ТУ).
Практическая работа. Выполнение на швейной машине образца запошивочного шва.
Тестирование по пройденному материалу.
7-й КЛАСС – 6 часов
1-е занятие – Механизмы передачи вращательного движения и их кинематика. (Зубчатая, ременная, фрикционная, червячная).
Практическая работа. Выполнение кинематических схем механизмов передач вращательного движения.
2-е занятие – Соединительные машинные швы. (Накладной, настрочной, расстрочной).
Практическая работа. Графическое изображение, назначение и выполнение образцов.
3-е занятие – Самостоятельная практическая работа. Подготовка технической документации (технический рисунок, технологическая последовательность, технические условия). С выполнением одного образца машинного шва (накладного, настрочного или расстрочного).
Срез контроля знаний по теме “Машинные швы” с 5-го по 7-й класс. (Тестирование или работа по карточкам).
8-й КЛАСС – 6 часов.
1-е занятие – Механизм преобразования движения. (Кривошипно-шатунный, кулисный, кулачковый, эксцентриковый).
Условные обозначения деталей и соединений в кинематических схемах.
2-е занятие – Практическая работа. Выполнение кинематических схем механизмов преобразования движения. (Кривошипно-шатунного, кулачкового и эксцентрикового).
3-е занятие – Образование челночного стежка. Возможные неисправности и их устранение при работе швейной машины.
Практическая работа. Чистка и смазка швейной машины.
Контроль знаний тестированием по кинематике.
9-й КЛАСС – 4 часа
1-е занятие – Машины в народном хозяйстве. Классификация машин. Рабочие органы швейной машины, их механизмы. Паспорт швейной машины.
2-е занятие – Приспособления к швейным машинам.
Практикум. Работа на швейной машине с приспособлениями. (С линейкой направителем, с ограничительной линейкой и другими).
Тестирование блока-модуля “Машиноведение”.
Такая компоновка учебного материала по блоку-модулю “Элементы машиноведения” составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учеников, по принципу от простого к сложному.
При решении теоретических и практических задач для успешного усвоения школьниками учебного материала учителю необходимо творчески подходить к планированию урока, использовать больше игровых моментов, тестов, кроссвордов, разнообразных карточек-заданий, демонстрировать швейную машину в разрезе, узлы и детали механизмов.
Л.СМИРНОВА,
старший методист кафедры политехнической подготовки ИПКРО;
Л.РЕЧКИНА,
учитель МОУ N 6
Иркутск
Комментарии