search
main
0

«Садовое кольцо»: классовый психоанализ. Богатые не только плачут

На Первом канале прошла премьера «Садового кольца» – очередного сериала на тему «богатые тоже плачут». Он был снят еще в 2016‑м, а его первая презентация состоялась в Омске на фестивале «Движение» в 2017 году.

Сериал, снятый Алексеем Смирновым по сценарию Анны Козловой, спродюсированный Валерием Тодоровским, стал событием, может быть, и менее громким, чем чемпионат мира по футболу, но тем не менее заметным. Посмотрим, почему эта работа может оказаться интересной для простого зрителя, у которого своих проблем хватает.Любой проект Валерия Петровича Тодоровского, даже самый сомнительный, несет на себе печать качества. С поправкой на то, что это мейнстрим, добротный развлекательный продукт. Обычно Тодоровский специализируется на ретро: «Оттепель» – про кинопроизводство в хрущевскую эпоху, «Оптимисты» – про дипломатов тех же времен. В «Садовом кольце» дело происходит в наши дни, а главные действующие лица – современная московская буржуазия.Анна Козлова, написавшая сценарий к сериалу Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни», а также к «Разводу» Веры Сторожевой и ее же фильму «9 дней и одно утро», известна в первую очередь как писатель. Для режиссера Алексея Смирнова это дебют – на момент начала проекта ему было 23года. Актерский состав можно назвать звездным: здесь и Мария Миронова («Гибель империи», «Битва за космос», «Олигарх»), и Евгения Брик («Географ глобус пропил», «Тиски», «Стиляги»), и Ирина Розанова («Интердевочка», «Облако-рай»), и Анатолий Белый («Куприн», «Братья Карамазовы»), и Александра Ребенок («Глухарь», «Кризис нежного возраста», «Школа»). В качестве камео задействованы отец режиссера Андрей Смирнов и сводная сестра Авдотья Смирнова. Для полного ощущения семейственности добавим: в «Садовом кольце» снялась и Аглая Смирнова, родная сестра режиссера.Сюжет закручивается вокруг киднеппинга. «Садовое кольцо» балансирует между «Трастом» (режиссеры – Дэнни Бойл, Доун Шадфорт и другие) про похищение миллионера Жана Пола Гетти и картиной «Поророка» Константина Попеску-младшего о пропаже дочки в семье среднего класса. Киднеппинг становится пульсирующим нервом телепроекта, двигателем для сюжета, но далеко не единственным компонентом, держащим напряжение. Главная тема – разрушение жизни, внешне благополучной, но построенной на лжи. Как Садовое кольцо еще не вся Москва и не вся Россия, так и внешний лоск сытой жизни и социальные маски еще не залог благополучия и душевного здоровья.Вера Смолина (Мария Миронова) – холеная домохозяйка, устроительница фонда, оказывающего поддержку женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. Ее муж Андрей (Анатолий Белый) – успешный бизнесмен, сын Илья (Виктор Буй) – студент престижного вуза, готовящийся к стажировке в Америке. Еще у Веры есть сестра Аня (Евгения Брик), любительница секса с женатыми мужчинами (надо сказать, проект вообще отличается чрезмерной фривольностью). До поры до времени жизнь Веры, редко выходящая за пределы Садового кольца, течет спокойно. Друзья, сладкая жизнь, полная перспектив.В одночасье все летит в тартарары. Как дурное предзнаменование – отморозок, ограбивший Веру. Как завязка хаоса – исчезновение Ильи накануне заграничной поездки. Следователи не спешат активно помогать.Вера берет расследование в свои руки и узнает много нового о себе и своей жизни, а также о ее окружении. Благополучие, казавшееся нерушимым, на поверку уязвимо: бизнес-авантюра Андрея оборачивается провалом.Сериал представляет собой калейдоскоп сцен – временами комических, временами трагических – из жизни московского бомонда, не кажущего нос за пределы Садового кольца, нанизанных на детективную канву, очень напоминающую временами сеанс психоанализа. Зритель обнаружит здесь элементы триллера и криминальной драмы, однако мало кто сможет с уверенностью определить жанровую принадлежность сериала.Можно провести немало параллелей между «Садовым кольцом» и зарубежной «Большой маленькой ложью». И там и там сливки общества, испытывающие экзистенциальный и семейный кризис, отсутствие взаимопонимания между отцами и детьми, домашнее насилие. Сюжетный крючок с похищением, конечно, только повод поговорить со зрителем на эти темы. Проекты создавались примерно в одно время, но российский вышел чуть позже.Внимательный зритель заметит референсы к работам Вуди Аллена, Педро Альмодовара, к фильму «Москва слезам не верит» и даже к «Нелюбви» Звягинцева. Вообще сложно с точностью представить целевую аудиторию фильма. Зритель, воспитанный на качественных зарубежных сериалах, будет морщиться от типичной для российской телевизионной драмы эстетики, типичный потребитель продукции Первого канала будет недоумевать от нездешней развязности и дотошности некоторых героинь по части аспектов половой жизни.Если вы знакомы с литературным творчеством Анны Козловой, то к восприятию сериала будете больше готовы. Вера – типичная героиня писателя. Современная взрослая женщина, желающая жить и совершающая ошибки, терпящая крах в отношениях, не лезущая за словом в карман. Другие женские персонажи вносят разнообразие: Рита (Ирина Розанова), мать главной героини, сексуально необузданная любительница юношей, довольно комична. Лида (Александра Ребенок) вносит толику линчевского сюрреализма.Сеттинг (среда, в которой происходит действие) «Садового кольца», как и вообще мир книг Козловой, – женский. Их фрустрации, амбиции, тайны, разоблачения, задают тон всему происходящему. Мужчинам здесь отведена роль второстепенная. О чем этот фильм, в конечном итоге решать зрителю. Сам режиссер на одной из встреч отметил, что это история о «психологии вытеснения сознания». О человеке, вытесняющем из своего сознания некомфортный для него окружающий мир, и о том, как этот мир все равно его настигает. О людях, наивно верящих в то, что стены элитных квартир и комфортное пространство Садового кольца смогут их укрыть от проблем и несовершенств внешнего мира.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте