Читают ли дети летом? Для педагогов ответ на этот вопрос останется неизвестным до начала учебного года. Как говорится, вскрытие покажет…
Многие учителя литературы и начальных классов – я это знаю от них же – в сентябре собирают на проверку читательские дневники, которые дети должны по идее вести все лето. На самом деле для подавляющего большинства школьников это чистой воды имитация, дневники пишут на скорую руку в последние дни (или ночи) перед сдачей учителю. Но это не так и важно. Важно, что на основании этого дневника учитель делает вывод о количестве и качестве прочитанного летом. А пока учителя в полном неведении и ничуть об этом не переживают. Списки всем розданы, напутственные призывные речи произнесены – остается только ждать. Результат зависит от самих детей, их зрелости и сознательности и в немалой степени от влияния на них родителей. Если мамы и папы смогут «додавить» своих чад авторитетом ли, лаской и уговорами, материальными стимулами или пинками и угрозами, то можно надеяться, что примерно половина списка будет прочитана. Поймут ли что-то дети в прочитанном, получат ли от чтения удовольствие и новый опыт, еще вопрос, но галка возле произведения будет поставлена и сюжет в кратком изложении будет красоваться в читательском дневнике. В скобках замечу, что внимательный учитель без труда поймет, когда отзыв списан с Интернета или пересказан с родительских слов.О том, что читают школьники летом, знают кроме родителей работники детских библиотек. Знакомые библиотекари время от времени рассказывают байки из своей веселой (нескучной, во всяком случае) жизни. Все эти анекдоты можно отнести к жанру «нарочно не придумаешь» – в них трудно поверить, так они неправдоподобны. Хотя сами сотрудники абонемента уже не удивляются, когда дети спрашивают у них «Собаку Муму» ТУГЕРНИЕВА (нарочно точно не придумаешь!) и рассказы ПриФШина или, не испытывая ни тени сомнения, требуют «Огневушку-потаскушку», «Собачьи судьи», «Старосветских ямщиков», «Сына Полкана», «Садовника без головы», «ВерескОвый мед» и «МцырИ» (ударение на последнем слоге). К подобным просьбам за последние годы работники библиотек привыкли. И даже не смеются. Улыбку вызывает такое: «Мне книгу про джунгли братьев Маугли», «Дайте стихотворение Лермонтова «Герой нашего времени», «У вас есть «Бедная Настя» Карамзина?». Фраза «Дайте мне «Всадника без головы», я очень Гоголя люблю» стала хитом библиотеки. Или вот еще: «У вас есть «Пленник»? Ну как его – пленник… забыл какой…» Ему подсказывают: «Тебе «Кавказского пленника»?» «Да, да, точно! – и добавляет, получая книгу: – А еще у вас какие боевики есть?»Такие перлы дети выдают, когда приходят за книгами без списка, воспроизводят фамилию автора и название по памяти. Или когда перечень произведений записан наспех под диктовку. Что слышат, то и пишут… Я, например, лет до семи в знаменитой пахмутовской песне «Надежда» четко слышала «Надежда – мой ком подземной», потому что компас не играл в моей жизни никакой роли. Вот и некоторые наши школьники (а чему удивляться?) не знают еще о Тургеневе и Пришвине. Почему раньше не было таких оговорок, а если и были, то единичные? Я не берусь ответить. Может, учителя больше детям читали на уроках, чаще произносили имена писателей – они были у всех на слуху. Фамилии и названия не путались, даже если человек книг не читал.Но сейчас, летом, большинство юных читателей, по словам библиотечных работников, все-таки приходят за книгами с понятными, напечатанными учителями списками. Причем в библиотеки, которые на форуме «УГ» уже оплакали и похоронили, школьники ходят довольно активно. По словам библиотекарей, активнее, чем в прошлом году, а уж с позапрошлыми годами и сравнения нет. Нередко за книгами приходят родители – тоже со списком. Причем и дети, и взрослые воспринимают его не как рекомендованный, а как обязательный – они уверены, что все, в нем указанное, нужно прочитать. Списки у каждой школы свои, единого стандарта нет. Все зависит от программы и вкуса учителя. Встречаются экзотические названия, но есть хиты – они присутствуют во всех списках. Это, разумеется, классика. В том числе и зарубежная. Например, «Всадник без головы» Майн Рида, рассказы О.Генри и Эдгара По, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и романы Ремарка рекомендуются всем старшеклассникам, а книги Джека Лондона встречаются не в каждом списке. Зато в некоторых рекомендациях присутствуют Гавальда и Коэльо. Разумеется, во всех списках есть Брэдбери. Правда, почему-то учителя игнорируют «Вино из одуванчиков», рекомендуют лишь «451 градус по Фаренгейту» и рассказы. Из русской литературы второй половины XX века учителя активно рекомендуют школьникам лишь Солженицына («Матренин двор»), рассказы Астафьева и Распутина, но почему-то обходят вниманием Юрия Трифонова, Василия Шукшина, Виля Липатова, Василия Белова, Федора Абрамова и многих других интересных авторов. Современная литература, весьма разнообразная по стилю и тематике, в списках почти не встречается. Кто-то из учителей рискует включить в свои перечни Татьяну Толстую. Ну слава богу хоть ее! По собственному почину дети старшего возраста чаще всего спрашивают в библиотеке «Мастера и Маргариту».В списках для читателей среднего звена, по словам работников книгохранилищ, первое место занимают мифы Древней Греции и былины, «Приключения Робинзона Крузо» и рассказы Сетона Томпсона, Марк Твен и очень много зарубежной приключенческой классики, но почему-то совсем нет Крапивина. Удивительно, но в списках для начальной школы редко увидишь произведения Гайдара – по-моему, это очень плохо. С современной литературой для детей – очень интересной и яркой – дело обстоит еще хуже. Ни Веркина, ни Востокова, ни многих других замечательных нынешних авторов… В списках для начальной школы из сегодня пишущих можно встретить Андрея Усачева.Обидно, что учителя, формирующие читательский спрос молодого поколения, сами не очень ориентируются в море литературы. Программа, принятая министерством, служит им лоцией. Конечно, отчасти это хорошо, потому что если б ее не было, дело могло бы обстоять еще хуже. Что может посоветовать детям нечитающий учитель или любитель чтива? Думаете, это редкость? Отнюдь. Лично знаю словесников, причем немолодых, поглощающих в больших количествах детективы Устиновой, Донцовой и Марининой (так они, по их же словам, отдыхают от школы). Но это еще цветочки. На днях знакомая – профессор кафедры литературы одного из государственных университетов – принимала госэкзамен у бакалавров (большинство из них идет прямиком в школы, единицы – в магистратуру). Одной из выпускниц достался вопрос по творчеству Чехова. Она не смогла назвать ни одного чеховского произведения, а когда напрягла все свои извилины, вспомнила единственное: «Дом с механизмом» (скорее всего смотрела фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» и помнит, что он каким-то образом связан с Антоном Павловичем). Конечно, получила студентка неуд, но на следующий год пересдаст и, будьте уверены, получит диплом. И это, к сожалению, не такой уж редкий случай. О снижении общего уровня выпускников говорят почти все, кто работает в высшей школе. Так что программа – благо несомненное.Но неужели дети летом читают только по спискам? С таким вопросом я приставала к моим информаторам. В основном да – таков был их ответ. Есть единичные случаи свободного выбора чтения, независимого от рекомендаций учителей. В одной библиотеке Нижнего Новгорода есть, например, уникальный читатель – 10-летний Вова Бондаровский (читатели, запомните это имя – мальчик явно из породы Ломоносовых!). Он проводит в читальном зале целые дни, его запросы ставят в тупик библиотекарей, привыкших совсем к другим читательским просьбам. Буквально на днях мальчик попросил найти ему книгу, в которой были бы старинные названия всех современных государств. А на следующий день попросил книгу, в которой есть сведения о Гальштатском королевстве. Вовой уже прочитаны все имеющиеся в библиотеке энциклопедии, сотрудники читального зала ищут для него специальные справочные издания. Сфера интересов мальчика пока ограничена историей и географией, но это скорее всего только начало. 26 июня у Вовы день рождения. Он уже поделился радостью – родители пообещали ему поездку в Дом книги. «Выбрал книгу?» – спросили его. Он выдохнул и через паузу торжественно произнес: «И не одну! Ведь в нашем книжном (супермаркете) совсем нет того, что мне нужно». Слава родителям, воспитавшим ТАКУЮ любовь к чтению.Пример, мною описанный, конечно, редкий, но не единственный. В каждой библиотеке есть свой «музейный» экспонат – уникальный мальчик или девочка. И это радует. А еще радует, что в Год литературы молодежь хоть из-под учительской палки, но читать стала больше – это объективный факт. И библиотеки хоронить рано. Они, оказывается, многим нужны. Мои знакомые, работающие на абонементе, по их же признанию, сидят за своими рабочими столиками все реже – весь рабочий день бегают за книгами, которые просят дети. И это уже достижение!
Комментарии