Сегодня, 22 июня, особая дата в жизни россиян и в истории нашей страны – День памяти и скорби. Ровно 80 лет назад началась Великая Отечественная война – самая кровопролитная и самая жестокая в истории человечества.
Война длилась 3 года 10 месяцев и 16 дней. Все это время на фронте шли непрерывные бои. Сражения – одно страшнее другого – продолжались 1418 дней и ночей.
Советский Союз понес огромные потери: в годы Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов соотечественников. Многие из них были совсем молодыми – добровольцами на фронт юноши и девушки уходили прямо из институтов, со школьной скамьи.
О друзьях-товарищах
«Нет в России семьи такой, //Где б не памятен был свой герой». Слова песни «Вечный огонь», ставшей культовой сразу после выхода на экраны страны картины «Офицеры», написал поэт и кинодраматург Евгений Агранович, ушедший на фронт, будучи студентом Литературного института. У Аграновича есть много прекрасных стихов, посвященных боевым друзьям. Тема войны в его творчестве так же, как у других поэтов-фронтовиков, стала главной на всю жизнь.
Литературные критики считают, что самые пронзительные стихи и песни о Великой Отечественной войне написаны участниками боевых сражений, прошедшими долгими и трудными дорогами к Победе. Кинокритики убеждены, что самые достоверные кинофильмы, поставленные советскими и российскими кинематографистами, тоже созданы фронтовиками.
Сетевое издание «Учительская газета» подготовило обзор фильмов о Великой Отечественной войне, на которых воспитано несколько поколений россиян. Не все картины поставлены фронтовиками, но в каждой из них такая горькая правда о войне, что даже сейчас, спустя 80 лет, отделяющих россиян от страшных событий, их невозможно смотреть без волнения и слез.
«Баллада о солдате», 1959 год
Режиссер фильма «Баллада о солдате» Григорий Чухрай и сценарист Валентин Ежов – из числа фронтовиков, знающих войну и ее звериный оскал изнутри, поэтому картина получилась такой искренней и правдивой. Большой удачей режиссера стал подбор актеров, исполнивших главные роли, на тот момент никому не известных, которые навсегда вошли в историю кинематографа. Солдата Алешу и девушку по имени Шура сыграли будущие звезды советского кино Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Зато на второстепенных ролях были заняты по-настоящему именитые актеры: Антонина Максимова, Евгений Урбанский, Николай Крючков, Евгений Евстигнеев, Эльза Леждей, Евгений Тетерин, Георгий Юматов. Картину о простом пареньке, казалось бы, не отличившемся особыми героическими подвигами, руководство киностудии «Мосфильм», да и Госкино приняло неоднозначно. «Подбил два немецких танка, на фронте и не такое бывало», – говорили они.
Оглушительный зрительский успех заставил пересмотреть отношение к фильму. Только в Советском Союзе его посмотрели 30 миллионов человек. Военная драма Григория Чухрая стала абсолютным рекордсменом по количеству наград: их было более 100!
В числе призов – множество международных премий, две из них – Каннского кинофестиваля. В начале 60-х годов фильм был признан лучшим в кинопрокате США, Греции, Японии, номинировался на премию «Оскар» за лучший сценарий. Его и сейчас, спустя шесть с лишним десятилетий после создания, смотрят с огромным интересом.
«В бой идут одни старики», 1973
О том, как снимался фильм «В бой идут одни старики», можно рассказывать часами. Для того чтобы стать всенародно любимой картиной, фильму пришлось преодолеть тяжелый путь и выдержать немало настоящих сражений. Если бы не режиссер Леонид Быков, который написал сценарий, сыграл главную роль и пробил стену непонимания, этой картины просто не было бы в истории советского кинематографа. И мы бы никогда не узнали о том, что на войне солдаты не только воевали, стреляли, убивали врагов, но и пели. Да как!
Однако режиссер, который в свое время мечтал стать летчиком, но не попал в военное училище из-за маленького роста и попытки приписать возраст, решил снять фильм «В бой идут одни старики», чего бы это ему не стоило.
На фронте Быков не был: в начале войны ему шел тринадцатый год. С 1941-го по 1943-й его семья провела в эвакуации, в Барнауле. Однако рассказы фронтовиков запали в душу паренька. Став режиссером, он не раз мыслями возвращался в годы войны, а потом задумал снять кинокартину.
У фильма есть реальные герои. Капитан Титаренко получил фамилию от летчика Дмитрия Титоренко. Прообразами этого персонажа стали Герои Советского Союза Виталий Попков и Иван Лавейкин. Вано из фильма на фронте был летчиком Вано Габуния. Милая Зоя – это заместитель командира эскадрильи «ночных ведьм» Надежда Попова. Из реальной жизни автор сценария взял: «Махнул не глядя!», «Я бы, товарищ командир, еще больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали» и многие другие.
Да и поющая эскадрилья – отнюдь не фантазия Леонида Быкова. Такая эскадрилья действительно была в 5-м гвардейском авиационном полку, которым командовал сын Сталина – Василий. В годы войны там служил Виталий Попков.
Эскадрилья создала свой хор, а два самолета, на которых совершались боевые вылеты, в полк попали благодаря оркестру Леонида Утесова – это был подарок известного певца. Один из самолетов даже украшала надпись «Веселые ребята».
Начальству студии имени Довженко, где снимался фильм, изначально не нравилось исключительно все – от сюжета до подбора актеров. А между тем в картине, помимо Быкова, снялись прекрасные артисты – как на подбор. Сергей Подгорнов, Алексей Смирнов, Сергей Иванов, Рустам Сагдуллаев, Евгения Симонова, Ольга Матешко, Юрий Саранцев и другие.
Съемочный процесс тормозили, как могли. Тогда Быков решился на крайнюю меру – он начал ездить по городам и весям, встречаться с поклонниками кино и читать им отрывки из сценария. Успех был оглушительным. А уж когда на стол руководству киностудии легло письмо от высокого чиновника, в котором тот дал оценку будущему фильму, как честному произведению о войне, отступать оказалось некуда.
В первый год проката картину посмотрели более 72 миллионов зрителей. В следующем году она собрала свыше 44-х миллионов любителей кино и стала четвертой в кинопрокате страны. Фильм получил множество наград – отечественных и международных. Среди них – специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-74 (ЧССР), главная премия МКФ «Фильмы за свободу» в Югославии. Но главной наградой, по признания Быкова, он считал всенародную любовь. Песню «Смуглянку» Якова Шведова и Анатолия Новикова, ставшую музыкальной темой картины, пела вся страна.
«Военно-полевой роман», 1984
Сценарист и режиссер мелодрамы «Военно-полевой роман» – Петр Тодоровский. Известный советский кинорежиссер, снявший десятки замечательных фильмов, испытавший на себе все тяготы войны. На фронт он попал в 1943 году. Командир минометного взвода дошел до Берлина, в 1945-м был ранен.
В основу сюжета «Военно-полевого романа» легла история, которая случилась с Тодоровским уже после войны. Как-то возле ЦУМа он услышал громкий женский голос, выкрикивающий «Пирожки! Кому пирожки?!». Обернувшись, Петр Тодоровский обомлел: перед ним стояла неказистая с виду женщина в стоптанных валенках, старой телогрейке, сбитой набок неопрятной шапке.
Будь это на фронте, он никогда бы не решился подойти: красавица медсестра Люба была любимицей комбата, по которой сох не только он, но и все бойцы. А сейчас перед Тодоровским стояла несчастная одинокая женщина, оставшаяся с ребенком на руках и неустроенным бытом.
Через много лет после встречи Тодоровский сядет за сценарий, но снимать картину с таким «негеройским» сюжетом согласится только руководство Одесской киностудии, выделив на это совершенно смешной, по тем временам, гонорар.
В картине снялись прекрасные актеры – целая плеяда звезд советского кино. Наталья Андрейченко, Николай Бурляев, Инна Чурикова, Виктор Проскурин, Всеволод Шиловский, Зиновий Герд – тоже фронтовик. Слова песни «Рио-Рита» написал замечательный поэт Геннадий Шпаликов, а музыку – Петр Тодоровский, который сам великолепно исполнял эту песню.
Картина получила высокую оценку зрителей и профессионалов. В 1983 году «Военно-полевой роман» стал номинантом премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Жюри Международного фестиваля в Испании вручило картине приз за лучший сценарий.
Инна Чурикова получила награду за женскую роль второго плана, которую она сыграла блистательно. Берлинский кинофестиваль отметил работу Натальи Андрейченко «Серебряным медведем» – за лучшую женскую роль. Если вы не видели, посмотрите этот фильм. Он достоин внимания.
Комментарии