На финал конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей» приехали команды из самых разных регионов России.
Петербург любит встретить дождем. Но не в этот раз. И ему свойственно сочувствие, ведь этого события люди ждали так долго. Между полуфиналами профессионального Всероссийского конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и его заключительным этапом прошел целый год! Из-за пандемии участники не могли встретиться раньше на очных испытаниях. И наконец, в мартовском холоде Петербурга встреча учительских команд состоялась. И хорошо, что не под дождем.
Но зонтики как непременный атрибут петербургского бытия все-таки достались каждому. В концертном зале «Карнавал» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных любой из конкурсантов и гостей мог соорудить себе крошечный талисман в виде зонтика, украшенного высказыванием классиков русской литературы. И, к слову, многие из цитат пришлись ко времени. Например, вот это, чеховское: «Бывают минуты, за которые можно отдать месяцы и годы».
Уважаемые герои
Несмотря на то что конкурс «Учитель будущего» новый, на нем царила атмосфера встречи давних знакомых: радостные восклицания, улыбки, дружеские объятия. Много добрых слов в адрес конкурсантов сказали и приглашенные на торжественную церемонию открытия почетные гости. Значимость мероприятия подчеркнуло присутствие сразу двух глав регионов: губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и губернатора Кировской области Игоря Васильева.
Игорь Васильев, который также возглавляет Комиссию Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование», в ходе деловой поездки в город на Неве счел необходимым поприветствовать участников конкурса «Учитель будущего» и пожелать им успеха. Он также напомнил, что именно учителя играют большую роль в воспитании ребенка, а значит, в воспитании гражданина, ответственного за судьбу своей страны.
Александр Беглов в свою очередь назвал учителей уважаемыми и активными людьми. Им не случайно доверяют самое дорогое – детей, и период пандемии лишний раз показал, насколько ответственна работа педагога. Героями 2020 года можно назвать не только врачей, но и учителей, которые не бросили учеников, сумев аккумулировать силы и ресурсы, мобилизоваться и перестроить учебный процесс так, чтобы минимизировать потерю качества образования.
Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров в своем приветственном слове поблагодарил правительство Санкт-Петербурга за гостеприимство, а также Министерство просвещения России за возможность провести финал конкурса в очном формате.
Как заметил Алексей Комиссаров, на финишную прямую вышли 99 команд из 44 регионов России, и свое лидерство они заслужили в условиях высокой конкуренции. В общей сложности на конкурс было подано порядка 39 тысяч заявок. Если учитывать, что на финал могли попасть только 300 участников, то конкурс составлял более 130 человек на место!
Алексей Комиссаров подчеркнул, что педагогика – профессия творческая, в ней многое зависит от желания учителя идти вперед, развиваться. Педагогу, как и любому другому мастеру своего дела, необходимо признание. Конкурс «Учитель будущего» позволяет увидеть уникальные практики, ярких учителей, новые подходы.
Учиться никогда не поздно
Конкурсанты ждали финала конкурса с таким же нетерпением, что и организаторы. Это было заметно по их задору и настрою. Например, как рассказал Максим Корчагин, представитель команды школы №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Новосибирска, за прошедший с полуфинала год он видит в себе необычайный прогресс. И все это благодаря команде, где на первом месте взаимообучение и взаимообогащение. Изюминкой своей команды новосибирцы считают разнопоколенность. Между каждым из участников команды разница в 20 лет.
– Нам здорово работать вместе, мы сочетаемся и характерами, и профессиональным видением, – сказал Максим Корчагин. – Мы друг друга в чем-то взаимозаменяем и взаимодополняем. К примеру, мои коллеги раньше не пользовались цифровыми технологиями, а теперь научились, а я благодаря опыту участников нашей команды вижу, как эти технологии правильно использовать методически.
Наталья Малахова из команды школы №42 г. Ставрополя убеждена, что на каждый конкурс педагог приходит прежде всего, чтобы чему-то научиться. Поскольку конкурс командообразующий, то в первую очередь хочется узнать про эффективные способы взаимодействия с коллегами, ведущими другие предметы. На таких конкурсах часто понимаешь, что, даже проработав в школе более 20 лет, все равно многого не знаешь, а педагогика – профессия поиска, всегда хочется попробовать что-то новое.
Максим Кильчевский из команды школы №25 г. Владивостока сразу признался, что приехал с коллегами не только поделиться опытом, но и понаблюдать, как, например, работают петербургские образовательные организации, тем более что многие из них известны за пределами своего региона. Хочется понять, как это получается, и попробовать применить данные практики на своей территории.
Любопытно, что за прошедший год в команде школы №25 из г. Владивостока произошли интересные перемены. Если ранее это были три математика из одной школы, то сейчас все учителя работают в разных школах. Кроме того, у каждого появились дополнительные компетенции: кто-то занялся музыкой, кто-то – психологией, а сам Максим Кильчевский стал директором школы. Одно только осталось неизменным. По мнению педагогов, учитель будущего – это профессионал, который сможет в любой момент зайти в класс и дать урок. И стать в этом плане для детей примером, ведь, каким бы сложным ни казалось взаимодействие с поколением виртуалов, дети по-прежнему смотрят на учителя распахнутыми глазами.
В диалоге
То, что конкурс «Учитель будущего» – это не только состязательные моменты, но и серьезный разговор, показала встреча с представителями органов исполнительной власти, прошедшая в рамках открытия. В беседе с представителями учительских команд приняли участие директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Андрей Милехин и вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина.
Многие из вопросов, которые затрагивались на круглом столе и которые задавали учителя, касались актуальных тем в образовании. Например, конкурсантов интересовало, как привлечь в школу молодых специалистов. По словам Андрея Милехина, профильным министерством разрабатывается ряд мер, призванных улучшить ситуацию с дефицитом молодежи в педагогике.
Так, в 30 педагогических университетах будут созданы педагогические «Кванториумы» с самым современным оборудованием. Будущие учителя должны приходить в школу и не изумляться тому оснащению, которое там есть, а уверенно пользоваться им при обучении детей. Также необходимо развивать и совершенствовать систему сопровождения педагогической молодежи, чтобы молодой специалист не оставался без поддержки, особенно в первый год работы в образовательной организации. Еще в школах будут открываться педагогические классы. Это позволит мотивированным детям ближе ознакомиться с профессией учителя и, возможно, задуматься о карьере в этой профессиональной области.
Злободневной темой конкурсанты посчитали и тему профориентации школьников. Многим школам, особенно сельским и удаленным от районных центров, трудно договориться о партнерстве как с вузами, так и с предприятиями, на которые можно было бы вывозить учеников. Но также многим школам удается найти положительное решение по этим вопросам.
Например, проводятся виртуальные экскурсии на производство, приглашаются представители тех или иных профессий, которые особенно востребованы на данной территории. Опытом Петербурга в свою очередь поделилась Ирина Потехина. В частности, она сообщила, что в городе на Неве создается цифровое расписание, где будет указано, в какой день и в какое время какая-либо производственная площадка или лаборатория может принять школьников на профориентационное занятие. Лучше все-таки один раз увидеть, чем сто раз услышать, считают в правительстве Санкт-Петербурга и в городском Комитете по образованию.
Прозвучал также серьезный вопрос о том, можно ли считать работу учителя услугой, на что Андрей Милехин совершенно четко ответил, что работа учителя была, есть и остается служением, а не услугой. И зал единодушно с этим согласился.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Комментарии