Кто более компетентно может рассказать о сходстве и различиях белорусской и российской систем образования, чем глава соответствующего ведомства одной из стран? Министр образования Республики Беларусь Сергей МАСКЕВИЧ с удовольствием ответил на вопросы российских журналистов, в том числе самые острые.
– Сергей Александрович, как вы относитесь к ЕГЭ и чем от него отличается белорусская система централизованного тестирования?- К ЕГЭ в принципе отношусь хорошо, но нужно еще какое-то время, чтобы он стал таким, как в теории. Может быть, и мы к этому придем, но сегодня мы избрали другой путь – ЦТ. Когда-то мы использовали разработанные в Москве тесты, но увидели, что если мы вводим единственную форму экзамена и для окончания школы, и для поступления в вуз, то ориентируем молодежь на натаскивание к тестам, а не на овладение науками. И мы решили эти экзамены развести.Для российских выпускников мы создали возможность поступать и как иностранным гражданам – по собеседованию, без сдачи ЦТ, на платную форму обучения. Однако россияне предпочитают сдать ЦТ и учиться на бюджете. Сейчас в вузах Беларуси учится примерно 2 тысячи российских студентов.- А как обстоит дело с зарплатой белорусских педагогов?- В России декларируется, что зарплата педагогов должна быть не ниже средней по промышленности, но мы пока отстаем от этой планки. В среднем учителя получают 85-86% от средней зарплаты по экономике, это примерно 3,8 млн белорусских рублей (около 15 тысяч рублей), 5,8 млн белорусских рублей получает профессорско-преподавательский состав.- Какие специальности у белорусских выпускников самые популярные?- Если судить по тому, куда поступают больше всего, то это международные отношения, внешнеэкономическая деятельность, экономика. На юридические специальности тоже по-прежнему высокий спрос, но они примерно на 3-м месте. Высокие проходные баллы и практически на все специальности медицинского профиля.- Как в Беларуси обстоит дело с профессиональным образованием? Востребованы ли у выпускников рабочие специальности?- У наших стран принципиальная разница в системах образования. В России обязательное среднее образование, у нас – базовое образование (9 классов). Поэтому в Беларуси сразу после 9-го класса в колледжи поступают около 30%, еще определенный процент поступает после 11-го класса. В итоге мы имеем неплохой баланс: примерно пополам – поступающих в вуз и в профтехобразование (там 2 ступени – рабочая специальность и среднее техническое образование). Многие потом идут в вуз, обычно учатся заочно, не уходя с производства.- Наши выпускники после окончания вуза никому не нужны, им трудно устроиться на работу, а у вас есть распределение. Все ли им довольны?- В распределении есть как минусы, так и плюсы. Мы еще будем вносить в эту систему коррективы. Сейчас после окончания высшего учебного заведения у нас обязательна отработка в течение двух лет (иначе придется возместить государству плату за обучение). Конечно, не все хотят это делать, айтишники, у которых большая зарплата в коммерческих фирмах, особенно. Кому охота вместо этого получать в агрокомбинате скромные деньги? Но многие специалисты благодарны, что есть распределение. Даже до 10% платников пользуются этим правом.- Как в Белоруссии определяют эффективность и неэффективность вузов?- Всего в РБ 54 вуза, из них 9 частных (по набору это около 10%). Мы пока не делаем рейтинга неэффективных вузов, хотя у нас есть критерии, близкие к вашим, потому что не видим пользы от этого. Молодежь сама выбирает самые эффективные вузы. Я думаю, произойдет естественный процесс, и какие-то вузы (и тут первыми будут скорее всего частные) в связи с уменьшением количества абитуриентов закроются сами.- Есть ли в республике коррупция в образовании и как вы с ней боретесь?- Есть отдельные случаи, особенно в дошкольном образовании, у нас тоже, как и в России, не хватает пока мест в детсадах. Люди в таких случаях звонят нам в министерство, и мы выясняем. А в вузах коррупционная система сложилась давно, например, была поставлена на поток плата за контрольные работы заочников. Поэтому мы сейчас отменили эту форму контроля, чтобы убрать коррупционную составляющую. Больших скандалов нет, но почти каждый год мы выявляем преподавателей, которые ставят зачет или экзамен за деньги. И тут уже они получают сполна – 5-6 лет тюрьмы.- В России уже учатся 20 тысяч белорусских выпускников. Как вы оцениваете риск утечки мозгов не на Запад, а на Восток?- Возвращаются из России немногие, но все же возвращаются. Мы рады, что наши ребята получат достойное образование и смогут принести пользу своей стране – и Белоруссии, и России. Хотелось бы, чтобы они ограничились этой территорией, но если пойдут дальше, значит, принесут пользу всей цивилизации. Главное, чтобы они занимались высокоинтеллектуальной деятельностью, а не были на вторых-третьих ролях.
Комментарии