В Психологическом институте с 1995 года работает лаборатория психологии профессионального развития личности под руководством доктора психологических наук Ларисы Митиной.
Основное внимание в научной работе лаборатории уделено педагогу как представителю самой массовой профессии и центральной фигуре системы образования. С полным основанием, опираясь на данные многолетних исследований, ученые утверждают, что любые попытки реформирования системы образования окажутся малоэффективными, если не будут решены проблемы основного субъекта всех преобразований школы – учителя.Каким должен быть учитель новой школы? Какими качествами он должен обладать, чтобы успешно строить новую школу? Каков комплекс психологических условий, обеспечивающих оптимальное личностно-профессиональное развитие учителя, максимально эффективного в педагогическом взаимодействии с субъектами образовательного пространства новой школы?Чтобы ответить на эти вопросы, надо существенно обновить сложившиеся к сегодняшнему дню представления о психологии учителя, его профессиональной деятельности и профессиональном развитии. Это и сделано в Психологическом институте – в нем разработана концепция профессионального развития личности. Ее суть заключается в следующем. Развиваться у профессионала должны интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, гибкость. Условие такого развития – переход на более высокий уровень профессионального самосознания.Если говорить о педагоге, то обнаружились две основные стратегии (модели) его профессиональной жизнедеятельности – модель адаптивной деятельности в профессии и модель развития.Конструктивный, гармоничный, смело можно сказать, правильный путь учителя в профессии осуществляется по пути профессионального развития – это созидание себя, наращивание своего творческого потенциала, развитие у себя профессионально важных качеств. А адаптивное (подчинение обстоятельствам, а не преодоление их) поведение в профессии деструктивно – это путь стагнации и невротизации педагога, путь разрушения, расходования, расхищения своего креативного потенциала и личностных ресурсов.Чтобы помочь учителю, в лаборатории разработана технология профессионального развития педагога (или технология конструктивного изменения поведения учителя). Она позволяет трансформировать адаптивное поведение в творческую реализацию в профессии. Технология стимулирует педагога к проявлению творческой активности, в которой осознанное стремление к самоизменению становится одним из важнейших элементов саморазвития.Более 5000 учителей, более 3000 учеников, около 2000 студентов вузов разных регионов страны охвачены методическими программами профессионального развития. Их эффективность косвенно иллюстрируется такими цифрами: концепция профессионального развития подтверждена успешной защитой 30 кандидатских и докторских диссертаций, опубликована в 23 монографиях, книгах, пособиях.Педагоги, так же как и учащиеся, нуждаются в психологическом сопровождении – вот основной вывод ученых, предложивших эффективные инструменты такого сопровождения.
Комментарии