Тематика здорового образа жизни и компетенций здоровья отчетливо представлена в смысловом поле развития московского образования: создание безопасных условий, в том числе обновленных технологических; формирование в соответствии с ФГОС дошкольного и общего образования личностных образовательных результатов, связанных со способностью и готовностью к здоровому и безопасному поведению; компетентное психолого-педагогическое сопровождение учителем образовательной, воспитательной и развивающей деятельности; обеспечение образовательного процесса для детей с особыми потребностями, вовлечение семьи в образование.
В тесном сотрудничестве с лабораторией развития личности и здоровьесбережения МГПУ в школах Зеленограда продолжается развитие проекта по формированию единой профилактической среды в образовательном пространстве. В своей научно-исследовательской работе мы занимаем принципиальную позицию практической целесообразности и полезности научного продукта для школы. Широкий охват образовательных организаций партнерской информационно-аналитической сетью залог высокой результативности проекта. А рассмотрение вопроса на уровне межрайона дает возможность разработать действенную систему и сделать реальный шаг от теоретических исследований к решению актуальных проблем организации и сопровождения здоровьесберегающих практик.В настоящее время нами уже сформирована команда кураторов здоровьесбережения, которые реализуют проекты, направленные на формирование здорового образа жизни обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья, повышение качества среды обитания, обеспечение психологического благополучия и минимизацию психолого-педагогических рисков развития.Во всех школах округа с 2015 года ведется работа по здоровьесберегающему сопровождению на основе мониторинга здоровья обучающихся (систематические динамические наблюдения и оценка статуса здоровья, исследование установок здорового образа жизни среди школьников). В организации работы площадки «Здоровый образ жизни» фестиваля межрайонного совета директоров участвовали педагоги, психологи и обучающиеся 13 школ. Гости площадки могли измерить показатели напряжения регуляторных систем своего организма, получить персональные рекомендации по сохранению персонального здоровья, ознакомились с экспозицией Музея гигиены, посетили мастер-класс по психогигиене, где научились простым и эффективным упражнениям по снятию стресса и усталости, ознакомились с технологиями цифровой лаборатории медицинского класса московской школы, поучаствовали в научном эксперименте, оценили свои физические способности, все вместе сделали гимнастическую разминку; в формате кратких заданий и быстрых ответов смогли проверить знания в области здоровья и правил здорового образа жизни и получили за это здоровые призы. Особую ценность площадке придали собственные проекты обучающихся по тематике здоровья. Многие из посетивших площадку зеленоградских школьников с удовольствием поделились своими положительными впечатлениями и размышлениями о приобретенном опыте и отношении к здоровью в книге признания «Я выбираю здоровье».Уже традиционной для Зеленограда стала Неделя здоровья, объединяющая педагогов, родителей, обучающихся, медицинских работников, окружные средства массовой информации города.Интеграция ресурсов, достижений и обмен опытом требуют совершенствования программно-целевых методов управления и развития кадрового потенциала. В связи с чем в ряде школ в продолжение развития проекта были созданы школьные команды здоровья. Такие команды, объединившие педагогов различного профиля и ступеней обучения, проектируют уникальные для своей школы программы с учетом требований ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы в части формирования здорового и безопасного образа жизни, сложившихся практик здоровьесбережения и исходного уровня адаптационного потенциала здоровья обучающихся, их установок на здоровый образ жизни. Командные проекты отличают актуальность и своевременность, продуманность целей и задач, обоснованность форм и методов, процессуальная логичность, ориентация на преемственность содержания по ступеням обучения, включение семьи в процесс формирования ЗОЖ, грамотное сетевое планирование. Важным достижением работы стали выстроенный диалог, ясные задачи и взаимодействие внутри педагогического коллектива по решению задач здоровьесбережения в школе.На сегодняшний день в округе активно формируется единое информационное и методическое пространство. В качестве актуальных и перспективных направлений нам видятся развитие в школах округа сети внутришкольных командных объединений с целью координированного и ответственного решения задач здоровьесбережения, консолидация ресурсов научно-популярной направленности по вопросам здоровья на единой информационной платформе, совершенствование компетенций педагогического и управленческого состава в сфере формирования безопасного и здорового образа жизни участников образовательных отношений, разработка механизма межведомственного (сетевого) взаимодействия в деятельности по охране и укреплению здоровья учащихся и обеспечение безопасной санитарно-гигиенической среды школы.Елена НЕХОРОШЕВА, кандидат педагогических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Развитие личности и здоровьесбережение» Зеленоградского отделения Московского городского педагогического университета
Комментарии